TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.10.2021
21:15

Отчего так заласкан авангард?

    Не кокетничаю: я плохо устроен – достаточно мне задать себе трудный вопрос, как тут же появляется мой вёрткий двойник и предлагает вариант ответа. На грани XIX и ХХ . . .

13.10.2021
17:26

Надо просто не бояться ставить точки над i

    Я пишу это в “День Гнева”. Может, сойдёт мне, раз я атеист? . Я даже возьму и пойду на крайность: в первых же строках выдам самый перец. Пусть это и будет выглядеть . . .

12.10.2021
09:43

Я получил возражение

    Я получил возражение, дескать, как может Фофанов быть декадентом (см. тут) и катить бочку на декадентов. И приведено было в доказательство стихотворение . . .

11.10.2021
16:46

Не зарвёмся, так прорвёмся 13 сентября

    Хочу недоговорённость продлить. Она такая: "…позволяет поэту проявить характерные для его мышления приемы — например, нарочитую приблизительность . . .

09.10.2021
20:58

Мне аж страшно…

    Нет правда… Ну посудите сами. Звезды ясные, звезды прекрасные Нашептали цветам сказки чудные, Лепестки улыбнулись атласные, Задрожали листы изумрудные. . И . . .

08.10.2021
12:27

Рак рыба

    Деваться мне некуда, занять голову нечем, и я решил попробовать прочесть и понять рассказ Борхеса “Смерть и буссоль" (1944), хоть это, вроде, и детектив. Борхес же . . .

07.10.2021
16:35

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…

    Не поняв, как всегда с рассказами книги “Выдумки” Борхеса, с первого захода рассказ “Секта Феникса”, я при втором заходе решил ознакомиться со всем в рассказе, . . .

05.10.2021
16:31

Риск – благородное дело

    Где-то когда-то я слышал (или прочёл) эту пышную фразу, и что-то меня заставило её применить для заглавия к разбору (который не известно состоится ли) трёх последних . . .

03.10.2021
10:24

Да здравствует, мол, упрощенство!

    Я рекомендую перед прочтением статьи рассказ “Три версии предательства Иуды" прочесть, он короткий. . Начну с одного интимного признания, о котором не стыдно . . .

01.10.2021
10:29

Раскованный Ковальчук?

    Из-за того, что для многих то, чем я занимаюсь (придание слов подсознательным идеалам авторов произведений неприкладного искусства), является мутью, у меня есть . . .

30.09.2021
21:26

Всё ли напрасно?

    Меня поразил рассказ Борхеса “Тайное чудо” (1944). Сухостью. Вообще речь в рассказе о смысле персональной жизни. Она с железной необходимостью губится ради (это . . .

30.09.2021
00:55

Кто вы, художник Ульянов?

    Выдано подозрение, что я не смел – тут – сравнивать страшное “Распятие” Ге с ещё более страшным “Криком” Мунка. Хоть и есть хорошее правило не обращать . . .

29.09.2021
03:59

Щелчок мне по носу (о Перове и Чернышове)

    Смешно, что я прочёл и не понял этой фразы об ультракритически настроенном передвижнике Перове: "Как раз из совокупности, циклической последовательности . . .

27.09.2021
22:40

Пониматель

    Я понимаю Максима Кантора. Он художник, писатель, историк искусства и эссеист. И, казалось бы, не ему так ляпнуть: "Невозможно славить казарму как идеал . . .

27.09.2021
02:10

Мне посоветовали…

    Мне посоветовали почитать про Веласкеса у Максима Кантора… С чем я буду не согласен?.. . "Сказать, что изображенное истинно и отстаивает правду – значит уже . . .

26.09.2021
01:44

Трёп

    Вот трёп: "Вот спрошу вас: знаете вы о картине “Триумфы” Андреа Мантеньи, почти уверен, что никто из вас даже не представляет о наличие данного произведения — а . . .

23.09.2021
21:04

Попытка высосать?..

    Я прослушал совершенно замечательную лекцию Михаила Иванова “Протестантизм в искусстве” (https://www.youtube.com/watch?v=g6JtU8vYRsI). С прекраснейшим разбором вот этой картины: . . .

23.09.2021
09:28

Но какой соблазн!..

    Как-то я гулял по извивающейся набережной вдоль берега моря и думал, что могло навести предчеловека на начертание прямой линии. Где он мог прямую линию видеть . . .

22.09.2021
15:45

Я потом признаюсь, если окажусь не прав

    А пока… На меня такое накатило… Предслёзное…

    (Я, наверно, плача умру, если умирать буду в каком-то физически немучительном состоянии.)

    Обожаю ницшеанство за его мистическую тягу к метафизическому иномирию. Роскошная компенсация за все несчастья Этого мира. Но. Какая ж это прелесть – чуять это иномирие, найденное художником в образе.

    Меня когда-то поразил восход луны. Она уже была в окружающей природе, и огромная. Но! Никакого влияния на природу не оказывала своим присутствием. Настолько была бледна.

    Вот и тут…

    Сажаев. Домой из школы. 1993.

    Совсем не создаёт никакой теплоты (какой-то желтизны, что ли) последний луч солнца на бликах на снегу. Вообще совершенно отдельные жизни: зари и земли. В заре – какое-то обещание о как бы каком-то тёплом сверхбудущем, а на земле – какое-то полное отрезвление: ничего такого и там, в сверхбудущем, не будет. И – полная бессмыслица есть Эта жизнь тут. Эта школа… Зачем, если всё кончается Ничем?

    А вот такой нюанс (что б это могла значить?)…

    На референдуме о сохранении СССР в марте 1991 года Свердловская область отличилась рекордно малым процентом голосов за сохранение (49%). Через 2 месяца РСФСР объявил независимость от СССР. И ещё до развала СССР, в сентябре того же года городской совет народных депутатов вернул Свердловску имя Екатеринбург. Но с реставрацией капитализма не случился возврат к дореволюционному писанию твёрдых знаков в конце слов. Однако через 2 года после номинального возвращения к капитализму, после расстрела Белого Дома и утверждения капитализма в России, Сажаев пишет на этой картине: “М. Сажаевъ въ 1993 году въ Екатеринбурге”. С твёрдыми знаками! Понимай, Сажаев против какого-то изменения во времени (в простоте душевной он в конце названия города не поставил царской ять – ѣ {а правильно ставить ять при царе могли только очень грамотные люди, каковых было очень и очень мало в стране, потому знаком демократии была отмена ѣ, но вряд ли демократии ради Сажаев тут против советского декрета не выступил}). В той же душевной простоте Сажаев, написав каллиграфически название “Домой из школы”, не поставил твёрдого знака и в “изъ”. (Говорят, он в валенках ходит. Это подтверждает его игру со временем самим по себе: раньше, наверно, валенки были обычной зимней обувью и её не стеснялись.)

    Но в искренности ему не откажешь: он близко к осознанию своего подсознательного идеала метафизического иномирия приблизился с этими твёрдыми знаками (иномирный холодный блеск снега, наоборот, доказывает неосознаваемость им иномирия). Иное дело – обращение ко времени. Время ведь не ощущается само по себе. Оно только – в связи с материальными процессами Этого (плохого) мира. Поэтому как только начинается какая-то игра со временем самим по себе – это сразу близко к иномирию.

    Что и подтверждается названием такой картины:

    Сажаев. Ничего не происходит. 2001.

    Здесь каллиграфическая надпись такая: “М. Сажаевъ въ Екатеринбурге въ 2001 году “Ничего не происходит””.

    Живописно образ иномирия дан каким-то непередаваемо инопланетным пейзажем. Впечатление, что трава не только освещена солнцем, но и как-то сама светится в освещённых солнцем местах. И вообще… Оттенок этой травы какой-то такой, что сердце смущается и безропотно куда-то летит. А время – стоит.

    Еще лес в тенях чем-то неестественно синим тоже светится.

    Вообще, мне вспоминается, что перед полным солнечным затмением, когда полсолнца ещё есть, освещение окрестностей всё равно как-то иномирно изменяется, тускнеет не так, как если солнышко облаком заслонилось. – Чувствуется ЧТО-ТО.

    Как в великолепной фразе Ницше:

    "…всё материальное — это своего рода движение, служащее симптомом какого-то неизвестного процесса: всё сознательное и чувствуемое — это опять-таки симптом неизвестного…” (https://cyberleninka.ru/article/n/f-nitsshe-protiv-metafiziki-i-essentsializma).

    Потуга передать этот симптом есть и в такой картине:

    Сажаев. Порыв ветра.

    Воздушный океан колыхнулся, а всё, в общем, не реагирует (листья и дым – не в счёт). Даже куры и петух.

    (Мне вспомнилось – я жил когда-то в очень маленьком городке, люди живность держали – петух криком реагировал каждый раз, как солнышко облаком закрывалось…)

    Через наоборот как-то: образом изменения выражена неизменность.

    И вот тут что-то похожее.

    Сажаев. Апрельский вечер на даче Алёхи Мерзлова.

    Мир холодных тонов (неба и голой земли) никак не соприкасается с миром тонов тёплых. Даже дым из трубы (как бы часть голой земли), попав в лучи садящегося солнца, почти не изменяет своей холодной белизне.

    Я как-то помню, что на закате облака на востоке окрашиваются последними лучами солнца. А тут – нет! Иномирие. Никаких благих иллюзий.

    Вот эта непричастность одного мира миру другому как навязчивая мысль или мелодия не отпускают Сажаева. Можете сами поимпровизировать на сайте http://m-sazhaev.ru/ru/%d0%b3%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d1%80%d0%b5%d1%8f-1/%d0%bf%d0%b5%d0%b9%d0%b7%d0%b0%d0%b6%d0%b8-%d1%80%d0%be%d1%81%d1%81%d0%b8%d0%b8/

    29 августа 2021 г.

21.09.2021
21:06

Блуждания мысли

    Сначала я было подумал воспользоваться мыслью Лыскова, что надо считать начало ХХ века в России Великой русской революцией 1905-1922 годов. В том смысле, что для . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100