TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение


Русский переплет

Галерея "Новые передвижники"
29.VIII.2005

Соломон Воложин

Прогулка по выставке

 

Первая картина Рудольфа Яхнина, поставленная в "Русском переплете" (http://www.pereplet.ru/galery/yahnin.html), навеяла на меня жуть.

"Приближение Луны". (http://www.pereplet.ru/galery/yahnin/1.jpg).

Мне вспомнились финитные картины Чюрлениса и неведомо откуда взявшаяся у меня толстенькая книжка без обложки, без начала и конца, прочитанная мною в отрочестве. Научно-популярная, наверно. Там писалось, что Луна когда-то была частью Земли, потом оторвалась (остался след, откуда - впадина Тихого океана), а теперь она замедляет свое вращение и потому все время чуть-чуть приближается к Земле; со временем она приблизится настолько, что силы притяжения ее разорвут на несколько больших частей и тогда они опять завращаются быстрее и от Земли отойдут; но потом опять станут вращаться медленнее и приближаться; это приведет к новому расколу кусков; и цикл этот будет продолжаться много раз, пока вся Луна не рассыплется на мелкие обломки, и они не составят кольцо, как у Сатурна. И в каждом перигее цикла приближения и удаления Луны по Земле пройдут катастрофические приливы.

Меня в отрочестве поражали чудовищные процессы во Вселенной... Эти почти уму непостижимые числа в астрономии...

Естественно, картины всяческих концов света у Чюрлениса мне поначалу представлялись непреодолимыми, зловещими и пессимистическими. Пока я не почувствовал в них нечто противоположное - бесстрашие художника смутного времени, не останавливающегося ни перед каким испытанием сокровенного мироотношения, своего и своих зрителей. Сверхисторический оптимизм, свойственный символизму рубежа 19-20 столетий...

Что-то похожее произошло у меня с картинами Яхнина.

Эта бледно-фиолетовая жуть чудовищного размера Луны, не вмещающейся на небе аж между домами пусть и неширокой улицы... Этот мертвый ночной город... Видно, покинутый людьми (ни одного светящегося окошка, ни души - на тротуарах и мостовой)... - Я подумал: люди покинули планету. Никого нет не только в этом городе.

И так чисто на улице! (Что люди были еще недавно, видно по еще не растаявшей колее в снегу на мостовой.) Не брошено ничего. Ни одного предмета, никакого мусора. Так организовано и аккуратно все себя вели при эвакуации, что ассоциация явилась с блокадным Ленинградом. (И лишь потом оказалось, - все ж репродукции не видны одновременно на экране компьютера, по одной они показываются, - лишь потом оказалось, что питерские мотивы у Яхнина сплошь и рядом.)

Страшная опасность нависла над городом у Яхнина...

Впрочем, это некосмического масштаба "над городом" есть уже признак последовавшего некоторого изменения настроения. Изменения - из-за других картин.

 

Следующая, "Белая ночь" (http://www.pereplet.ru/galery/yahnin/2.jpg), еще несла для меня следы сил космических. Там низко-низко над горизонтом висело светило наше дневное. Чуть уже не ночное в период белых ночей - так поздно закатывается оно. И эта низкая точка зрения, отдающая небу пять шестых высоты картины, тоже внушает некую космичность. И тут уже явно видно, что это Петербург: широченная Нева и угадывается Петропавловская крепость в еле заметном в сумраке шпиле на одном из берегов, слева. А это ж фантастический и сумрачный город - Петербург... И чем такая ассоциация не перекличка с какой-то гигантской силой?

Но уж точно силен этот громадный парусный фрегат, не вмещающийся в формат, потому что нарисован с очень близкой к нему точки зрения. Корабль прямо подавляет: своим размером, контражурным (против света) показом, ракурсом - снизу вверх. А этот зловещий багровый свет канделябров в его окнах!.. - Могучая дремлющая сила. Как сама Россия... Как этот огромный андреевский флаг на корме.

В нем противоречие. Он развернулся во всю ширь, как бывает при изрядном ветре. А волны на широкой Неве крошечные. Даль речной глади можно было б назвать чуть не зеркальной, если б она не была матовой.

А холодные тона реки и неба - Природы (укрощенной природы) - контрастируют с теплым колоритом корабля. И все - уравновешено. Человеческая сила обещает способность противостоять любой огромности угрозе.

 

Какой угрозе? - А хоть природной, климатической...

Такой ветрила на следующем виде - "У Петровской Кунсткамеры" (http://www.pereplet.ru/galery/yahnin/3.jpg) - что, кажется, тут начинается наводнение, всегда происходящее при ветре с Финского залива. И эта мрачная Нева... Волны, правда, какие-то мертвые. Это неудача художника. Но корабельные флаги!.. Так и пляшут на ветру, так и вьются. Один, похоже, оторвался от мачты и полетел. Впрочем, небо не драматическое. И раскачиваются лишь мачты кораблей, что поодаль, не ближняя к нам. И фигура человека в шляпе около этой строго вертикальной мачты скорее созерцательна, чем активна. Да и овальный контур всей этой вещи художника как-то не вяжется с драмой сил, пусть и еще потенциальной, как в предыдущих работах.

Выпадает из ряда... Разве то хорошо, что она заставила мое восприятие отдалиться от космоса и безысходности Рока.

 

Следующая картина - как бы возмущенный крик художника на типов, вроде меня, посмевшего словами выразить художественный смысл того, что хотел выразить он, берясь за кисть.

"Искусствоведы". (http://www.pereplet.ru/galery/yahnin/4.jpg).

Какая-то скульптура, стоящая в музейном зале, изъязвленная - в буквальном смысле слова - попытками искусствоведов обнаружить в ней скрытый - для простых смертных - смысл.

 

Однако меня не так-то просто сбить с настроя.

"Немота". (http://www.pereplet.ru/galery/yahnin/5.jpg).

Вот тут-то силы запечатлены вовсю.

Это каков же был их напор когда-то, чтоб так искорежить ствол? И какова ж этого дерева сопротивляемость, чтоб оно, не смотря ни на что, все пускало и пускало новые, тонкие ветки в рост?

Мы возвращаемся к исконной теме Яхнина - драме сил.

 

"Флот Петра Великого". (http://www.pereplet.ru/galery/yahnin/6.jpg).

Здесь и говорить не о чем - так в глаза бросается ярость линий, контрасты освещения, бурность волн и облаков, мощь ветра в парусах и широта корабельной груди.

Единственно... Угроза тут шведам, а не России. Угроза со стороны России. Что совсем не соответствует современности, когда России угрожает гибель со всех сторон: снаружи и изнутри.

Или уязвленное имперское самолюбие водит рукой Рудольфа Яхнина?

Или это некий аналог знаменитой речи Сталина в начале Великой Отечественной войны, когда он призвал на помощь память о великих полководцах прошлого?

 

То же и в следующей картине.

"Гангутский бой". (http://www.pereplet.ru/galery/yahnin/7.jpg).

Плюс - тут уже просто иллюстративность.

Я навел справку о Гангутском бое. Легкие русские галеры заставили шведов спустить флаги на своих тяжелых кораблях. Родилась новая морская держава.

Так у Яхнина эти легкие галеры поданы так, что они выглядят аж визуально подавляющими шведов. На первом плане не галера, а прямо гигантская птица с крыльями-веслами, поднятыми, как одно. (Я так рисовал танковую атаку, когда был дошкольником, в конце войны. Стволы всех краснозвездных танков - параллельны, как на параде... Все мчатся по буграм и ямам сквозь разрывы снарядов невредимые... И - слева направо.) Живопись - жесткая. Даже туман дымов - резко отграничен. А воздушная перспектива применена больше для шведов, чем для русских. Русская сила должна быть весома, груба, зрима...

Вот тут я и вспомнил "Приближение Луны". Неотвратимость ли там? Сокрушительные приливы опасны лишь для прибрежных полос континентов. Ушло население из Петербурга вглубь России. Эвакуировалось в идеальном порядке. Не так, как недавно при цунами в Юго-Восточной Азии или при урагане Катрин в Америке.

 

А дальше - "Нева зимой". (http://www.pereplet.ru/galery/yahnin/8.jpg).

Здесь, по-моему, выражен секрет силы России, как страны, и русских, как народа. По крайней мере, в прошлом. - Суровые климатические условия.

Я не знаю, насколько мягче климат в Швеции. Но факт в том, что норвежцев, финнов, исландцев русские обошли во времени становлении государственности.

Во всяком случае, что-то около таких настроений могло вдохновить Яхнина на противопоставление прямо какого-то апокалиптического колорита неба слева в картине светлым дворцам на берегу справа и вертикальным светлым дымам из печных труб этих дворцов. А паралич, которому обрекла русская зима русский флот, выглядит каким-то отдыхом от ратных дел в противопоставлении неподвижности этих громад-кораблей весело петляющему санному выезду между ними.

 

И еще один былой секрет России - сила, мол, православного духа.

"Святогорский монастырь". (http://www.pereplet.ru/galery/yahnin/9.jpg).

Впрочем, можно даже исключить религиозность. Просто высота духа. В Святогорском монастыре Пушкин похоронен. "Наше все".

Это на ассоциативном уровне - с названием.

А живописно - теплый колорит. Не только строений монастыря, но и самого неба. И когда? - Зимой.

 

И эта сила духа разлита во всем народе. Даже в женщинах. Может, даже в первую очередь - в женщинах.

"Ожидание". (http://www.pereplet.ru/galery/yahnin/10.jpgм).

Некая Ассоль перед нами. Сама высота духа дает ему силу. И само противопоставление древесных коряг юной девушке - не противопоставлением становится, а подчеркивание тут: вот с такой же тяги вверх, как у девушки сейчас, начиналась жизнь все вынесших когда-то деревьев.

 

Ну а портреты, как считал первый символист, Беклин, не пригодны для символизма.

Сам же символизм - востребован в любое из смутных времён, будь то после революции 1848 года, или перед (и после) революции 1905 года, или теперь.

 


Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет" 2004

Rambler's Top100