Малена (Malena) Италия - США, 2000 г., 89 мин.
Реж. Джузеппе Торнаторе. В ролях: Моника Белуччи, Джузеппе Сульфаро, Лючано Федерико, Матильда Пиана, Пьетро Нотариани.
С первых кадров "Малена" предстает тем итальянским кино, которое, по-нашему мнению, и должно быть итальянским, к которому мы привыкли. Многое, несомненно, напоминает "Амаркорд" Феллини. Но Джузеппе Торнаторе и сам с усами. И "Оскар" у него имеется, и призы многих престижных фестивалей - Каннского, Венецианского... А то, что Феллини проглядывает, так это просто потому, что тоже итальянец. Как на голливудском кино лежит своя печать, так и на советском, французском или японском. Школа всегда объединяет. Национальность - тем более. К тому же есть устойчивые стереотипы: итальянцы всегда будут представляться темпераментными, говорливыми, жестикулирующими людьми, а вот британцы, наоборот, сдержанными, холодными и надменными. Хотя, конечно же, существуют молчаливые и тихие итальянцы, и развеселые, рот не заткнешь, простецкие англичане. Но это так, к слову. А главным следует напомнить то, что именно Джузеппе Торнаторе после фильма "Все в порядке" (1990) назвали надеждой Италии после Феллини.
Кажется, что этот фильм специально снят для итальянки Моники Белуччи. Чтобы показать ее красоту, чувственность, женственность, воспеть пленительные формы, глаза, походку, поворот головы И проникновенная музыка Эннио Морриконе ту же миссию выполняет, полностью ей подчинена. В ракурсах, ушедших от рекламы и модельного бизнеса в сторону мелодраматического сюжета, она предстает как объект пристального внимания Ренато, подростка из небольшого сицилийского городка, завороженного самим ее существованием в забытой богом провинции.
Редкий случай, когда бывшей фотомодели удается стать настоящей актрисой. Потому как буквально перед глазами стоят примеры неудач королев подиума Синди Кроуфорд и Клаудии Шиффер. Первая выглядела в боевике "Честная игра" бестолковой куклой, бегающей от русской мафии и занимающейся ни с того, ни с сего любовью в товарном вагоне поезда, обстреливаемом со всех сторон. А вторая в драме "-атмение" режиссера Абеля Феррары была настолько скованна и неестественна, что даже не смогла натурально обнять своего (по роли) мужа.
С Моникой Белуччи все обстоит совсем иначе. Глядя на нее, вспоминаешь Софи Лорен и Джину Лолобриджиду. Ее вполне можно считать современным символом Италии. Формы те же, классические, но наполнение другое. Никакой порывистости, излишней экспрессии. Сдержанность и еще раз сдержанность. Молчание. В ней есть тайна, она вполне может служить объектом поклонения и восхищения, или напротив, зависти и раздражения. Как, собственно, и происходит в фильме.
В основе своей это рассказ о поре полового созревания в эпоху фашистской диктатуры Муссолини. Где-то смешной, где-то неловкий. Со всеми присущими подростковому возрасту особенностями, когда желания постыдны, а фантазии настолько ярки, что поистине безмерны. Ренато очень скоро отходит от пошлых ребячьих разговоров, и начинает представлять себя коленопреклоненным рыцарем у ног дамы своего сердца. Его вожделение начинает приобретать характер поклонения и служения божественной красоте Малены. И когда обыватели, выворачивающие шеи вслед проходящей мимо, молчаливой (молчание - золото!) и одинокой красавицы, ждущей с фронта своего мужа, начинают ее ненавидеть, он всеми силами пытается ее защитить. Но что он может сделать один против мнения взрослого большинства? Малене уготована участь падшей женщины.
Ну, это и понятно: красивому и гордому цветку не место в тухлом и затхлом болоте. Обывательские пересуды, вся эта грязь, болотная жижа выплескиваются на несчастную Малену по той простой причине, что она стоит особняком, она - чужая. И Ренато переживает в бессильной ярости, комедия переходит в настоящую драму, а когда приходит момент, то сумеет все же помочь ей, сделать так, чтобы униженная женщина смогла заново родиться, начать новую жизнь и обрести свое счастье. И делает он это как настоящий рыцарь - безымянно, без почестей и признания своих заслуг, чтобы снова отойти в тень и с легкой грустью, как мечте, смотреть ей вслед.
Виктор Никитин, Воронеж