TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.06.2021
11:48

Медленным шагом, ровным зигзагом…

    Я надеюсь, что очень маленькими “шагами” с верного течения мысли можно не сбиться… Вот революция в России победила, гражданская война ещё не началась. Начало 1918 . . .

25.06.2021
13:28

Горе мне

    Я стал себе ставить непосильные задачи, но не хочу это скрывать от читателя.

    Уже задача найти следы и разгадать подсознательный идеал автора художественного произведения выглядит некорректной из-за невозможности пока физиологической науке, то есть объективно, отличать его от других явлений. А теперь меня стало интересовать отличие его от осознаваемого идеала того же содержания.

    Например, только что я получил совет так не заморачиваться. Разбираемое произведение было – ницшеанца. Они, имеющие этот идеал в подсознании, обычно не выдерживают того, что публика их обиняков не понимает, и они срываются на образ, на почти прямое выражение одного другим. Одного – это метафизического иномирия (подсознательного, то есть неосознаваемого). Так я счёл: раз образ иномирия плохой, не вызвал у меня какого-то постижения его, то это означает, что ницшеанство у этого автора подсознание покинуло и перешло в сознание. Подсознание, мол, гораздо сильнее по творческому потенциалу, чем сознание.

    И вот я теперь хочу определить, где было ницшеанство у Данелия в фильме “Афоня”. Он хронологически так располагается среди разобранных мною фильмов Данелия: “Я шагаю по Москве” (1963) – “Афоня” (1975) – “Настя” (1993).

    Осложнение такое: раньше-то я думал, что ницшеанство настолько трудно постижимо, что мала вероятность того, что его осознаёт сам художник; а теперь-то я хочу различать, осознаёт или не осознаёт; значит, прежние исследования для меня теперь не доказывают подсознательности; на самом деле мне не известно, сколько времени Данелия своё ницшеанство не осознавал, я не оценивал хороши ли его образы иномирия.

    Ну вы, читатель, догадываетесь, что я прямую речь об иномирии должен считать прямым доказательством отсутствия его в подсознании.

    Особое осложнение, что я так, навскидку, фильм не пересматривая, не могу вспомнить что-нибудь, чтоб оно вообще наводило на мысль о ницшеанстве Данелия. Мне наличие ещё надо доказать. А потом уж искать ему место в голове автора.

     

    Достаточно было мне себя озадачить, где видно в фильме ницшеанство, и лечь спать, как наутро у меня уже оказался ответ. – В насмешке автора над недоницшеанством Афони. Само имя-то с аурой насмешки. Для того же и комедия. Чехов тоже так поступал – называл комедиями (Вишнёвый сад, Иванов, Леший, Чайка). Да его не понимали.

    А в чём недоницшеанство Афонии? – В провалах его самоощущения сверхчеловека.

    Первый провал – с практикантами. Он-то подумал, что прикрепляют практикантов к самым квалифицированным рабочим, а к нему не прикрепили. Почему? – За плохую дисциплину. Он сумел себе выбить всё же двух практикантов. Но он же считает, что самый перец сверхчеловека – делать не так как положено, чему все следуют (исполнительны, вызвали сантехника на ремонт, тот понимает, что затопление – кошмар, поэтому спешит на вызов, а сверхчеловек не спешит, пусть попресмыкаются перед ним). Ну так на тебе, - “говорит” режиссёр и даёт ему на диво высоконравственных студентов, и те отказываются иметь Афоню руководителем практики. Облом. Насмешка. Тем более, что не в погоне за наградами от людей суть сверхчеловека, а в попрании мнения людей, в преступлении.

    Особенность насмешки в том, насколько мизерным людям Афоня противостоит. Без пересмотра фильма сразу вспоминается предфинал, когда поведение Афони представляется подозрительным представителю закона, милиционеру-пацану, не способному сличить черты лица, улыбающегося на фотографии паспорта, с неулыбающимся оригиналом.

    А это профсоюзное собрание. Его председатель. Читающий письмо-предупреждение из милиции как последнюю сводку с фронта от советского информбюро. И не смогший с первого раза озвучить название города, откуда пришло письмо: "Джарабайды”. И подпись: "Цхардбайджибаджибаев”.

    А эта распределявшая студентов. Достаточно было Афоне сказать, что она выглядит моложе своих лет, и она назначила ему практикантов. Окружение осмеивается режиссёром не слабее, чем “сверхчеловек”. Но сверхчеловек без кавычек должен же быть выше всякой критики.

    Я недавно по ТВ слышал возражение Евгении Симоновой (медсестра Катя по фильму) ведущему, что она не красавица. Именно в таком качестве её и снимал Данелия в этом фильме. Но какой же рабой он её сделал… На что только ни готова для Афони. Она для него не существует на фоне красавиц, на которых он целится. – Так что над Афоней бо`льшая насмешка: что он ни одной из красавиц не добился или что пал перед рабой?

    Перечислять доказательства Афониного недоницшеанства и насмешек над ним режиссёра-ницшеанца скучно. Интересно другое: есть в фильме хоть один образ иномирия, как подсознательного идеала Данелия или нет?

    Вот – подозреваю:

    Отзывчивые люди нашли, как хотящему звонить Кате Афоне, потерявшему себя, её найти. Но она уехала. И он тогда решил, видно, уехать абы куда.

    В песню под гитару туристов, расположившихся на траве лётного поля в ожидании самолёта куда-то, куда они наметили:

       
     

    Над рекой над лесом рос кудрявый клен

    В белую березу был тот клен влюблен

    врывается отчуждённый динамиком нечеловеческий голос за кадром с нечеловеческой грамматикой:

    Рейс 32 в Петрозаводск задерживается прибытием самолёта.

    А сияющая природа ко всему безразлична.

    А за что Данелия, раз всё плохо в Этом мире: и безразличие природы и итоговое в людях – мать умерла, а Афоня и не знал: "Вот так вот…”. – Да как раз за вообще иномирие. Коль скоро всё это происходит

    с ведома и согласия Бога, как говорят.

    Равнодушную луну над кладбищем тоже можно за искомый образ принять.

    Ничего образы. Годятся для квалификации идеала Данелия в качестве подсознательного.

    А счастливый самый-самый конец… Так это кость цензору. Тогда не проходили в прокат откровенно пессимистические картины.

     

    Это сходится с моим позднейшим размышлизмом, что осознавание себя сверхчеловеком – это та часть идеала ницшеанства, которая находится в сознании, а иномирие – та, что в подсознании. А если сверхчеловек не уходит из Этого плохо мира, а смиряется с ним, то он всего-навсего недоницшеанец.

    Данелия (и подобные), будучи художником, отличается от других ницшеанцев. Он (и подобные) может этого принципиально недостижимого иномирия как бы достигать, давая его образ. Что держит его (и подобных) на этом свете. Почему и встречаются долго прожившие ницшеанцы. А кто утратил иномирие в подсознании, тот уже, собственно, тоже не ницшеанец и потому способен долго жить.

    30 августа 2019 г.

     

24.06.2021
13:50

Методичность Борхеса

    Посвятив первый рассказ сборника “Выдумки” “Фунес, чудо памяти” (1942) скрытому выпаду против побеждавшего, вроде, ненавистного за экстремизм исключительности . . .

23.06.2021
21:59

Кое-кто за Набокова

    Я попробую подержать в тайне, кто этот кое-кто. Стану называть его КК. Вот я с ним согласен в определении постмодернизма: "Постмодернизм — это мир, где все . . .

22.06.2021
21:15

Люблю себя любимого

    Художник Любимов родился в Калуге, с которой связано имя Циолковского, а детские годы провёл во Пскове, около которого Пушкинские места. – Всё! Идеализируя всех и . . .

21.06.2021
18:18

Это скучное-скучное голубое небо

    Здесь, возле пустыни, месяцами пустое голубое небо. Какое было мечтой, когда я жил в СССР. А страдания одни и те же. Там я сперва всё больше книги писал, а не статьи. И . . .

20.06.2021
12:22

Боже! До чего же я ничтожен! (Рассуждения о Бабеле)

    Я читаю книгу Жолковского и Ямпольского “Бабель” (1994) и задаюсь вопросом: как это вообще получилось, что я посмел писать об искусстве, не имея официального . . .

19.06.2021
11:40

Сравнение серого с Серовым

    Серым я считаю себя. – Что это? Уничижение паче гордости? Наихудшее проявление гордыни? Помня, что я не вижу себе подобных в попытках влезать в подсознание к . . .

18.06.2021
21:31

Анти Лёля Городная

    Возможно, это от вредности характера, который испортился из-за годами неприятия никем моего эстетического мировоззрения… Но мне стало интересно доводить его до . . .

17.06.2021
12:14

Почему покончил с собой Борромини

    Борромини – гений, один из создателей в итальянской архитектуре стиля барокко. И его судьба – ещё один пример несчастной возможности в искусствоведении говорить . . .

16.06.2021
12:47

Неожиданная нынешняя актуальность романа «В окопах Сталинграда»

    Врагу не пожелаю… Это слишком изысканное страдание – мне не о чём писать. В общем, начинаю читать “В окопах Сталинграда” (1947) Виктора Некрасова. И никакой . . .

15.06.2021
11:47

Поэтесса Слепакова

    Говорят Быков не всегда был так антисоветски настроен, как в последнее время, когда левый поворот России чуется всё сильнее. То есть есть шанс затруднить мне . . .

11.06.2021
10:36

"Патриотическое" стихотворение Ахматовой

    Вы ни за что не заметите, в таком стихотворении Ахматовой ничего странного: Победителям Сзади Нарвские были ворота, Впереди была только смерть… Так советская . . .

10.06.2021
10:23

Бунт на корабле. (О «малых голландцах».)

    Надо, наверно, рассказать, от чего я оттолкнулся. – От такого, как мне кажется, высасывания из пальца: "Художников XVII века часто называют “малыми голландцами” . . .

09.06.2021
17:49

Его хвалят, хвалят. Лубенникова

    Читайте: "Красавицы Лубенникова очень живые и естественные, потому и привлекательны” . . .

08.06.2021
12:26

Прелесть зауми. (Фильм «Два в одном» Киры Муратовой)

    Мне вспомнилась не очень, может, подходящая к случаю аналогия. Был у нас в огромнейшем КБ НИИ дизайнер, Динейка. Он лучше всех играл в настольный теннис. И, как мне . . .

07.06.2021
16:24

Польза глуховатости. (Фильм «С училища»)

    Я глуховат. Почему-то не хочется заводить слуховой аппарат. Но придётся: не всегда различаю разговор в кино. Это сослужило оригинальную службу при смотрении . . .

06.06.2021
10:00

Попробуем разоблачить Кандинского

    Он написал о своей “Композиции 6”. Кандинский. Композиция 6. 1913. А есть правило придавать лишь вспомогательное значение словам творца вне “текста” его . . .

05.06.2021
09:07

Читается, всё-таки, эта Нечитайло

    Достаточно было сообразить, что Ксения Нечитайло – постмодернистка, т.е. не считает что бы то ни было достойным быть идеалом, как одна за другой её непонятные . . .

04.06.2021
16:15

Вот это уж точно не пойму?

    Я ведь раб. Законов, которые для себя в . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100