TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.01.2021
18:32

Нет! «Летний день» Герасимова не печаль

    Не печаль, хоть там и есть следы “слёз” природы, дождя, на стекле окна. Герасимов. Летний день. 1950. Холст, масло. Как нет печали и в картине, насмешливо названной . . .

12.01.2021
16:16

С какой точки зрения лучше смотреть на живопись

    Мне понравились такие вот картины Кульбина. Предваряя будущее повествование, тут же скажу: это ж смелость надо иметь - нарисовать в общем жёлтый песок… синим. И не . . .

10.01.2021
15:27

Ни в зуб ногой

    Ну вот я и почитал вещь, про которую не понимаю, что она значит – рассказ “Мгла" (1904) Бориса Зайцева. Я недавно разбирался с другим рассказом его же и того же года . . .

09.01.2021
10:56

Почему все врут про «Чёрный квадрат» или Один сержант в ногу – я

    Наткнулся в Яндекс-Дзене на канал “Tallir Art Historian". Человек толкует о ценности “Чёрного квадрата” (1915) Малевича. И всё – мимо сути. (Одно только было бы не мимо – . . .

07.01.2021
13:12

Вот, у кого в интернете на их улице праздник – у кидал народа

    Некий “Жизнь в обрамлении” (8813 подписчиков) написал статью про васнецовскую “Алёнушку”. Васнецов. Алёнушка. 1881. Фрагмент. Так что она изначально называлась . . .

06.01.2021
19:23

Кульбиты Кульбина

    "Мальчик и туда, и сюда, в результате никуда”, - так меня, отставшего в любовных делах юношу, определила одна тёртая, наверно, и опытная женщина, подруга той, за . . .

04.01.2021
18:58

Любовь к мысли

    Где-то когда-то я вычитал, что представители первобытных племен от малейшего раздражения, выводящего их из дремоты, стараются исчезнуть. Могут сидеть часами . . .

03.01.2021
17:13

О пользе догматизма в искусствоведении

    Художники в принципе амбициозны. И даже не потому, что умеют то, чего не умеют другие. А потому, что даже видят не так, как другие. И язык у них получается не такой, как у всех. Это из-за чистой техники. А есть ещё и духовное. У некоторых до подсознательного идеала доходит. Тот огорошивает остальных, хорошо забывших старое. Потому что тип подсознательного идеала абсолютно новым не бывает. Но он забыт и – огорошивает. И есть ещё то подсознательное, которое посредствует при “текстовом” выполнении неречевого замысла, - замысла, созданного тем сознанием и мыслью, какое в принципе есть и у животных – неречевое: зримостями эмоциональными. Совсем ерундой (будучи осмыслена та зримость) может она оказаться, а, поди ж ты, – как и подсознательный идеал порождает что-то, словами невыразимое. Только и разницы, что идеала касающееся я пишу ЧТО-ТО, а тут – что-то. Строчными буквами. И всё – экстраординарности. Да ещё и такие, что сознанию интерпретатора так просто не поддаются.

    Я раз заспорил с одной художницей…

    Из норова она не просто словом “да” ответила на мой вопрос, а возразила, по сути сказав то же, о чём и я спрашивал.

    Меня озарило, что вот этой картиной

    Поллок. Голубые полюса или Номер 11, 1952. 1952. Эмаль.

    Поллок чуть ли не животным сознанием-зримостью "сказал" о бесконечном разнообразии, казалось бы, одного и того же – линий и клякс, а если сказать красиво и огромно - вдохновение таково: да здравствует индивидуальность.

    Я и спросил: я правильно угадал?

    А для себя решил тихонько, что этот гимн индивидуальности нефигуративностью есть образ метафизического иномирия, куда бежать хочется от скуки повторяемости и закономерности Этого мира. Такое можно возвести в ранг подсознательного идеала Поллока. Человека, физически не бедствующего, ибо миллионы долларов, благодаря вмешательству ЦРУ, такие картины стоили.

    Потом я отказался от такой огромности - из-за принципиальной массовидности такой продукции.

    Так что мне ответила художница вместо “да”?

    Она прислала, по-моему, похожую картину (тоже линии и кляксы и тоже совершенно без никакой повторяемости их, только и разница, что первая была цветная, а вторая - чёрно-белая).

    Поллок. Эхо или Номер 25. 1951.

    А словами, дескать тут: “Нет закона!” как состояние души художника, чему и соответствует картина и её название. Нигилизм, понимай. И добавила… противоположное. Дескать хаос гармоничен, но видно это издали, а вблизи и кусок – ни на что не похоже, отчего вам, обычным людям, страшно, а нам, художниками, нет, ибо чуется та гармония.

    Так я б предложил договориться и не применять слово “гармония” к тому, что страшит обычных людей. Хоть, повторяю, обычные люди и даже малые художники – разные.

    И вот почему.

    Даже самые тонкошкурые и не переносящие ужасы (или скуку) действительности люди соотносят меру своей непереносимости с оценками обычных людей.

    Мы, обычные, вполне можем понять, какая им радость – дать образ аж иномирия, которого мы, если и не можем испугаться, так только из-за своей толстошкурости. Но умом-то мы страх иномирия понять ведь можем? Можем. Так вот пусть и необычные люди, художники, тоже пойдут нам навстречу и не путают (словом “гармония” от радости их удачи суметь дать образ, выражение иномирю - живописью в стиле абстракционизма или его предшественников по мере удаления от натуроподобия: сезаннизма, кубизма, фовизма и т.д. и т.п.), - не путают своё переживание из-за своего умения с нашей общей же, общечеловеческой оценкой иномирия (ужасом).

    Тем более что иномирие всегда анатурально. Даже когда тесно связано с натурой (через красоту). Что постигли древние греки.

    Обычные люди разве могут знать законы красоты? Нет. Золотое сечение им дано только почуять, а не знать. Оно известно только художникам. То же и с идеальными пропорциями тела и ещё много с чем. Они незримости. Их нет в жизни. Они иномирны. Они проявляются только в произведениях искусства путём из незримого в зримое. В них бежали художники античности от крайнего неприятия (тоже тонкошкурые – тех времён беды были) самой принудительности жизни. Там свои законы, и они в акте творчества оказывались свободны от здешних законов, данных богами Олимпа.

    И я б предложил, если б директором был я, словом “гармония” и для переживания древнегреческого художника не пользоваться, когда тот, самовыражая сокровенное, бежит в своё (тогдашнее, числовое, не метафизическое, как теперь) иномирие законов индивидуальной красоты.

    Между античностью и Новым временем было время христианства. Оно шатнулось от ужасного действительного в свою незримость. Предопределённую. Анатуральную.

    Но вне церкви (для портретов королей) натуральность и нормальность царила. Как и всегда она царила в жизни (для толсто- и тонкошкурых). Всегда. И в античное, и в новое, и в новейшее время.

    И можно было б договориться, чтоб слово “нормальность” не применять для миров, сотворённых художниками любых времён. Например, “нормальность искажений натуры в картинах Сезанна”.

    В мирах художников всегда ненормальность, а не нормальность. Всегда условность.

    29 ноября 2020 г.

01.01.2021
13:31

Добром добра не будет – только через зло!

    Попытка медленного чтения рассказа “Сон” (1904) Бориса Зайцева. Ну чем, смотрите, не воспевание вот этого и тут мига ("был четвертый час дня – в июне, при слегка . . .

31.12.2020
14:20

3 Соломон Воложин Что вы прочли в стихах – не то, что хотел сказать поэт, если вы знаток и если произведение – неприкладного искусства

    Вот – одно из стихотворений серии “Багряный пир зари”, которая была опубликована в журнале “Золотое руно” (№ 2, 1908) . Расстегни свои застежки и завязки развяжи . . .

30.12.2020
13:26

Какой Гитлер художник

    Я должен начать издалека. Моя дочка в школе плохо относилась к литературе. Кончала она школу уже при реставрации капитализма, то есть после гласности. Помнится, я . . .

29.12.2020
13:19

Результат разговоров с рисующим

    Рисующий – Святослав Котельников. Разговоры – по интернету. Есть вариант, что всё – закономерно. Тогда и случайности – тоже закономерны. И вот так случилось, . . .

27.12.2020
16:09

Опять эта из «Оборонсервиса», теперь уже академик РАХ

    Я об её стихотворения уже зубы ломал (см. тут). Жаловался, что нет учебников по признакам графомании. А с живописью ж совсем беда – там измов (примитивизм, . . .

26.12.2020
20:41

Рассуждение о Грозном – простое

    Уже не помню, когда это было… Возможно, когда актуальны были мысли Новодворской о целесообразности раздела России на множество государств…. Тележурналист . . .

26.12.2020
15:10

Железная логика во всём вокруг Навального

    Быть логичным не значит быть правым. Высказывание моего покойного товарища. Главный выгодополучатель от отравления Навального – компании, добывающие . . .

25.12.2020
14:16

Хотите посмеяться надо мной из-за Саврасова?

    Роясь в интернете, меня загипнотизировала такая картина. Саврасов. Зимний пейзаж. 1871. Я глянул, что написано под репродукцией – ого! – Знаменитое имя… Потом, . . .

24.12.2020
10:14

Люблю я макароны, а моя невеста их не любит… Люблю я углубляться, а не мои читатели не любят…

    А ещё не любят не мои читатели отправляться по ссылкам на мои статьи, - ссылки, которые я люблю делать, не любя повторяться и строя, в итоге, карточный домик . . .

22.12.2020
22:09

Как Маяковский себя клял

    Я понимаю, что область искусствоведения пограничье между наукой и искусством, а раз искусство близко, то нечего хотеть логичного изложения мыслей. И всё же я – . . .

21.12.2020
14:08

Большинство не манит глубина

    Автобиографическое начало этой статьи не должно обманывать, она о том, как глубок был Пушкин даже в юности. А автобиографическое – просто введение в то, как манит . . .

20.12.2020
18:57

Маяковский против Ленина и...

    Маяковский был всё время по какому-нибудь поводу против советской власти. В поэме “150000000” (1919 – 1920): "Маяковский, исповедовавший анархистские взгляды, . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100