TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение

[ ENGLISH ] [AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]


Русский переплет

Михаил Белоплотов

ЗА ЧТЕНИЕМ СТИХА

 

То есть надо бы сказать: за чтением души. Как всегда - речь начинается уже с запятой: поскольку жизнь длится значительно дольше нашей памяти и уже невозможно вспомнить первого предложения, тобой произнесенного и первой мысли вернувшейся к тебе - в ответ на него. "Предложение" - здесь - понятие синтаксиса, то есть из правил письменной речи русского языка. Но слово всегда точно, если, конечно, мы умеем его слушать: мы делаем миру Предложение и мир отвечает на него; возникает Диалог, который не прекращается до смерти человека. И после первой фразы, все последующие начинаются с запятой - как продолжение предыдущей. Обычно ЭТОТ факт оставляют за первой страницей и начинают - книгу ли, статью - с красной строки - как начало, но это - искусственное построение, принятое для удобства восприятия и для удобства письма. А я просто хотел напомнить вам этот факт, обратить на него ваше внимание. Потому что читателю внимание необходимо в той же мере, что и автору. Если автор невнимателен к словам, течению языка - случаются смешные и неприятные казусы. А когда и автор и читатель взаимно невнимательны,- что часто и случается,- получается не жизнь, а сплошной казус какой-то. Язык не прощает невнимания к себе и мстит очень больно, поскольку язык - хозяин нашего сознания.

Всякая речь - авторская; если же речь сбивается до - "объективной", т.е. общей - она утрачивает себя, то есть утрачивает смысл. Вы с этим наверняка сталкивались: когда читаешь текст, но понять - ну ни как! - не можешь, когда слышишь, но словно и не слышишь, слов нет, одно гудение. По выражению "смотришь в книгу - видишь фигу". Никакой объективной точки зрения не бывает, так же как нет объективных мнений (есть, правда, факты, но факты нужно вовремя отсекать от трактовки) - это все обман, привычное заблуждение. Речь - всегда - Авторская, поэтому и чтение должно быть - авторским. После того как текст написан и отступил от поэта, он остается читателю, как еще один отнятый у хаоса кусок пространства, и читатель - соответственно - становится его автором.

Ну вот, после такой длинной и путаной предистории можно наконец разговаривать.

В этом стихотворении Баратынского восемнадцать строк.

Я только что сосчитал. Математика и музыка - две стороны одного звучания, одной гармонии. Нет, нет, никто не считает наперед или по ходу движения стиха, но все складывается само собой - в этом весь фокус или тайна,- если это слово вам больше нравится. Поэзия точна как математика. И дело вовсе не в подборе слов - более красивых или менее, изысканных или грубых... Никому ведь не придет в голову - подбирать числа из понятия их рисунка? Дело в точности решения. Только в математике важен результат, к которому стремится решение, а в поэзии сам процесс решения и есть результат - ЭТО и вытягивается в строку, в строфу; поиск мысли, звука, ритма, пульса, образа,- схема отношения поэта и мира.

Порою ласковую Фею

Я вижу в обаяньи сна,- легко, ласково вступает в стих Баратынский. Сон ткется в улыбку, в летние сумерки... Боже мой, наконец-то я могу говорить о чем угодно не скрывая себя - пусть не с человеком, живущим такой же живой жизнью, как я, пусть с Феей Сновидений, но она примит меня со всей моей душой, со всеми моими тайнами... Но не тут-то было,- слишком я разлетелся! И, видно, каков человек в жизни, таков он и во сне, судьба неизменна и неотступна (читай ладонь).

Но что же? странно и во сне
Непокупное счастье мне.

Любимая Баратынским частица "не",- словно бес все время подставляет ему зеркальце, - утверждение через отрицание, через отказ. "Несрочная весна"- значит вечная - в "ином мире", но "несрочная" - уточняет отношение земной человеческой жизни - к ангельской, божественной, вечной; и отличается от "вечной весны" - затрудненностью вздоха, запинкой речи; констатацацией отказа от жизни, от сроков времени. "Непокупное счастье" - счастье не дающееся в дар: дымка мечты пропала и усмехается жесткое лицо жизни, обычных житейских предуведомлений. Сколько раз я хотел поверить, что женщине ничего не нужно от меня, кроме меня самого. Но нет - всякий раз нужны деньги, или сила, какое-то удовлетворение гордости ("Этот парень самый яркий в компании, не зря все остальные девки на него пялятся, возьму его себе, ах, они будут завидывать!). Социальный статус всегда очень важен, мужчинам в возрасте он заменяет молодое тело и темперамент. Или ты получаешь ее как плату за твой "театр", занятность беседы. Но всегда - за что-то. Всегда надо платить. Это нормально. А с точки зрения биологии - даже нравственно. Я и сам так считаю: своих женщин нужно развлекать и обеспечивать материально. Но... Я не могу об ЭТО не запинаться. Более того, я стараюсь так выстоить ситуацию, чтобы позволить им меня обмануть, чтобы я имел хотя бы формальную возможность считать, что нравлюсь им сам по себе. Но... они не хотят обманывать. За все нужно платить.

Всегда дарам своим предложит
Условье некое она,
Которым, злобно смышлена,
Их отравит иль уничтожит.

Но, в этой схеме есть и свои преимущества: я - сам по себе, остаюсь мне - самому по себе; за мной сохраняется суверенная территория,- мои мысли, мои чувства не касающиеся ее, моя память, моя история; в итоге - весь мой мир, "мой поэтический побег". Так что же осталось ей? Получается она - продешевила. Она - женщина, но - читай - жизнь, в ее социальной и бытовой схеме, поскольку женщина и жизнь - синонимы. А ведь я хотел отдать ей - "Весь мир и пару коньков впридачу". Но продешевила она только по моему счету, у каждого свой прейскурант.

Евгений Баратынский на редкость честный поэт, мысль недоведенную до конца он считал погрешностью,- недоноском; в результате недоноском числилась и вся жизнь человечья. А теперь пусть говорит Баратынский и читайте его уже сами, будьте Автором.

Порою ласковую Фею
Я вижу в обаяньи сна,
И всей наукою своею
Служить готова мне она.
Душой обманутой ликуя,
Мои мечты ей лепечу я;
Но что же? странно и во сне
Непокупное счастье мне:
Всегда дарам своим предложит
Условье некое она,
Которым, злобно смышлена,
Их отравит иль уничтожит.
Знать, самым духом мы рабы
Земной насмешливой судьбы;
Знать, миру явному дотоле
Наш бедный ум порабощен,
Что переносит поневоле
И в мир мечты его закон!


Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

 

Aport Ranker

Copyright (c) "Русский переплет"


Rambler's Top100