Профессия этого человека вызывает у кого-то восхищение, у кого-то страх и
непонимание, у кого-то белую зависть и желание подражать. Он - каскадёр. Тот
самый, что дублирует актёров в особо опасных захватывающих сценах, когда,
например, главный герой кинокартины переворачивается в машине или прыгает на
лошади в реку с пятиметрового обрыва. Кроме того, что Игорь Новосёлов -
каскадёр, снявшийся за пятнадцать лет более чем в шестидесяти картинах (таких,
как "Что сказал покойник", "Королева Марго", "Графиня де Монсоро", "Всё
красное", "Особенности национальной политики", "Тихий Дон" и др.), он еще и
постановщик трюков. Им, например, были поставлены трюки в фильмах "Виват,
Гардемарины" и "Гардемарины - 3".
Как-то раз товарищ Игоря, оператор студии им. Горького, познакомил его, только
что вернувшегося со службы во Вьетнаме, с ведущим каскадёром СССР по конным
трюкам в кино Евгением Богородским, который сразу увидел в Новоселове ярко
выраженные способности к опасному ремеслу: хорошую физическую подготовку,
энергичность и способность разумно действовать в экстремальной обстановке.
Богородский обучил Игоря трюкам с лошадьми, объяснил, как делать подсечку
(трюк, когда всадник и лошадь падают вместе), завал (трюк, при котором лошадь
заваливается на бок), переворот кареты и т.д. "Но самое главное, что я тогда
усвоил, - говорит Игорь, - что без доверия между человеком и лошадью никакого
трюка не получится".
В процессе работы Игорь кормит коней сухарями и морковкой с сахаром, поощряя их
за успехи и устанавливая с лошадью дружеские отношения. Это - первый секрет
профессиональной кухни каскадёра. И таких секретов у Новосёлова множество.
Прежде, чем начать работу, каскадёр подбирает коня по характеру. Чтобы лошадь
делала "завал", у неё должна быть спокойная, уравновешенная психика.
Чистокровки: Английская чистокровная, Араб - вообще не подходят для трюков, в
отличие от рысаков Будённовской, Донской, Кабардинской, Терской, Орловской и
Русской пород.
Начиная подготовку трюка "прыжок в воду на лошади с пятиметрового обрыва",
каскадёр сначала садится на нескольких коней по очереди и заходит с ними в
воду, выбирая того, который воды не боится. "Я, - говорит Игорь, - сразу
чувствую, подходит лошадь или нет. Сяду два раза и чувствую". После чего лошадь
и каскадёр прыгают в течение 2-3 недель с метровой высоты, постепенно повышая
количество метров до высоты, необходимой для трюка. За каждое маленькое
достижение конь получает поощрение.
А чтобы научить коня без боязни пробивать витрину, сначала дрессировщик вешает
перед ним чёрную тряпку, заставляя пробить её, затем чёрную он заменяет на
белую, белую - на прозрачный полиэтилен, которым накрывают парники. И так - до
необходимого результата.
Помимо владения различными методами подготовки коня к трюку, каскадёр должен
уметь предугадывать внезапную перемену настроения животного во время съёмки.
Случается, что конь, в манеже и на природе работающий хорошо, впервые
очутившись на съёмочной площадке, теряется, пугается осветительных приборов,
дыма пиротехники. Зная это, Новосёлов приводит коня в студию за полчаса до
работы и просит осветителей потихоньку включать дики (осветительные приборы), -
в это время лошадь адаптируется к новой обстановке.
В том случае, когда каскадёр работает с лошадью умело, после трюка, кажущегося
со стороны чудовищно опасным, животное чувствует себя прекрасно. У Новосёлова
за пятнадцать лет работы конь ни разу не травмировался. И у самого Новосёлова
тоже не было никаких травм, отчасти потому что рождён, видно, под счастливой
звездой, но, в основном, потому что в совершенстве владеет приёмами
профессионального каскадёра. Например, когда он делает подсечку (падает вместе
с лошадью), летит вперёд рыбкой, а возле земли сворачивается клубочком и
начинает "обкручиваться" через спину, ухитряясь увильнуть от падающей лошади.
А когда летит с высоты, перед приземлением всегда переворачивается на спину.
Игорь Новосёлов - человек, увлеченный своим делом, требующим смелости,
собранности, жёсткости, - в общении мягкий и немного замкнутый. Отвечая на
вопрос "Что Вас побудило стать именно каскадёром?", Игорь назвал азарт - и
желание попасть в мир кинематографа, который казался ему волшебным. Что ж, это
ему удалось, миллионы телезрителей с замиранием сердца смотрят трюковые сцены,
восхищаясь каскадёром, создающим сказочный образ бесстрашного и всемогущего
героя, которым в душе мечтает быть каждый мальчишка.