Творчество живописца Степана Короткова не
укладывается в узкие рамки какого-то одного ?чистого?
жанра. Особенности художественного мировосприятия
заставляют его осуществлять постоянный поиск не
только образного решения, но и изобразительных
средств его воплощения на холсте, порой добиваясь в
итоге сложного жанрового сплава, состоящего из
элементов интерьера, пейзажа и натюрморта.
Работа над картиной для художника всегда акт
священнодействия, в результате которого он не только
облекает свои мысли в зримую форму, но и
восстанавливает душевное равновесие. А его темперамент и характер неизменно
определяют и характер его творчества. Такова природа искусства - она
разнообразна и неповторима, как сама жизнь.
В поисках своей темы художник прошел определенный путь. В начале его было
увлечение живописным методом А.И.Куинджи, в результате которого в
творчестве молодого художника появились первые удачные произведения -
пейзажи пустынных ночных улиц со старыми домами (?Мастерская художника?,
?Дом Сычкова в Саранске?). Радостное восприятие мира, столь характерное
юности, наиболее полно отразилось в ряде ранних работ Степана Короткова,
среди которых можно отметить ?Летнюю ночь?, ?Пашню?, ?Натюрморт с
ландышами?.
В конце 1980 - начале 1990-х годов он создает свои лучшие произведения,
сейчас уже по праву считающиеся классикой современного искусства Мордовии -
?Свет в музее?, ?В мастерской?, ?Скоро осень?, ?Свет в июле?, триптихи ?В пути?
и ?Памяти Казимира Малевича?.
Живописец часто объединяет свои работы в серии, что дает ему возможность
проследить изменение настроения и состояния художественного объекта в
зависимости от характера его освещения, времени года или суток ( ?Стены?,
?Отражения?, ?Свет в подъезде?, ?Окна?, ?В гостинице?). Особенно любит он
солнечный свет, изучает его декоративный эффект, ищет способы передачи
освещения на полотне.
Интерьеры Степана Короткова привлекают внимание не эффектной
обстановкой или идеальностью пространственного построения, а, главным
образом, тонко переданным настроением. Работы серий ?В комнате? и ?Свет в
музее? проникнуты ощущением незримого присутствия человека, сиюминутности
происходящего.
С яркими детскими воспоминаниями и связан богатый спектр сюжетов,
помогающих живописцу создавать образы. Возможно поэтому так ?греют? и
радуют его деревенские ?стены? - ?Скоро осень?, ?На солнышке?, ?Март.
Оттепель?, ?Свет в июле?.
Одним из самых любимых и выразительных приемов изображения живописец
считает светотень с ее исключительной способностью раскрывать потаенный
смысл вещей. Он мастерски использует ее и в композиции ?Свет в июле?,
подчеркивая неповторимую прелесть простых полевых цветов, сообщая всему
действию чувство грусти по уходящему лету.
В ряд своих работ Степан Коротков вводит образ человека, но, очевидно, что в
каждом случае он выполняет не основную, а, скорее, лишь подчиненную роль.
И как закономерный результат предыдущих поисков - появление в творчестве
Степана Короткова картин - ?гороскопов?, композиции которых основаны на
символических изображениях знаков -одиака.
О приходе творческой зрелости художника свидетельствует начало работы над
серией произведений, в которых он пытается найти собственное объяснение
сложнейшим нравственным проблемам, волнующих современного человека.
Образ иконы, запечатлевшей лик Пречистой и Пресвятой, является сегодня - как,
впрочем, и в течение многих столетий - ?неиссякаемым источником живой воды?,
питающим творчество скульпторов, живописцев, поэтов.
В цикл полотен, посвященных иконам с изображением Богородицы, входят как
ранние его произведения - ?Скорбь Богоматери?, ?Спас нерукотворный? и
?Натюрморт с иконой?, так и работы последних лет - ??и будет память о тебе??,
?Спокойствие души моей?, ?Умиление?, ?Богоматерь Казанская, молящаяся о
спасении России?, ?Жизнь иконы? и триптих ?Восстановление?.
Показательна его работа над триптихом ?Восстановление?, посвященным
печальной судьбе русской иконы.
Елена Бутрова - искусствовед