Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Дискуссия Rambler's Top100

Подписаться на новости культуры

TopList Яндекс цитирования
НОВОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Новости

"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

18.07.2000
10:29

ОСУЖДЕН -А ШПИОНАЖ.

17.07.2000
13:27

Поэма и стихотворения Татьяны Калашниковой

17.07.2000
13:01

55 лет со дня открытия Потсдамской конференции

17.07.2000
11:25

Лариса Миллер в "Ползи, Смирнов, ползи"

16.07.2000
10:43

Два рассказа Виталия Гудзикевича

15.07.2000
13:18

Марина Анашкевич дебютирует в "Русском переплете"

15.07.2000
12:54

760 лет со дня Невской битвы (1240)

15.07.2000
09:46

Юрий Косаговский, "Любите ошибки"

14.07.2000
18:23

Информация о казни христианина пока что подтверждается

14.07.2000
09:47

Новые стихотворения Татьяны Куцубовой

13.07.2000
15:41

Серафим Роуз, "Нигилизм разрушения"

13.07.2000
13:59

Михаил Соколов, "МИСТЕРИЯ СОСЕДСТВА"

13.07.2000
10:02

В сети создан новый форум по обсуждению материалов из нашего проекта "Электронные пампасы"

13.07.2000
10:01

Новое письмо с точным адресом в "Книге Писем"

12.07.2000
23:20

Клуб артистических встреч

12.07.2000
16:38

Новые проекты: "Песни русского застолья", "Хронос - мировая история", "Неизвестные музеи", "Книга Писем"

12.07.2000
13:58

Дмитрий Крылов, "Просто люди"

12.07.2000
10:58

Капитолина Кокшенева : "-аколоченное окно"

12.07.2000
10:30

"Книжное обозрение" - статья Дмитрия Крылова об Интернете

    ПРОГУЛКА ПО САДАМ ИНТЕРНЕТ-СЛОВЕСНОСТИ

    Пару лет назад свежий номер "Октября" или "Нового мира" можно было пролистать только, если заранее побеспокоился о подписке. А чтобы прочесть какую-нибудь новинку любимого писателя, нужно было побегать по магазинам. Тогда не было интернета...

    Сейчас все стало намного проще. Можно читать русских классиков, даже если нет под рукой собрания сочинений. Можно найти любую цитату или уточнить ссылку, не перекапывая множество томов. Можно заказать по почте за умеренную цену только что вышедшую книгу. Можно прочитать еще неопубликованный на бумаге текст и тут же высказать свое мнение о прочитанном. Можно, находясь в любом, даже самом захолустном городишке, читать тексты из Лондонской или Нью-йоркской библиотеки... Потому что теперь есть Интернет.

    Это сложная компьютерная сеть; полное его понимание оставим для профессионалов, а для себя отметим, что человеку достаточно нескольких часов, чтобы освоить азы компьютерной грамотности и научиться им пользоваться. Всё, что для этого нужно, кроме самого компьютера, -- это модем и купленное у компании-провайдера время подключения.

    СТО БЕД -- ОДИН РУНЕТ

    Хотя интернет изобретение американское и развивается он стремительнее всего именно в этой стране, можно смело говорить о достижениях русского интернета (или рунета). Одним из них стало появление в рунете литературы. "Самые читающие" в мире люди взялись осваивать электронное пространство, переносить сюда журналы, газеты, книжные магазины и даже целые библиотеки.

    Вот с библиотек и стоит начать подробный разговор о литературных ресурсах рунета. Сразу нужно сказать, что работают они бесплатно, круглосуточно и абсолютно надёжно. Если вы увидели в каталоге книгу, до неё не далее чем щелчок компьютерной мыши и пара минут, которые уйдут на загрузку. После этого книга у вас на экране, и вы можете начать привыкать к компьютерному чтению. (Это не так легко, как с бумажного листа, но, как и всё - дело привычки.) Русских библиотек несколько в интернете, но если нет у Мошкова, вряд ли найдётся где-нибудь ещё. Максим одним из первых начал собирать и сейчас у него 28000 документов. Поступают эти книги от простых любителей литературы, которые вручную сканируют свои любимые книги и отсылают ему. Существует библиотека на добровольных началах. Книги в ней собраны самые разные, и если вас не очень смущают опечатки, которые неизбежно возникают при считывании текста на компьютер, то вы можете просидеть в этой "виртуальной библиотеке" допоздна, как в "Ленинке" или "Публичке". А когда закрывается метро, не важно -- библиотека уже у вас за столом, адрес http:\\lib.ru

    Есть и другие. Они хороши для тех, кто увлечён каким-то определённым жанром. Есть, например, библиотека фантастики по адресу http://rusf.ru/. В ней 1200 книг. На этом библиотечный архипелаг рунета не ограничивается. Сведения о других библиотеках можно найти, обратившись по адресу: www.russ.ru/biblio/index.htm Можно отыскать и самому через так называемую поисковую машину. Достаточно сходить (естественно не меня позы у экрана) по адресу www.rambler.ru (или www.ranker.ru или www.aport.ru) и поискать по ключевому слову "библиотека". Вам будет предложен большой список сайтов рунета, на которых упоминается это слово. Тут придется немного повозиться "отделяя зерна от плевел", зато может попасться что-нибудь совсем неожиданное. Это как в ловле рыбы неводом... На этих же поисковых машинах есть рейтинги по разделам, в них вы узнаете, какие из литературных сайтов посещаются чаще всего.

    Не стоит удивляться, что в раздел литературы попадают странички, мало к ней имеющие отношения, надо лишь уметь не обращать внимания на этот нанесённый океанским прибоем мусор.

    ОНИ ПОПАЛИ В "РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ"

    -а свежей, живой литературой тоже не надо ходить далеко. Есть в этом что-то почти сказочное: по щучьему велению, по моему хотению щёлкаю мышью и попадаю в "Русский переплёт". Это литературный интернет-журнал (www.pereplet.ru), в котором печатаются авторы "толстых журналов" Кир Булычёв, Владислав Отрошенко, Олег Павлов, Андрей Саломатов, а рядом с ними - авторы, открытые интернетом и пишущие только в сети. Регулярно публикуются в "Русском переплете" и несколько сотрудников редакции "КО", а завсегдатаи сетевого журнала -- частые гости страниц газеты. На сайте журнала есть архив всех публикаций, есть дискуссия, в которой скрещивают копья литераторы и их поклонники. Это, кстати, явление исключительно сетевое - возможность обсудить произведение сразу же, не отсылая писем в редакцию, и не дожидаясь авторского вечера. Когда-нибудь к этой свободе слова прибавится и уважительность в высказываниях, а пока летят электронные "гнилые помидоры" во всех правых и виноватых. Сейчас пора крикливых в интернете, но она уже проходит и уступает место обстоятельному диалогу. Именно так, "Диалог", называется один из последних проектов "Русского переплёта". Это ни что иное, как электронная книжная лавка, развал, для тех, у кого глаза устали от чтения с экрана, и кто решил заказать книгу по почте. Этот же журнал начал выпускать свою серию книг, первой из которых стал "Мастер дымных колец" Владимира Хлумова.

    Есть и другие журналы в сети. Вот далеко не полный список: "Русский журнал", который клонится в сторону политики (www.russ.ru), "Вавилон" действительно мешающий стили и выпускающий на свои страницы, назовём её так, спорную литературу (www.vavilon.ru). Остальные можно найти через поисковую машину.

    ЛИТЕРАТУРА И СЕТЕРАТУРА

    В сетевой литературной критике говорят о появлении нового явления, сетевой литературы или сетературы. Имеются в виду те авторы и порождённый ими поток публикаций, которые существуют исключительно в интернете и стремятся к созданию доселе невиданного жанра, который сочетал бы текст, звук и видео. На деле же рано говорить о сетевой литературе как о независимом явлении. Скорее наоборот - сетевые авторы активно используют живую литературу и классику, добавляя новое лишь в стиле подачи, ускоренном и схематичном, словно бы перебирались в сознании уже отработанные литературные сюжеты и наскоро верстались в литературный клип. Такое скачущее письмо действительно соответствует ритму подачи информации в интернете, но вряд ли является новым в литературе. Компьютерная техника сегодня лишь воплощает эстетику, которая в начале века раскрасила страницы романов Джойса и Пассоса, а сетература пока не более чем литературный римэйк уже достигнутых успехов.

    КЛАССИКИ В СЕТЯХ ПАУТИНл

    Тем более существенным оказывается присутствие "толстых" литературных журналов в интернете. "Новый мир", "Октябрь", "-намя", "Нева" и другие представлены на сайте Инфоарта (www.infoart.ru/magazine/). Журналы публикуют здесь свежие номера и архивы, в электронную версию входят основные, если не все произведения. Трудно сказать, долго ли они будут находиться в свободном доступе, но пока до них, как и до всего в интернете, щелчок мышью.

    На особом положении в океане интернета острова русских классиков. На них действуют законы хорошего вкуса и умеренности, которые редко встретишь в интернете. Созданы они теми, кто живёт литературой и желает того же всем людям. Как правило, на этих страничках есть биографии писателя или поэта, его произведения, фотоматериалы, а на некоторых - неопубликованные до сих пор тексты, редкости, которые трудно найти в книжных магазинах. Есть и возможность поговорить в так называемых гостевых книгах, сетевом подобии литературных гостиных. Вот краткий список таких сайтов: Ф.Достоевский (http://www.pereplet.ru/dostoevskiy/), М.Цветаева (http://tsvetaeva.da.ru/), А.Ахматова (http://litera.ru/stixiya/authors/axmatova.html), А.Платонов (http://students.washington.edu/krylovd/APindex.html), А.Солженицын (http://www.soc.pu.ru:8100/gallery/solzhenitsyn/home.html и http://www.chat.ru/~teljonok/). Другие отыщутся через поисковую машину, а что-то из нашего литературного наследия ещё ждёт своих подвижников, которые положат время и силы, чтобы можно было вот так вот просто, за одни щелчок мышью, попасть в мир русской классики.

    Литературная критика в интернете болеет той же хворобой что и журнальная. Это ли удивительно, ведь пишется она теми же людьми, что любят себя больше чем писателей. Упоминания заслуживает "Русская литература с Вячеславом Курицыным", который предаётся критическим занятиям в интернете чаще и регулярнее других. По адресу www.guelman.ru/slava/index.html можно найти его критические заметки, которые подкупают непосредственностью и свободой слога, но вряд ли помогают разобраться в современном литературном процессе. Несомненно, серьёзные критические страницы появятся в рунете скоро, поскольку на этом поле растёт пока в основном мелкая трава, которая, как известно, готовит почву многолетним растениям.

    МАГА-ИН НА ЭКРАНЕ

    Для живущих в столичных городах вряд ли встаёт сейчас проблема купить интересующую книгу. Другое дело города поменьше, куда не все книги доходят, хотя читающему человеку там хотелось бы следить за новыми изданиями не меньше чем москвичу или петербуржцу. Можно попробовать покупать необходимые книги через интернет-магазины, которые берутся доставлять почтой во все города России, а многие - и всего мира. В сетевой книжной торговле преуспели "Все книги России" (http://books.ru/), "Озон" (www.ozon.ru/), "Книга.сом" (www.kniga.com/store/default.asp?). Можно заглянуть и на странички издательств, например "Вагриуса" на www.vagrius.com. Издательства помогут с выбором книги своими краткими аннотациями и списками наиболее успешных произведений. На издательских сайтах можно найти информацию о современных авторах, их биографии и критические статьи о них.

    Книжные магазины, журналы, литературные гостиные для ценителей русской классики, библиотеки составляют пространство литературного интернета. Так может, и никакого секрета в нём нет? Может интернет лишь повторяет освоенные формы существования литературной культуры в России? В другом формате, поразительном по своей доступности и широте охвата, но не более чем продолжая существующие традиции. Нет, конечно, есть и совершенно новое. Кому бы в голову пришло писать народную повесть, не будь возможности собирать со всех абзацы и выкраивать из них слитный текст (www.exler.ru/story/index.htm?8062000). Это только в интернете... Впрочем, только ли? Ведь былины и сказки, частушки и побасенки рождались не с миру ли по нитке и не так слагались собирателями в удивительный строй русского фольклора? Наверное, литературные формы гораздо прочнее, а механизмы литературного творчества твёрже, чем может показаться на первый взгляд. Иначе бы не повторялись бы они из поколения в поколение с таким постоянством, которое, если вглядеться пристально, можно разглядеть и в нарождающейся сетевой литературе.

    Дмитрий Крылов



12.07.2000
07:02

Полный текст письма на английском и адреса в интернете

<< 551|552|553|554|555|556|557|558|559|560 >>
 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100