Проголосуйте за это произведение |
Новые книги наших
авторов
05 сентября 2005
Дотронуться до неба
Олег Чувакин. Вторая премия. Тюмень, 2005.
Общеизвестно, что литературе с
периферии
трудно добиться читательского интереса. Сказывается хотя бы удалённость от
центра, от того самого порядком вещей установленного места, где, как
считается,
происходят главные события во всех сферах жизни. Столица варится в своём
собственном соку и ни в чём не испытывает недостатка. Если что, то подпитывается приезжими талантами, - когда вдруг
возникает
такая необходимость. Всем процессом, кажется, управляет случай. Отбор
серьёзный
- слабые духом либо бесследно растворяются в гигантском муравейнике, либо
возвращаются в родные места, так и не сумев приспособиться к неким
ограниченным
требованиям, диктуемым ещё более безликим рынком. Убеждение "всё лучшее -
в
столице" только крепнет, а потому всё внимание к ней.
Но вряд ли стоит пренебрегать
провинцией.
В ней, возможно, нет крупных издательств, подобных столичным, зато есть
думающие авторы, не отравленные коммерцией. И пишут они для таких же
читателей.
И книги подчас издают за свой счёт - пусть скромные, внешне неброские, без
предметного обозначения издательского желания продаться во что бы то ни стало, но живые,
а главным, как мы помним, остаётся содержание.
"Вторая премия" - первая книга
Олега Чувакина. До этого он публиковался в журналах
"Литературная
учёба" и "Юность". Сам автор живёт в Тюмени, пишет рассказы. Уже в
первом
из них, "Рассказе о любви", есть примечательные слова: "Рассказы
писать
крайне трудно: в них любое слово беззащитно и на виду". Действительно,
поиск
одного верного слова и ещё одного, и ещё подчас стоит немалых усилий. Это, в
независимости от объёма, всё равно та же кропотливая работа по построению
собственного мира, который ты в итоге и предъявляешь читателю.
"Рассказ о любви" можно назвать программным, потому что он проясняет позицию самого писателя. Это как раз тот случай, когда лирический герой и автор несомненно совпадают в своих предпочтениях. Чувакин заявляет, что "верен традициям Чехова и Бунина", и это правда. Речь идёт не только о стиле, но и о сознательно выбранной теме, а значит автор выводит себя на ответственную дорогу - классическую дорогу сочувствия своим героям и переживаний вместе с ними.
От
Бунина - запахи, связанные с чувством, когда каждая деталь словно говорит об
отношениях между людьми, где он и она то ли приближаются друг к другу, то ли
уже неотвратимо расходятся навсегда. Это общее впечатление, вытекающее из
совпадения внешнего и внутреннего, природных явлений и движения души.
От Чехова - анекдотичность ситуаций,
мягкий юмор, узнаваемость вечных русских типажей, находящих, кажется, сами
себе
хоть маленькую, но историю. Таковы, например, небольшие рассказы "В
гостях"
и "Ильин и Соловьёв".
А в "Марте" ощутимы уже набоковские интонации, предчувствие ускользающего
мгновения
жизни, которое хочется запечатлеть причудливой вязью слов, чтобы потом
рассмотреть как фотографию. Марта - парикмахер, она всего-навсего стрижет
волосы, но рассказано о ней с такой тщательностью и поэзией, которые
испытывают
непостижимое. В этом рассказе Олега Чувакина обыденность предстаёт сложным жизненным
явлением -
прекрасным и неповторимым: "и кажется вам, что вы трогаете руками небо".
Тут всё приковывает внимание и вызывает
лёгкое сожаление, и ощущение казалось бы
неожиданного
глотка счастья. Это прикосновение к женской тайне - тайне
очарования, природный красоты и ещё неосознанного влияния на окружающий
мир.
Это смутное душевное волнение, разом расширяющее
наше
представление о жизни. Интуитивное открытие. Тайна взгляда, движения, за
которыми вдруг открывается бездна смысла. Та самая
красота,
которая спасёт мир, которая уже его спасает и на которой весь этот мир
держится.
Речь стало
быть
идёт о той преемственности, на основании которой появляется новый автор - со
своим лицом и правилами изложения происходящего. В сущности, ведь если бы не
было автора, то ничего бы не происходило. И мы бы не познакомились с
лирическим
героем Олега Чувакина, не увязшим в прозе жизни,
одним из немногочисленных романтиков, не подчинившихся так называемому здравому смыслу, под которым
понимается
упорядоченное следование однобокой необходимости.
Слова помогают Олегу Чувакину
заглянуть внутрь сложного мира. В этом мире появляются "мягкие тельца
розовых
книжек", а отец одного из героев ходит в "засаленных, отяжелевших
блестящих
брюках, похожих на водосточные трубы". Другой
персонаж оказывается "из тех, кому нужно делиться своим счастьем, иначе
счастья не чувствуется", а у суровой учительницы с ярко накрашенными
губами "во
рту... полыхает огонь, и на нём пекутся единицы и двойки". И когда в одном
из
рассказов летом вдруг "пахнет невыпавшим
снегом",
то "это запах будущего".
Не все рассказы ровные, но удач в этой
книге несравненно больше. И на социальную проблематику Олег Чувакин
глаза не закрывает: "Пару лет назад Гайдар объявил свободную рыночную
экономику, и шофёр и кондуктор стали от рынка злые. А злость - чувство,
каким
тянет поделиться. Недаром хулиганы опираются на тезис пролетарского вождя:
"Ленин
завещал делиться" ("Мой милый Махлеев").
Все герои его рассказов - городские
жители, обитатели микрорайонов, навсегда прописанные в
своих девятиэтажках. Недаром эти типовые дома
вынесены на обложку книги вместе с типовыми металлическими гаражами,
занесёнными снегом. Это та среда обитания, в которой и вырастает
эта книга и без которой она не могла бы состояться. Будничная, внешне
рядовая жизнь, где все открытия совершаются внутри человека, в момент его
преображения,
в постижении прежде скрытой от него истины. Автор не строит воздушных
замков.
Если же подобное и происходит, то как защитная
реакция, и делают за него эту работу его герои, дети, в ответ на
несправедливость или непонимание окружающих ("Королевское великодушие").
Вообще, рассказы о детях - это особая
статья в творчестве Олега Чувакина. Он
замечательно
показывает незамутнённость сознания и чистоту
детского восприятия. Детская душа - позабытый для взрослых мир иных
ориентиров
и предпочтений, радость каждодневных открытий и боль первых разочарований.
Это
снова красота, на этот раз детской души, без которой мир
померкнет.
В рассказе "В Москву!" двое
школьников
младших классов, получив незаслуженные двойки, боятся идти домой
и отправляются пешком из Тюмени в Москву, собрав с собой всё самое
необходимое,
как заправские полярники, - идут в мороз и метель. То, что могло закончиться
драмой, заканчивается хорошо, как и должно заканчиваться приключение, и
вызывает добрую улыбку: "Одноклаcсники взирают на друзей с восхищением, как на героев
войны
или прославленных космонавтов...
- Километра три не дошли до Москвы, -
не
устаёт рассказывать Женя. - Уж всё, и Кремль видели! Звезда такая на нём
горит,
что везде видно!"
А вот ещё один схожий поначалу рассказ про детскую обиду "Кто украл рисунок?" о
шестилетнем Толике, напрасно обвинённом воспитательницей в краже детского
рисунка, заканчивается так, что судьба маленького человечка вдруг предстаёт
в
ином свете и приобретает драматическое измерение: "И Толик обнимает
ручонками
папу. Он очень любит папу. Он любил бы и маму - но её у Толика
нет".
И наконец
рассказ, давший название сборнику, - запоминающаяся история непростых
отношений
преподавателя музыкального училища и ученика по классу баяна, расчётливого,
последовательного деспота и постоянно унижаемого раба. Процесс обучения
здесь
больше напоминает постепенную утрату человеческих чувств в
погоне
за совершенством технического исполнения, безжизненным и холодным, изживание
любых проявлений душевного тепла и участия.
Однако ощущение, что Олег Чувакин - светлый писатель, после прочтения этой книги
странным образом не исчезает. При нынешнем положении дел это уже
представляется
и редкостью. По-видимому, всё дело как раз в его тёплом отношении к своим
героям, в чистоте взгляда на окружающий мир. А раз так, то остаётся надежда
на
то, что многое в нашей жизни ещё может измениться в лучшую сторону.
Виктор Никитин
Проголосуйте за это произведение |
|
|