Проголосуйте за это произведение |
ВИДЕОПИРАТСТВУ - БОЙ. ПО ДЕШЕВОЙ ЦЕНЕ
В последнюю среду июля на ОРТ состоялся показ телеверсии гала-концерта, направленного против видео- и аудиопиратства, то есть против нелицензионной записи и распространения соответствующих кассет. Событием можно считать именно этот показ, а вовсе не сам концерт, который собрал, судя по съемкам, сравнительно небольшую аудиторию. К тому же, это далеко не первая акция в рамках "антипиратской" кампании: были и пропагандистские ролики на ТВ, был и разгром при помощи техники известного в столице видеорынка. Приходит на память и печально знаменитая "бульдозерная выставка", где в оные года с инакомыслящими расправлялись адекватным способом...
И вот новый проект, который включил в себя оба метода - так сказать, теорию и практику: конферансье в лице Леонида Ярмольника осуществлял идеологическую подготовку публики, а группа механизмов, состоящая из мини-бульдозера и катка, совершала различные устрашающие действия над небольшой кучкой видеокассет. Очевидно, авторы зрелища предполагают в будущем нечто подобное проделать и с самими авторами пиратских копий, буде те попадутся им в руки. Однако накал страстей на сцене явно дисгармонировал с настроением зала: молодежь еще, видно, не совсем свыклась с идеей уничтожения пиратов как класса и вела себя обычно, как на рядовом концерте - шумно, живо и весело.
Но стоит разобраться в истоках произошедшего. Почему лица известных и уважаемых людей - Никиты Михалкова, Константина Эрнста, Павла Чухрая - такие милые и симпатичные в другое время, вдруг искажались нескрываемой ненавистью, стоило только деятелям культуры выйти толкать речи между песенками? Или почему рука знаменитого режиссера с такой яростью швырнула об бульдозер символическую пиратскую кассету, что его стальной ковш дрогнул? Впрочем, объяснение он же сам и предоставил, когда, даже не поздоровавшись с публикой, начал свою филиппику так: "Они грабят не только нас, но и вас". Понятно, что насчет "вас" -- это уже адаптация к моменту, но вот что касается "нас" -- то в этом коротком слове и заключена суть дела.
У всякого художника много проблем, поэтому особенно интересно, какая из них заботит его больше других. В конце концов это может дать ключ к пониманию его деятельности. Почему-то в России вопросы, относящиеся непосредственно к творчеству, интересуют более критиков и продвинутых зрителей , нежели самих творцов. Во всяком случае, до сих пор не наблюдалось ни одного гала-концерта против вопиющей художественной слабости большинства современных отечественных лент. И Ярмольник не призывал бросать под колеса катка плохо написанные сценарии... А вот финансовая проблема сразу нашла глубокий отклик в сердцах мэтров, и они запротестовали против того, что вожделенные и скорее всего уже подсчитанные ими прибыли при участии пиратов не оказались таковыми. Они решили стоять насмерть. Но защищая свой карман, все же постарались сделать так, чтобы их боль стала близка и простым людям.
Прямо скажем, дело это не из простых, поскольку качество пиратских кассет вопреки распространяемому мифу не намного хуже, чем у лицензионных, цена же чуть ли не в два раза ниже. Кроме сказок о копиях, снимаемых будто бы видеокамерой прямо с киноэкрана, был и другой аргумент: дескать, если вы не купите "правильные" кассеты, у нас не будет денег делать для вас новые шедевры. Но во-первых, трудно поверить в то, что ничтожные сборы от лицензионных видеокассет, которые просто мало кто может купить по предлагаемым ценам, способны окупить какой-либо фильм, а во-вторых, этот аргумент совершенно не помешал, к примеру, тому же Михалкову взять у российского правительства солидную, в десятках миллионах долларов исчисляемую сумму на разрекламированное кинодиво "Сибирский цирюльник".
Гораздо сложнее дело обстоит с другим доводом: мол, пираты являются ворами. Никому, конечно же, не придет в голову оправдывать пиратов. Но их оправдывают, как это ни покажется парадоксальным, действия самих "пострадавших": пираты предлагают народу кино по доступным ценам, и в свете того, что сами творцы отнюдь не стремятся давать свои фильмы на телевидение, а иногда и "придерживают" новинку до лучших времен, устраивая закрытые просмотры, они предстают едва ли не самыми ревностными распространителями и пропагандистами отечественного кинематографа. Что же касается тяжелого этического груза, который несет проблема воровства, то он, кажется, тоже не особенно заботит наших мэтров - их больше беспокоят потерянные деньги: о них на минувшем концерте говорилось чаще всего.
По правде говоря, не верится, что Михалков, создавший в разрушенной стране скандально дорогой фильм, который к тому же фактически никто не видел, может быть озабочен чем-то морально-этическим. Или же Эрнст, деятельность которого по всем направлениям толкает нацию к безудержному отдыху, в то время как ситуация в стране и мире должна бы располагать совершенно к другому. Есть и еще один неприглядный момент в действиях этих формально правых людей. Свою собственническую злобу и ярость ограбленных капиталистов они распространяют на ни в чем не повинных людей - потребителей зрелища, которым не очень интересно, из чьих рук оно исходит. А ведь используя свой творческий потенциал Михалков, Эрнст и другие деятели культуры могли бы попытаться качественно преобразовать своего зрителя. Но они лишь торгуют продуктом, не очень заботясь о том, что художник должен отличаться от пирата не только формально - надписью на визитной карточке, но и принципиально - методами и результатами.
Методы наших художников? Плохое кино по высокой цене - для зрителей и каток с бульдозером - для пиратов. Что касается результатов, то очень красноречивым оказался завершающий эпизод в пресловутом шоу. Массивный каток медленно проехал по горке незаконно выпущенных видеокассет. Он должен был вдребезги раздавить их, что символизировало бы победу одной идеологии над другой. Увы! Пружинящая пластмасса не поддалась катку и вскоре предстала перед камерами в первозданном виде. Поскольку машина тоже не разрушилась, победы не получилось ни с одной, ни с другой стороны. Зато исключительно четко обозначилось их равенство.
Коленцы, 31 июля 1999
Проголосуйте за это произведение |