Мастер-класс
Борис Примочкин
"Старт" чудес и превращений
О детской школе искусств N12 "Старт" архитектурно-художественного
профиля знакомые говорили с еле сдерживаемым восторгом:
- Встретишь - не пропусти. Это надо видеть.
Сокровище под ногами
И однажды такая встреча произошла. На одном из фестивалей архитектуры и
дизайна на сцену стали выходить самые настоящие чудеса. Дети и подростки от 6
до 12 лет были одеты в оригинальные костюмы, шляпы, обувь, которые они сами
придумали и сделали.
Вот проплыл ослепительно белый Ангел с золотистым нимбом над головой.
Вслед за ним выпорхнула фантастическая девочка-бабочка.
А это что такое? На сцену вышла то ли льдинка, то ли снежинка. И назвала
себя маленькой снежной королевой. А вот костюм греческой колонны. И
шляпа-паровоз из мультфильма "Паровозик из Ромашкова"...
Все костюмы были сделаны... как бы это поточнее сказать - из ничего. Еще
точнее, из того самого мусора, который мы обычно отбрасываем прочь от себя
подальше. На свалку, на помойку. Вон из дома. Вещи-то отслужили, отработали.
Умерли. А тут вдруг "мертвецы" ожили. Да так интересно и неожиданно, что дух
захватывает. И вызывает горячие, продолжительные аплодисменты публики.
Посмотрите внимательней! Ангел сделан из марли и одноразовой посуды. Белые
стаканчики, тарелочки, пластмассовые вилки и ножи. Бабочка родилась из
разноцветных полиэтиленовых пакетов. Снежная королева с её иглами-сосульками
- из мягкого полиэтилена белого цвета. Шляпа-паровоз или трактор (здесь
возможно индивидуальное прочтение) - из пакетов сока, молока, бутылочных
крышечек, тарелок...
Сосед, что рядом наблюдал за этим каскадом превращений, тихо заметил: "После
такой реанимации отживших вещей как-то уважительней начинаешь относиться к
этим самым вещам, маленьким создателям, да и ко всему миру, что тебя
окружает. Сколько раз выбрасывал этот мусор. А ведь это сокровище. Хотя его
надо, конечно, суметь увидеть и создать".
По степени неожиданности
Вот этому видению и учат в "Старте". Желающих приходит "через край". Ведь на
земле нет выше счастья творчества. Без него не жизнь, а прозябание. Поэтому
конкурс - 50 человек на место.
Всех вместить маленькое зданьице школы по Гранатному переулку 24 не может.
Приходится вводить отбор. Тесты самые простые, но эффективные. Например, на
белом листе преподаватель рисует две линии. И предлагает поступающему малышу
дополнить линии, чем его душа пожелает. Один дорисует ёлку. Другой квадрат.
Третий невиданную рыбу. Четвертый попросит ножницы, прорежет по линиям
отверстия и получит венецианскую маску.
По степени неожиданности решения и принимают в школу-студию. Да примерно по
такой системе отбирают во все творческие вузы. Но это не вуз, а школа. Те,
кто не прошел по конкурсу, могут тоже приходить. Но за обучение этих детей
родителям уже придется платить. Многие идут и на это. Уж больно методики
эффективные, поясняла мне одна родительница, пока ждала своего малыша. А
другая мама сказала еще определеннее:
"Есть творчество созерцательное, а есть созидательное. Когда маленький
человечек не просто пришел, увидел и придумал. Это хорошо, а еще лучше и
создал придуманное собственными руками".
Как оседлать Пегаса
На занятиях нулевой группы на курсе "Прикосновение" делают так: малыша просят
взять лист клена - и не вырисовывать его со всеми прожилками и дырочками, а
просто покрасить зеленой краской. Он приложит лист к бумаге - и один кусочек
рисунка готов. Потом в ход идет желтая краска. За ней - красная. И на бумаге
уже кружит осенний листопад. Целая композиция. А то и первое произведение под
названием "осень".
Потом идет развитие образно-логического мышления, основ изобразительной
грамотности, композиции. Изучение, анализ и применение знаний мировой
художественной культуры. Насколько это нравится ребятам, можно судить по
такому высказыванию одного из них: "Буду в СТАРТЕ до самой СТАРТости".
В прошлом году группу преподавателей "Старта" из семи человек пригласили в
Кремль. Вручение государственных премий проходило в торжественной обстановке.
Вслед за известными именами вдруг пошла одна неизвестная учительница. Вторая.
Третья. Премии предназначались за "Создание системы развития творческого
потенциала личности средствами архитектуры и дизайна". Всех лауреатов
расцеловал Президент!
Последователи "Старта" есть во многих городах страны. Ближнем и дальнем
зарубежье. Но число пап и мам, желающих приобщить своих детей к умению делать
чудеса всегда больше реальных возможностей.
Ребята приходят в "Старт" после занятий в обычных общеобразовательных школах.
Вроде должны выглядеть усталыми, утомленными. Ведь фактически для них это
новая дополнительная нагрузка. На самом деле на лицах никакого утомления не
заметно. Радость и улыбки от встречи сменяет сосредоточенность и увлеченность
за рабочим столом. Хорошо бы пронести это состояние через всю жизнь. Чтобы у
"Старта" чудес и превращений не было никогда финиша.
[к содержанию]
|