Проголосуйте за это произведение |
История
Запечатленная
Россия
26 апреля 2010 года
ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ
ПОСВЯЩАЕТСЯ
На этой фотографии, сделанной в период
Великой
Отечественной войны, запечатлен мой дед, Владимир Александрович (1924 -
1977).
Двадцатилетний Володя стоит первым в третьем ряду, на его гимнастерке сияет
боевой
орден Красной Звезды. Обратная сторона фотокарточки хранит выцветшие от
времени
строчки с фамилиями сослуживцев и пояснением: "25 марта 1944 год. г.
Москва.
Взвод, в котором учился на младшего лейтенанта. Память о
службе".
Упоминаемое в надписи Московское
пулеметное
училище дед окончил в 44-ом; из-за большой убыли армейского личного состава,
досрочных выпусков в те годы было много. На фронт Владимир отправился в 1941
году, сразу после школы, семнадцатилетним добровольцем. Прошел всю войну.
Сражался
под Сталинградом, в Польше и Чехословакии. В нашей семье сохранились военные
фотографии из Москвы; карточки с зарубежными почтовыми штампами; письма -
благодарности от командования, адресованные матери моего деда. Из них,
вероятно, самая значимая - благодарность за воспитание сына, защитника
Родины, "который
в условиях неравного боя поднял бойцов в атаку и вывел взвод из окружения,
за
что досрочно принят в ряды Коммунистической партии Советского Союза и
награжден
орденом Красной Звезды".
В силу обстоятельств, о жизни деда я знаю
немного. Как всегда, забвению противостоит мемориальная практика, которая
стремится увековечить историю героев в стихах и фильмах, в мемуарах и
биографиях
различных людей. Эта практика свидетельствует, что у поколения победителей
была
самая осознанная, самая деятельная вера: "После нас остаются наши
поступки".
О настоящих поступках слагаются пронзительно - искренние стихи:
Правдива грядущая гордая
повесть:
она подтвердит, не прикрасив нимало,
-
один
поднимался, но был он - как совесть.
И всех за такими с земли
поднимало.
Не все имена поколенье
запомнит.
Но в тот
исступленный, клокочущий полдень
безусый
мальчишка, гвардеец и школьник,
поднялся
- и
цепи штурмующих поднял.
(О. Берггольц)
Вчерашние школьники, "безусые
мальчишки"
героически сражались за победу , а потом, в мирное время, беззаветно служили
своему делу и призванию. Возможно, многим нашим современникам, особенно
гуманитариям, знакомы работы выдающегося российского психолога А.В.
Петровского
(1924-2006): лекции, документальные фильмы, учебники. Мне запомнились его
книги
и детали биографии. Артур Петровский родился в 1924 году, в Севастополе;
участвовал в войне, в которой терял друзей и близких (один из них - погибший
перед самой победой Борис Дмитриевский (1922 - 1945), Герой Советского
Союза).
Семнадцатилетние - девятнадцатилетние
воины
1941 года, заступники великой страны... Они и послевоенную свою судьбу
творили самоотверженно,
бескорыстно, достойно. Так, Артур Владимирович Петровский, являясь
основоположником
одной из крупнейших психологических школ, трудился до последних лет жизни.
Вспоминает
внук ученого, Илья Егоров: "Бог мой, сколько же он работал! Это был путь
не
только построения и созидания, но постоянных сражений с консервативной и
агрессивной массой функционеров и бюрократов..."
В одном из учебников Петровский написал о фундаментальной
потребности человека делиться своим бытием с другими; приведенные в том
рассуждении пастернаковские строки можно считать кредо ученого - фронтовика:
Жизнь ведь тоже только
миг,
Только растворенье
Нас самих во всех
других,
Как бы им в даренье.
В эти дни мы отмечаем юбилей Великой
Победы; вспоминаем
всех, кто воевал, кто подарил потомкам жизнь, свободу и
независимость.
Лилия Владимирова, г.
Рыбинск
Проголосуйте за это произведение |
|