Сказки ветров,
или
Подслушанный разговор
Художник Георгий Сердюков приехал в Суздаль несколько лет назад из Ташкента и остался в этом старинном русском городе": Может быть потому,что художники народ честолюбивый:" где-то его не понимают... А может бытъ, его как и других приворожили суздальские красоты...
Откровенно говоря, я не сразу понял, что же именно изображено на полотнах Георгия Сердюкова и какое отношение, по словам нашего руководителя, имели эти картины к фольклору. И вдруг неожиданно для себя я обратил внимание на то, как увлеченно рассматривали фотографии с картин, сделанные в экспедиции нашей фолъклорно-этнографической лаболатории [лето 1996 года\, кружковцы младшей группы Яна Головко (15 лет) и Ваня Куликов (16 лет).
- Это птица.
- Не-ет. Она большая-большая. Как мир.
- Жар-птица!
- Угу... Как в сказке. И летит себе, летит над землей, над
ДОМАМИ, НАД САДАМИ, НАД ЛЕСАМИ...
- Над городами...
- Над Москвой, над Суздалем, над Минском...
- Над Амстерда-амом...
- Это не у нас ?
- За границей.
- А-а... Ну все равно. Она же над миром летит ...
- И счастье всем разносит.
- И цветы.
- Какие Цветы ?
- Ромашки, тюльпаны, розы, колокольчики. Процесс создания рождал сказку, будил детскую фантазию. вместо птицы с неестесвенно длинным клювом - жар-птица. Настоящая сказочная волшебная жар-птица/А собака-скала - это добрый Див, который охраняет человека и его жилище... Не случайно название цикла картин "Ветры Белой Луны " очень сказочно и загадочно. А сам художник говорит: "Картина - это загадка. Разве интересно, если все понятно "
- Я бы такую Собаку хотела.
- Зачем?
- Она - мудрая. С ней поговорить можно... Мудрая собака - редкость. Она огромная, как скала. А дом ма-аленъкий. Она может путешествовать с домом на спине.
- Такие собаки в сказках бывают.
- А вдруг взаправду 7Смотри, она как настоящая. Может ее добрые видят, а злые нет.
- Ну?
- В этом домике бабушка старенъкая-старенъкая живет. Одна-одиношенъка. Никого у нее нет: ни деток, ни мамы с папой... Только эта собака.
- Это она только днем старенькая старушка. А ночью - волшебница...
- Выходит на крылечко и говорит: "Отнесите меня, слуги верные,^ тридевятое царство-государство Г
- А собака: "Закрой глаза! Открой глаза!"
- Уже на месте.
- Да, уже в три девятом царстве-государстве. Сюжеты картин -это экзотика переплетений жизни и быта среднеазиатского города и далеких воспоминаний о детстве:
пески, барханы, одинокие тополя, кувшины, птицы... И цвета - желтый, белый, бежевый... На одной картине странное нагромождение ущелий и скал воспринимается как место обитания нечистой силы, такой, например, как Кощей Бессмертный. Только он казалось бым может жить там, где только черное и кроваво-красное.
- Здесь страшно.
- Потому что здесь Кощей Бессмертный. Там его замок и злая сила.
- Упыри всякие.
- Кто ?!
- У-пы-ри! Мертвецы. Они мертвые, а живых грызут: "Ам-ам" .
- Сюда птицы не залетают. Здесь никто не живет. Растений нет, деревьев, зверей, людей. Никого нет. Все умерли.
- Нет, здесь просто никто не живет: условий нет никаких. И кругом-кругом ядовитая земля. Нечеловеческие условия.
- Это сюда Иван-царевич приходил?
- Ну конечно! Представляешь, как ему трудно было с этим чудовищем сражаться?...
Интерес к мифу, к какой-то мифической философии у художника скорее на подсознательном уровне. Но дети как бы "вытаскивают" из картин то, что хотелось отразить и самому художнику: настроение, фантастику, сказку. Просушивая магнитофонные записи интервью с Григорием Сердюковым, я нашел еще один диалог-сказку двух участниц экспедиции - Маши Петролай и Кати Сажневой (9 и 11 лет). По словам очевидцев, девочки, "позабыв про работу " , уселись возле выставленных в огороде - своеобразном вернисаже -картин художника и по-своему обсудили увиденное.
- Задний план совсем размыт.
- Его нет, заднего плана. А все, видишь, Маша, впереди, к нам, как будто все выпуклое такое...
- Зачем кувшин такой огромный?
- Это не кувшин, а как будто. А сам кувшин как будто жизнь человеческая...
- Жил-был... человек. И все у него было. Я думаю, у него больше ну не очень радостного что ли было в жизни.
- Потом пришла беда. Видишь, здесь треснуло и все стало как будто вытекать...
- Он стал стареть и болеть.
- Потом прилетела необыкновенная птица и посадила его на свои крылья. Они улетели туда, где Сфинкс. Собака как будто Сфинкс.
- Нет, не похоже.
- Очень даже похоже. Может она (птица) всех относит на крыльях, кто умирает.
Художник предпочитает ничего не zoeopumvo своих картинах, хотя на темы искусства он рассуждает многое интересно. Иногда он резко, как-то непонятно дерзко отзывается о признанных мастерах прошлого. Не думаю, tmo художник прав. Как можно утверждать, чТо картины Рафаэля "без души"? Если художник творит, он уже вкладывает душу. Может, сам Георгий Сердюков немного "рисуется", рассуждая с подростками о проблемах искусства? А может он еще сам нечетко ощутил "свою" манеру? Надеюсь, что придуманные и "увиденные" детьми сказки "Ветров Белой Луны" помогут ему в дальнейшем.