"Крадущийся тигр. -атаившийся дракон" (Crouching Tiger, Hidden Dragon / Wo Hu Zang Long) Китай - Гонконг - Тайвань, 2000 г., 115 мин.
Реж. Анг Ли. В ролях: Чоу Юнфат, Мишель Йео, Ченг Чен, -енг -и Йи.
Наверное, четыре "Оскара", в т. ч. за лучший иноязычный фильм года, что-то значат. Из-за одного этого "тигра с драконом" надо смотреть уже как бы "по программе", хотя в последнее время все эти разрекламированные победители оставляют после себя привкус коммерции - все более ярко выраженный. -ритель-то уже, как часто сетуют, не тот, прежний, который знал, кто такие Феллини, Бергман, Куросава, Тарковский (список можно продолжить). В кино все больше ходит подрастающее поколение, "пепси" ли, еще какое, но суть явления от этого не меняется. Кино в основном сейчас снимается для них, и смотреть такое кино надо с пакетом чипсов в руке.
Начало "тигра-дракона" определенно настраивает на боевик. Существует некий священный меч, за которым ведется охота какими-то темными силами. Герои отчаянно бьются, прыгают по крышам и даже начинают летать (ура компьютерам!). Потом вдруг оказывается, что меч этот легендарный на самом деле никому не нужен. А дело все в том, что одна девушка полюбила бандита. Ее родители, понятное дело, хотят выдать ее замуж за толстого, старого и некрасивого, но богатого. И начинается мелодрама с почти индийскими слезами. Впрочем, есть тут и комикса в меру, и естественная апелляция к легендам. И не только к восточным, но и западным. Крадущийся Тигр, -атаившийся Дракон, Хитрая лиса, Чингачгук Большой -мей, Виннету - вождь апачей, Тристан и Изольда В общем, не хватает только Рыцарей Круглого Стола ( а может, они там и были?).
Про актерскую игру можно сказать одно: харизматические Чоу Юнфат и Мишель Йео выглядят довольно тускло. Нет в Чоу Юнфате той экспрессии и мелодраматического (в хорошем смысле) надрыва, какие он демонстрировал в фильмах Джона Ву, когда тот еще не выезжал в Штаты. Постарел Большой -мей, забронзовел. Ну так ведь мудрый наставник, Учитель, Teacher. Лицо каменное, эмоции скрыты. В общем, не Брюс Ли в "Кулаке ярости", весь на крике: "Teacher! Teacher!" А для Мишель Йео роль подруги Джеймса Бонда представляется на сегодняшний день наивысшим достижением. Остается только влюбленная пара, девушка и бандит. Они ведь молодые актеры, им засветиться надо, потому и стараются, местами даже "рвут страсти в клочья".
Этим фильмом режиссер Анг Ли возвращается как бы к истокам, припадает к живительному источнику родных сказаний. Сняв в 1995 году в Британии мелодраму "Чувство и чувствительность" по одноименному роману Джейн Остин, будучи восточным человеком, он вполне адекватно, с пониманием, в сатирическом ключе, воспроизвел на экране атмосферу английского общества начала XIX века и заслуженно удостоился широкого внимания критики и разнообразных наград престижных киносмотров. Последовавшая два года спустя психологическая драма "Ледяной шторм" (или "Снежная буря") рассказала американцам много такого, чего они о себе сами не знали, что еще более укрепило авторитет тайваньского постановщика, уже как мастера серьезного, проблемного кино. И вот вдруг глянцевая история. Наверное, на родине так положено. Есть ведь и требования жанра. Местные традиции, в конце концов. У нас вот березки, а там горы и водопады
Энтузиазм американской киноакадемии вполне понятен: допустили наконец до американского проката восточный фильм, он собрал небывалую для иноязычной ленты с субтитрами кассу (128 млн. долларов), как не отметить такое чудо? А вот у нас в России насчет энтузиазма по поводу "тигров с драконами" как-то не получается. И даже наоборот, некоторое недоумение возникает. Мы все же ближе к Востоку, сами почти азиаты, а потому больше Америки с Европой насмотрены по части восточных единоборств. Видео у нас как бы с этого начиналось. Ну, летают, ну, дерутся, ну, ветви деревьев красиво шелестят в изысканном ландшафте, а дальше-то что? Или это та самая красота, которая спасет мир? Слишком уж просто. И даже важный философский вопрос: "Почему люди не летают?" поставлен нашей литературой еще в прошлом веке, когда американцы только свою государственность более-менее осваивали, блуждая по Дикому -ападу. Так что восторгов у нашего зрителя никаких быть не может. Разве что только у тех, кто с чипсами. Ну, так они еще ничего не знают. Каждому поколению требуется обновление старых и вечных, как мир, историй. И потому влюбленная пара в "Крадущемся тигре, затаившемся драконе" должна непременно обрести вечность через смерть, а потому красиво шагнуть в пропасть, чтобы потом восставать в новых легендах, которые просто обязаны периодически творить кудесники кино, если они, конечно, заботятся о достойной кассе.
Виктор Никитин, Воронеж