TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.09.2021
09:46

Коль Астафьев нечестен политически, передаётся ль это на творчество?

    Через несколько строк начала замечаю странность. Как можно, - в средней, думаю, полосе России, - быть и в сандалиях, и в пальто?

    Кто меня знает, знает, что я ищу странности и по ним надеюсь определить, каков подсознательный идеал автора, если произведение не окажется выражающимся непосредственно или почти “в лоб”.

    Я аж опустился до того, что спросил всё знающий интернет: “осенняя мода сандалии пальто”. И он мне даже выдал соответствующую картинку.

    Но она меня убедила, что я зря лазил в интернет и спрашивал как спросил. У автора ж речь о селе. Он несоответствием в одежде показывает, наверно, несграбность персонажа.

    Впрочем, я не жалею. Я узнал о “Пастухе и пастушке” (1961-1971 - 1989) Астафьева, как о пронзительной вещи. Вот и решил занудством затруднить автору меня растрогать.

    .

    И попал я при дальнейшем чтении на войну. И читал запойно. И – слишком увлекается что-то Астафьев. Какая-то литературщина – очень уж много слов. Аж надоело.

    Хм. Неужели это специально? Вот уж третий раз… Два раза – солдат, а теперь вот – командующий фронтом:

    "…словах командующего просквозило такое запекшееся горе, такая юдоль человеческая, что ясно и столбу сделалось бы, умей он слышать, игра в благородство, агитационная иль еще какая показуха, спектакли неуместны, после того, что произошло вчера ночью и сегодняшним утром здесь, в этом поле, на этой горестной земле”.

    Совесть-де потеряли – оттого и война.

    Нравоучительное произведение передо мной? А он, Астафьев, над схваткой. – Вон, уже и пленных советский солдат расстрелял… уже врач перевязывает всех подряд – свой или чужой… – Поправил, наверно, Астафьев то, что написал 30 лент назад, под влиянием перестроечного времени идеи общечеловеческих ценностей.

    "И лежали раненые вповалку - и наши, и чужаки, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глаза синяками, послюнявил цигарку, прижег и засунул ее в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу”.

    Нарвался я, кажется, опять на произведение прикладного искусства.

    .

    "по ознобелым лицам”, “лишь ломь, пенья”, “в ухоронке”…

    Писатель-генерал. – Впрочем, как-то понятней, почему фронтовики не хотели рассказывать о войне.

    Можно тут начинать думать, что в какой-то мере невыразимое словами бывает не только от рафинированного подсознательного идеала, но и в выражениях незатасканными словами в общем-то известного, но в тонкостях – не известного. Когда невозможно думать, что так бы сказал любой человек.

    Вот сейчас я дочитал до общения главного героя, Бориса, идеалиста, со своим опекуном в боях, старшиной Мохнаковым, материалистом, мародёром и сифилитиком. – И что-то мне душу скребёт… Что-то я перестал доверять Астафьеву. Не принялся ли писатель оправдывать себя-не-писателя, тоже материалиста?

    .

    Точка зрения повествователя, оказывается, двойная: из тогдашнего и из сегодняшнего времени:

    "Санитары и медсестры, большей частью кучерявые девицы, шибко много лазят по полю боя в кинокартинах, и раненых из-под огня волокут на себе, невзирая на мужицкий вес, да еще и с песней. Но тут не кино”.

    .

    И совершенно неожиданно – красота:

    "Вечер медленно опускался. Радио где-то слышалось. Синь проступала по оврагам, жилистой сделалась белая земля. Тени от одиноких столбов длинно легли на поля. Под деревьями загустело. Даже в кювете настоялась синь… синими сумерками накрывало усталую, безропотную землю”.

    .

    Совершенно сумасшедшие сны-кошмары у этого Бориса…

    .

    Почему любовь и смерть как-то рядом? Вот Люся, полюбив Бориса, говорит:

    "- Милая! Милая! Моя! Моя!

    - Господи! - отпрянув, воскликнула Люся.- Умереть бы сейчас!”.

    (Бедная моя Наташа… После того, как мы пошли в ЗАГС, записались в очередь и я уехал домой, она придумала, что раз письма от меня не пришло, когда она насчитала, то я убит кем-то… – Я об этом вычитал из её письма и решил, что она так себя накручивает, мол, она меня любит… А я ж её любил. А мне ничего околосмертного не думалось. Зато, помню, Алдона… Я почему-то подумал, что она меня убьёт. Почему я так подумал? Я совершенно твёрдо знал, что жениться я не хочу… Мы стояли, навалившись грудью на

    бетонный парапет {которого теперь нет, судя картинке из гуглокарты}. А признаться в этом не мог. И я чувствовал, что она меня убьёт, если мы сблизимся. Мы – не пара. Но как я её любил тогда… Не меньше, чем потом Наташу. А с Наташей о смерти не думалось.

    Молодец Астафьев, довёл меня до мокрых глаз.)

    .

    А вообще… Вот уже в часть “Прощание” автор продолжил любовную тему. Как не про войну… Часть первая была “Бой”. Часть вторая – “Свидание”.

    Как-то слишком уж Боря вспоминает своё детство. Что тут за жанр? Поэма какая-то.

    Мне почему-то противен такой ненатуральный улёт в воспоминания.

    О. Мало того – автор придумал растянуть прощание чтением Борисом Люсе писем мамы.

    Астафьеву над просто продемонстрировать необычный характер связи, приключившийся с Борисом и Люсей. – Я пропущу это место, что-то очень противно.

    .

    Хм. Конечно. Письма мамы ей читал, а адрес она не спросила.

    .

    Часть четвёртая “Успение”. Смерть Богородицы, значит. Не по-нят-но. Начиналось-то с живой женщиной на могиле.

    Таак. А это что за номер? – Выведена мечта Бориса, что их полк вывели на переформировку, и он отпросился в отпуск, и явился к дому Люси, и она, мол, опустилась целовать его обувь, а у меня намокли уж глаза… А оказалось, после всего, рассказанного как явь, что это была лишь мечта.

    Играет Астафьев?.. В литературщину?

    .

    Гибнут один за другим солдаты Борисова взвода. Сам он ранен. – Вот такое успение.

    .

    Скис лейтенант душой, а потому и телом. И повели его вглубь страны.

    Думать, что ли, что не право командование, что в боях пополняло полк, а не отправив в тыл на переформировку? Вот и перевоевал Борис. Скис. Не выздоравливает…

    Наверно умрёт где-то около Урала и похоронят его там же. Так и объяснится начало романа, чего это женщина на могилу в степи пришла. – Но как она могла узнать? Ведь ни фамилию не знала… Или Астафьеву наплевать, лишь бы сказать “фэ” жестокой советской власти?

    .

    Мда. А ведь угадал я. И это плохо для Астафьева. Притчу он сочинил, дескать, война – это плохо. Гора родила мышь… Не художественное произведение – притча. Это произведение прикладного искусства, приложенное, тут, к усилению мнения, что жестокость это плохо.

    Но.

    "Но ничего этого также не было и быть не могло”.

    Второй розыгрыш?

    Садизм какой-то…

    Борис умер, но его не похоронила сестра Арина, которая на обратном пути поезда должна была в него сесть. Его труп подкинули в ободранный вагон. И его нашли по поведению волков, которые учуяли падаль. (А волки едят разве падаль?

    "Черная чума, опустошившая средневековую Европу, может объяснить тесную связь между волками и людьми. Когда трупы накапливались с такой скоростью, что их не успевали сжигать или хоронить, стало естественным появление на окраинах городов волков. Таким образом, целые поколения волков узнали вкус человека и стали рассматривать его как добычу” {http://www.kabanik.ru/page/10-little-known-facts-about-wolves}.)

    Тьфу!

    .

    Я чего плююсь?

    Я эстетический экстремист. Считаю художественным только то, что странностями для своего времени указывает восприемнику, что у автора был какой-то подсознательный идеал. И это – неприкладное искусство. И оно – редкость. Гораздо распространённее прикладное, усиливающее вообще-то знаемое переживание. Усиливающее экстраординарно, как и неприкладное искусство, только грубее. И потому имеет всего лишь эстетическое достоинство. Не художественное.

    Я что читаю, читаю в надежде наткнуться на искусство неприкладное, чтоб можно было людям его растолковать, а то, думаю по горькому опыту, без меня не догадается никто. – А шиш. Редки такие произведения. Вот и это оказалось второсортным.

    18 августа 2021 г.

11.09.2021
19:28

Мазохизм

    Я родился и долго прожил в провинции. Семья моя – низы в советском обществе. Сам СССР был с огромной отсталостью в гуманитарной области. Я не мог не вырасти с . . .

10.09.2021
07:33

Верю!

    Сперва я написал такой комментарий под статьей: "Я из разных теорий вывел, что стыдно художнику выражать радость жизни, ибо радость жизни получается выраженной . . .

09.09.2021
14:01

Я впечатлён

    Впечатлён я словами мультипликатора Юрия Норштейна: "Самое трудное в живописи – отказаться от выученного знания и вновь открыть в себе “неумение”… Будто и не . . .

06.09.2021
09:33

Настаиваю на формуле импрессионизма

    Формулы идеостилей существуют. Общепринята гармония низкого и высокого для Высокого Возрождения. Не общепринята формула, предложенная Якимовичем, для барокко – . . .

05.09.2021
09:05

Вещь, сделанная для самой себя

    Так, как в названии, Мукаржовский начинает разбираться, что такое изобразительное искусство. – Полная-де независимость от идеологии. Два века засилья идеологии в . . .

04.09.2021
09:48

В просаке?

    Я буду писать так, будто публика уже начиталась меня и знает, что такое у меня ницшеанец. Страшный человек. Абсолютно неудовлетворённый ничем на Этом свете, и . . .

03.09.2021
09:55

Естественным образом консенсус сословий невозможен

    Зная, какие странности ввёл в 1833 году в свои большие произведения Пушкин (в “Анджело” – неопределённое время, в “Пиковую даму” и в “Медный всадник” – мистику) . . .

02.09.2021
14:53

В бесконечности бредущий Бродский

    Хорошо бы умереть вдруг и не терять ясности сознания до самой смерти. Я б тогда так бы и прожил до конца, делая то, что каждый день делаю: пишу статьи в защиту такого . . .

01.09.2021
18:17

Почему гремело имя Рафаэля

    Достаточно посмотреть, какие иконы висели в домах итальянцев 16 столетия, чтоб понять, почему гремело имя Рафаэля. Богородица Одигитрия, 16 век, Венеция. Мадонна . . .

31.08.2021
08:23

Зануда

    Художник, мысли которого я буду телепать, не должен быть назван. Он может обидеться, если я их не угадал. А его работу я должен продемонстрировать, чтоб быть . . .

30.08.2021
07:53

Раздумья над заметкой искусствоведа Тамары Зиновьевой о живописи Яны Эзар

    С чем я согласен – что "в картинах Яны заявка на высокохудожественность” (https://klauzura.ru/2021/08/pro-zhivopis-yany-ezar/). Или я должен сначала предупредить, что я эстетический . . .

29.08.2021
18:05

Мне больше повезло (о Джорджоне)

    У меня, вижу, явочным порядком прорезается серия, прямо противопоставляющая писания мои с писаниями других по одному и тому же поводу. Противопоставление состоит . . .

29.08.2021
18:04

Мне больше повезло (о Джорджоне)

    У меня, вижу, явочным порядком прорезается серия, прямо противопоставляющая писания мои с писаниями других по одному и тому же поводу. Противопоставление состоит . . .

28.08.2021
09:12

Одна литературовед…

    Перед чтением данной статьи я рекомендую прочесть рассказ Борхеса “Фунес, чудо памяти" (1942). Он ультракороткий. . Одна литературовед пеняла мне, что у меня нет . . .

27.08.2021
18:10

Увы, поучение

    Была такая громада в культуре – Бахтин. Он причинил огромный вред литературо- и искусствоведению, введя в науку понятие “большое время”. Он освятил такое обычное . . .

25.08.2021
12:01

Зла не хватает (О Ян ван Эйке)

    У меня есть три подхода к Ян Ван Эйку (тут, тут и тут). Про вещи 1432, 1434 и 1436 годов. Так я их использую и скажу про такую вещь, Ян ван Эйк. Благовещение. 1434 . . .

24.08.2021
08:37

В чём причина бледнописи Бруни

    Начинать с себя я приучен инстинктом. Я и в жизни-то почти не умею врать. Поэтому, если я начинаю с себя, я как бы настраиваюсь на искренность. А та меня заставляет . . .

23.08.2021
10:13

Нецитируемость художественного смысла

    Что нецитируемость художественного смысла существует, неплохо б знать непосредственно. Но для этого надо быть художником. А я им был, если был, чуть не 70 лет тому . . .

22.08.2021
08:48

Вот нравится и хоть бы что

    Прочёл я у Манина слова: "Богородская обладает своим взглядом на мир, адекватным нелепости окружающей жизни. Ее зарисовки, выраженные цветом, метки по . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100