TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

 Сомнения и Споры
31 августа 2021 года

Сергей Носов

 

 

СОЗНАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО


ЭССЕ

 

Есть известное письмо Белинского к Герцену в котором Белинский, восхищаясь Герценом и преклоняясь перед ним как перед необычайно яркой личностью, писал что у тебя Герцен весь твой художественный дар как бы «ушел в ум» в отличие от Пушкина и Гоголя, которые были гениальны как писатели-творцы, но как люди - вовсе и не умны и даже заурядны.

В советские времена это мнение могло бы стать и хрестоматийным.
Как же ведь Герцен в те в те времена - величайший русский демократ, «социалист до социализма».

Все же обязаны были знать тогда и помнить фразу Ленина о том что «декабристы разбудили Герцена». И так далее…

Но останавливала вторая часть любопытного высказывания Белинского - о том что Пушкин и Гоголь были гениально талантливы, но вполне заурядны как люди…

Это совершенно не вписывалось в тогдашние официальные представления о «светлом гении» который все знает, все видит и предвидит и все умеет гениально отобразить в своих творениях…

Вот как такое могло быть - не особенно умный Пушкин, пошловатый и полных обывательских предрассудков Гоголь…

Разве такое возможно?

А ведь все это так и было на самом деле!

Те же многочисленные сохранившиеся письма Пушкина очень часто обывательски заурядны да и пошловаты - переспал мол он с Анной Керн, денег бы ему где-нибудь раздобыть… И все в таком духе.

Из Пушкина давным давно сделали «чудотворную» икону для поклонения. Но человек-то он был - очень обыкновенный. Слишком обыкновенный для гения.

С Гоголем еще хуже.

Его интеллектуальная заурядность доходила до того что написал же он пошлую и глупую верноподданическую книгу «Выбранные места из переписки в друзьями»… Как бы там появление этой книги не оправдывали «болезнью Гоголя» и так далее..

«Болезнь Гоголя» - та самая заурядность и пошлость о которой умел он как творец гениально писать.

Все время норовил «великий Гоголь» быть своим в придворном так называемом «высшем свете».

И это страсть к «высшему свету» - как и все у Гоголя - доходила до мании.

Хотя ведь по сути личности своей Гоголь - провинциальный украинский помещик и обыватель, интеллектуально ограниченный и довольно жалкий.

Хотя и очень амбициозный. Этого последнего - не отнимешь.

Так в чем тогда природа гениальности? В чем в таком случае гениальность заключается и где она таится?

Ответ один - гениальность (в литературе и искусстве по крайней мере) органически связана с безбрежным морем бессознательного в человеке и таится в глубинах этого бессознательного в которые художник-творец погружается спонтанно и стихийно в минуты вдохновения и творчества.

Могут сказать что это - только красивые слова. Слова, слова, слова как говаривал Гамлет Принц Датский…

Что мол это такое - глубины бессознательного? В чем они могут проявиться, как могут они влиять на творческие прозрения?

Но ведь ни одно стихотворение не напишет настоящий поэт если он знает заранее его конец, его финал и его заключительные строки.

Стихотворение как будто ведет поэта куда-то - ведет в неведомое… И сам поэт не знает какой и о чем будет следующая строка этого стихотворения … Если он настоящий поэт.

Человек с виду обыденный и вполне заурядный по уму может быть прозорливцем в сфере бессознательного - она может быть открыта именно ему и именно он и станет гениальным творцом, в отличие от многих других, тех кто казалось бы его «намного умнее».

Но они умны - простым аналитическим умом, искусно препарирующим и интерпретирующим достоверные события и реальные факты.

А он, этот гениальный творец, видит в безбрежном море бессознательного то, что им, этим «умникам» и рационалистам не увидеть никогда…

Так что же это такое тогда - бессознательное и «море бессознательного», неподвластного трезвому бесстрастному анализу и уму?

Рационалисту для которого ум в жизни и познании - незаменим совершенно - дело тут только в интуиции… В так называемой художественной интуиции как обычно говорят.

Вот мол художник-творец все интуитивно и постигает, все «тайны мира»… Не умом своим - а интуитивно.

Но как же это - интуитивно?

Интуиция - сфера чувства, а не разума. И как можно чувствовать истину например...

Она ведь «не пахнет», цвета и запаха не имеет…

И тут уже перед нами «вопрос вопросов» - признаем мы наличие непознанное и мистического в мире или нет?

Современные мистики утверждают что все знания, вся информация о мире и человеке содержатся в неких «информационно-энергетических полях» вокруг нашей планеты… Только черпай оттуда «ложками» знания и откровения…

Это наивное убеждение выглядит комично.

Однако вместе с тем действительно многие знания передаются человеку бессознательно. На таком-то доинтеллектуальном уровне…

Как же это происходит?

По своему собственному опыту могу сказать определенно - чтобы написать стоящее стихотворение например нужно собственного говоря только одно - ни о чем не думать и в то же время находиться в несколько приподнятом «волшебном» состоянии в котором кажется что «все возможно».

Тогда (в области мысли и творчества по крайней мере) рождается ощущение «парения» и полета и творятся действительно чудеса…

И причем эти «чудеса» (кавычки тут далеко не случайны) имеют непосредственное отношения зачастую и к реальному миру - они материализуются очень скоро, СТАНОВЯТСЯ ЯВЬЮ ТВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ, САМОЙ РЕАЛЬНОЙ И САМОЙ ДОСТОВЕРНОЙ.

Мы очень многого не знаем о том мире где мы живем и о самих себе. Несмотря на все наши вполне достоверные научные познания.

Вероятно действительно есть в мире вокруг нас какие-то информационные поля и энергии «прикасаясь» к которым, мы черпаем знания, силу и могущество.

Это не сказки. И не досужие домыслы.

Кто может сказать теперь в первой четверти ХХ1 столетия где кончается сфера материи и начинается область «идеального» ?

Разве доказано что мысль «идеальна» например?

Разве раз и навсегда доказано что в материальных формах, в виде определенной энергии (или заряда энергии) мысль и чувства не существуют и существовать не могут?

Наоборот можно считать доказанным уже давно существование телепатии например. Мыль передается на расстоянии – это давно известно.

Так же очевидно что мысль порой воздействует на окружающее вне любых своих «материальных носителей» - как будто ее дейсвительно можно «увидеть» в космосе бессознательного и запечатлеть в слове.

Это и делали гениальные творцы.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства В. В. Киреевского. СПБ. 2009.

Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.

После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «СЕМЬ ИСКУССТВ», «Российский Колокол» , «КАМЕРТОН», «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР», «КЛАУЗУРА», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «ЗОЛОТОЕ РУНО», «ЛИТЕРА НОВА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «СЛОВО/WORD» (НЬЮ-ЙОРК), «ЮНОСТЬ», «НОВЫЙ БЕРЕГ» (КОПЕНГАГЕН), «ГРАФИТ», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «ЮЖНАЯ ЗВЕЗДА», «LiteraruS» (ФИНЛЯНДИЯ), «МУЗА», «СИБИРСКИЕ ОГНИ», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «СТУДИЯ» (БЕРЛИН), «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «ДЕНЬ И НОЧЬ», «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «ДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕ», «Форма слова» и «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ! ВЕКА», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО» (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», «ОГНИ НАД БИЙЕЙ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «СЕВЕРО-МУЙСКИЕ ОГНИ», «КОВЧЕГ», «ПРОАРТИНФО», «МЕГАЛИТ», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «ЗОЛОТОЕ РУНО», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборнике «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), В сборнике «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского( и в целом ряде других литературных изданий. В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др. Является автором более 13-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии. Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.

 

 



Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100