TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.09.2021
18:17

Почему гремело имя Рафаэля

    Достаточно посмотреть, какие иконы висели в домах итальянцев 16 столетия, чтоб понять, почему гремело имя Рафаэля. Богородица Одигитрия, 16 век, Венеция. Мадонна . . .

31.08.2021
08:23

Зануда

    Художник, мысли которого я буду телепать, не должен быть назван. Он может обидеться, если я их не угадал. А его работу я должен продемонстрировать, чтоб быть . . .

30.08.2021
07:53

Раздумья над заметкой искусствоведа Тамары Зиновьевой о живописи Яны Эзар

    С чем я согласен – что "в картинах Яны заявка на высокохудожественность” (https://klauzura.ru/2021/08/pro-zhivopis-yany-ezar/). Или я должен сначала предупредить, что я эстетический . . .

29.08.2021
18:05

Мне больше повезло (о Джорджоне)

    У меня, вижу, явочным порядком прорезается серия, прямо противопоставляющая писания мои с писаниями других по одному и тому же поводу. Противопоставление состоит . . .

29.08.2021
18:04

Мне больше повезло (о Джорджоне)

    У меня, вижу, явочным порядком прорезается серия, прямо противопоставляющая писания мои с писаниями других по одному и тому же поводу. Противопоставление состоит . . .

28.08.2021
09:12

Одна литературовед…

    Перед чтением данной статьи я рекомендую прочесть рассказ Борхеса “Фунес, чудо памяти" (1942). Он ультракороткий. . Одна литературовед пеняла мне, что у меня нет . . .

27.08.2021
18:10

Увы, поучение

    Была такая громада в культуре – Бахтин. Он причинил огромный вред литературо- и искусствоведению, введя в науку понятие “большое время”. Он освятил такое обычное . . .

25.08.2021
12:01

Зла не хватает (О Ян ван Эйке)

    У меня есть три подхода к Ян Ван Эйку (тут, тут и тут). Про вещи 1432, 1434 и 1436 годов. Так я их использую и скажу про такую вещь, Ян ван Эйк. Благовещение. 1434 . . .

24.08.2021
08:37

В чём причина бледнописи Бруни

    Начинать с себя я приучен инстинктом. Я и в жизни-то почти не умею врать. Поэтому, если я начинаю с себя, я как бы настраиваюсь на искренность. А та меня заставляет . . .

23.08.2021
10:13

Нецитируемость художественного смысла

    Что нецитируемость художественного смысла существует, неплохо б знать непосредственно. Но для этого надо быть художником. А я им был, если был, чуть не 70 лет тому . . .

22.08.2021
08:48

Вот нравится и хоть бы что

    Прочёл я у Манина слова: "Богородская обладает своим взглядом на мир, адекватным нелепости окружающей жизни. Ее зарисовки, выраженные цветом, метки по . . .

20.08.2021
13:01

Перевожу Пунина на общечеловеческий язык (О Митуриче и Тырсе)

    Я читаю “В борьбе за новейшее искусство” Пунина, написанное в 1929 году и позднее. . Он зря набросился на Гоголя за экспрессионизм, который он понимает как перегиб . . .

19.08.2021
09:50

У кого поражение с треском?

    Хочется начать с воспоминания об одном совершенно ничтожном факте. Почему я его запомнил? Не знаю. Наверно, потому, что одна мысль тогда мне пришла впервые. Дело . . .

18.08.2021
11:42

Чекмарёв

    Трус я? Или просто неистребим во мне индивидуализм? Смутно помню… Пионерский лагерь. Впервые в жизни. А я – маменькин сынок. Остался без мамы. И вот пионервожатая . . .

17.08.2021
09:05

Рафаэль и… спираль

    Меня возмутили разнотолки о роли спирали в живописи: то для усиления драматизма она, то для усиления красоты, мол. И я решил подумать о ней как о составляющей (может и отсутствующей на самом деле) пощёчины людям, наподобие той, какую залепил Леонардо да Винчи натурализмом и психологизмом (изображением звериной злобы) своим согражданам флорентинцам в заказанной ими ему “Битве при Ангиари”, где флорентинцы 50 лет тому назад имели только одного погибшего (а воевали против Милана, Леонардо же был вообще против междоусобиц).

    Речь вот о чём.

    Рафаэль. Избиение младенцев. 1509-1510. Эскиз.

    Подготовительный эскиз.

    Пунктирная часть спирали вверху и внизу Рафаэлю не принадлежит.

    Высокое Возрождение было реакцией на крайнюю безнравственность (Раннее Возрождение), в какую впало общество от расшатывания веры из-за откапывания античных статуй и не уничтожения их, как требовали самые принципиальные служители церкви.

    "Один итальянец, живший в эпоху Возрождения, имел обыкновение замечать, когда ребенок говорил что-нибудь умное: “Этот долго не проживет”. Во все времена отцы говорили своим сыновьям, как Лютер: “Пусть уж лучше у меня будет мертвый сын, чем непослушный”… У людей прошлого потребность изуродовать, обжечь или сжечь, заморозить, утопить, с силой швырнуть или тряхнуть ребенка постоянно находила проявление. Ханс резал щеки новорожденным мальчикам. Роберт Пемелл рассказывает, что в Италии и в других странах в эпоху Возрождения родители, бывало, “прижигали шею горячим железом или капали воском с горящей свечи” на новорожденного ребенка, чтобы он не заболел “падучей болезнью”” (https://www.u-mama.ru/forum/gossip/everything/11284/).

    Крайняя жестокость естественно породила реакцию.

    Натурализмом изображения нас же самих, ужасных, художники рассчитывали на шок, на содрогание зрителей, что являлось залогом улучшения нравов. И достигался идеал гармонии низкого (ужасных современников) и высокого (их всё же содрогания-сочувствия страданиям других).

    Но можно ли согласиться с такой похвалой спирали:

    "Эжен Делакруа… писал…: "В сочетании всех чудес грации и простоты, познаний и инстинкта в композиции Рафаэль достиг такого совершенства, в котором с ним еще никто не сравнился. В самых простых, как и в самых величественных, композициях повсюду его ум вносит вместе с жизнью и движением совершенных порядок в чарующую гармонию".

    В композиции "Избиение младенцев" очень ярко проявляются эти черты великого мастера. В ней прекрасно сочетаются динамизм и гармония. Этому сочетанию способствует выбор золотой спирали за композиционную основу рисунка Рафаэля: динамизм ему придает вихревой характер спирали, а гармоничность - выбор золотого сечения как пропорции, определяющей развертывание спирали” (https://vuzlit.ru/531097/zolotaya_spiral_kartine_rafaelya_izbienie_mladentsev).

    Меня смущает произвол выбора точек для прямых: подбородок левого убийцы, неопределённые точки на его торсе и левой ноге, пересечение левых ног бегущих на первом плане, неопределённая точка на животе правого убийцы на первом плане, неопределённая точка на его правом плече.

    Я могу ещё более обоснованную, жёлтую, спираль провести.

    И я не уверен, что две центральные женщины специально ради спирали не сделаны в компьютерном режиме рисования более бледными, чем те, кто слева и справа от них. На главном эскизе Рафаэля никакие спирали не чувствуются.

    Делакруа слушать надо тоже с осторожностью. Он романтик. Те бегают в свой прекрасный внутренний мир вон из ужасного мира внешнего. Что ему стоит нравящегося всем Рафаэля зачислить в сообщники себе, распространяя похвалу на композицию с применением хороших слов "чарующую гармонию". И что стоит цитирующему его автору ассоциировать это со спиралью.

    Может вовсе не спиралью (не существующей на самом деле) обеспечен динамизм как натурализм движения, а позами.

    Я автора статьи понимаю. Ему надо присоединить к общепринятому для Высокого Возрождения (и Рафаэля) слова “гармония” слово “спираль”. Для него существует в искусстве только образность, что выражено чем: гармония – спиралью.

    Для него не существует более сложного (и тонкого) механизма воздействия: подсознательного идеала художника (гармонии низкого и высокого) на подсознание восприемника, то есть для него не существует порождения в восприемнике подсознательного катарсиса (гармонии) от столкновения противочувствий: вспоминания от натурализма изображения убийства собственного желания плохого обращения со своими детьми (низкого), с ужасом (высоким).

    Может показаться подозрительным, чтоб идеал гармонии существовал тогда так подпольно – как подсознательный идеал.

    Но это – от недостатка воображения. Когда кругом ежедневно свирепствует жестокость как общепринятость (а её в школьных программах по теме Возрождение не проходят), то гармония вполне странна для общественного сознания. И зарождается только в головах у гениев. В подсознании. Как идеал.

    2 августа 2021 г.

16.08.2021
09:07

Моё поражение

    Как чуть не всегда, начну с себя. Для разгона. Вдруг получится… – Во мне процесс писания, я заметил, что-то включает, и я становлюсь не я, а кто-то гораздо более . . .

15.08.2021
13:02

Почему Писсаро бросил пуантилизм и дивизионизм

    У меня хилая позиция в дальнейшем повествовании, признаюсь сразу. – Из-за того, что у меня есть несколько с мира по нитке собранных для собственного пользования . . .

14.08.2021
10:19

От души – Тушнова

    Стихи стали песней. Не отрекаются любя. Ведь жизнь кончается не завтра. Я перестану ждать тебя, а ты придешь совсем внезапно. А ты придешь, когда темно, когда в . . .

13.08.2021
08:29

Божков и Боже, зачем ты вернул в Россию салонное искусство?

    У меня грустная традиция намечается. Я натыкаюсь среди рекомендуемых к первоочередному прочтению статью об очередном салонном российском . . .

12.08.2021
08:23

Антибиографизм. Продолжение о Наталье Пушкиной

    Уверявший, что Старк доказал, что Наталья Николаевна Пушкина любила, не принял моих доказательств старковских передёргов в начале книги, - не принял не . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100