TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.11.2021
19:22

«Сад» Степновой – яркая хвала абы какой жизни

    Я чуть не до половины книги дочитал “Сад” (2019) Степновой, когда спохватился, что не пишу параллельно отчёта о чтении. Ошеломило меня чтение. Было как-то не до . . .

16.11.2021
13:06

Всё-таки сломленный

    Я про Иткинда пишу. Советская идеология претендовала на мировой приоритет в борьбе за Справедливость, а практика являла очень уж много примеров нарушения этой . . .

13.11.2021
23:14

И опять Глебова

    Это продолжение мыслей, помещённых тут и тут. Я подумал, что пафос серединности должен прослеживаться у Глебовой во всех темах. Следовательно, корёжение натуры у . . .

11.11.2021
19:32

Мило-халатное отношение (ещё о художнице Глебовой)

    В последнее время меня заинтересовало притворство, думаю, искусствоведов, когда они хвалят авангардистов. Простецки говоря, на вещь смотреть противно, а они . . .

09.11.2021
17:30

Вечная тоска (о художнице Глебовой)

    Телеканал “Культура”. Передача “Искусственный отбор”. Пронзительно душевная музыка и общая панорама картин Натальи Глебовой в музее. И – вечная тоска . . .

08.11.2021
12:32

Сезанн открыл ящик Пандоры

    Меня здорово смутил один художник, сказав, что для него в искажениях пространства Сезанном видится определённая гармония. Из-за того, что сам я очень не сразу . . .

07.11.2021
15:46

Как в афишу коза

    Кого-то угораздило написать о Мунке: ""Купающиеся мужчины" (1907-08) - это энергичная дань жизненной мужественности” (https://art.mirtesen.ru/blog/43217230373/Edvard-Munk-ZHizn-i-rabota). И пошла . . .

04.11.2021
11:42

Нету там кота!

    Мне грустно. Мне грустно из-за эфемерности существования искусства. Я столько раз это повторял… Ещё раз повторить?.. Ведь мало вероятно, что сегодняшний читатель . . .

01.11.2021
20:04

Ещё одна заметка зануды

    Выскажу заметку сразу. Как называлась партия, правившая в СССР, когда умер Ленин? – РКП(б). Российская Коммунистическая партия большевиков. А кому посвящена поэма . . .

31.10.2021
16:02

Плохое как хорошее

    Если меня подспудно гнетёт прямая идейность искусства (прикладного, идеологического искусства), то как я буду относиться к основному значению слова? – Плохо . . .

29.10.2021
16:37

Наследие

    Начну издалека. Хоть это было общественное достижение – обработка камня – но мыслимо подумать, что был и кто-то первый, кто ударил камнем о камень с целью сделать . . .

28.10.2021
12:16

Тонкость грубости

    На днях я испытал редкое переживание. Я анализировал картину, скрыто от самого себя имея в виду после анализа наступящий синтез, неблагой для художника. Как вдруг, . . .

27.10.2021
18:31

Я понял!

    Я понял, что со зрелым художником случается, что он вдруг перескакивает в другой идеостиль. – Весь перец в “идео”. Одними и теми же средствами можно выразить . . .

25.10.2021
11:33

Страдания простеца

    Думаю, что я простец. Вот смотрите. В школе у меня был одноклассник, имевший музыкальное образование. Он играл на рояле. Именно рояль был у него дома (его отец был . . .

24.10.2021
19:42

За чёткость в мутном деле

    Есть такая каша – называется экспрессионизм. (Очень уж сильная выразительность, выходящая порой за пределы искусства, а именно – в жизнь с той непосредственным и . . .

23.10.2021
08:56

Из искры возгорится ль пламя?

    Я имею редкую возможность наблюдать, как у потенциально способного человека улучшается художественный вкус. А художественность я понимаю по-своему – как чуяние . . .

20.10.2021
11:19

Ну как можно до такой степени себя не понимать?!.

    Хорошо, что я не стал художником – слишком рассудочен. Не зря я думаю, что изо всего, что я в детстве и юности нарисовал, я теперь считаю только одну картинку . . .

17.10.2021
20:01

Я – против!

    Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Исх. 20:7 Как тут: "— Давай толкай, — сказал Птицелов, — я попробую завести… Это аккумулятор разрядился. Он . . .

16.10.2021
20:18

Ересь

    Читатель, вам бы понравились такие пейзажи? 1320-1325. 1320- 1325. 1295 - 1300. Это – освобождённые от святых и ангелов картины Джотто. Так вот, представьте, что вы живёте в XIII . . .

15.10.2021
09:13

Позиция идиота

    У меня, сознаю, идиотская позиция. Ну в самом деле: я претендую на то, что меня озаряет знание подсознательного идеала автора, который сознанию автора не был дан. Я, получается, автора умней. Чисто из-за избранной мною позиции. – Ну? Чем не идиот?

    Вот у меня сын. Он с детства странный. Оттого чурались его во дворе дети. Но он не унывал и гулял сам, назначая себе маршруты хождения вокруг домов, что возле нашего. И, на повороте у одного, - он всегда его обходил по часовой стрелке (не из-за того, что он с нею сообразовывался, а просто первый раз так получилось, а он не любил изменений), - его облаивала маленькая собачка с балкона на втором этаже. (Единственное такое общение.) От нелюбви к изменениям ему не нравилось, наверно, что в отпуск мы ездили к бабушке на море. Она из него раз вытошнила, что он хочет домой. “А кто тебя там ждёт?” - спросила бабушка. – “Моя собака”. Никто не понял, а он не смог объяснить. Один я догадался, потому что издали всегда следил за ним (чтоб чего с ним не случилось), когда его выпускали гулять во дворе. И мама его про ту собаку не знала. А я знал и понял: он скучает по лаю на себя этой собаки. Ему нужно – Прежнее.

    А вот передо мной футуристы. И их подсознание – у каждого! – отягощено (знаю один я, так получилось) нехорошестями – у каждого своими! – которые сопряжены с чем-то – у каждого своим! – им любимым, понимаемым как прогресс.

    В одной нехорошести Кручёный раз почти признался:

    "В искусстве могут быть неразрешенные диссонансы — “неприятное для слуха” — ибо в нашей душе есть диссонанс, которым и разрешается первый. Пример дыр бул щыл и т.д.” (https://imwerden.de/pdf/kruchenykh_stikhotvoreniya_poemy_romany_opera_2001__ocr.pdf).

    Я понимаю так (наоборот – артист же не может выражаться прямо!), что диссонанс в душе Кручёных разрешился в стихотворении “Дыр бул щыл” диссонансом для уха этих звуков.

    И я позволил себе решить (см. тут), что это смутное в его душе ощущение незастрахованности его подсознательного идеала анархии (его сознанию не данной, но сознанием считаемой как очень прогрессивная система управления {как мог он слышать стороной, анархия настанет при коммунизме}), - ощущение незастрахованности анархии от всяких экстремизмов, анархии как таковой не присущих, но липнущих. В частности – ощущение незастрахованности от всеотрицания Ларионова (тот очень быстро шёл по пути лишения своих произведений чего бы то ни было эстетического – непрерывные смены стиля, и, вон, уже до беспредметности лучизма докатился).

    Такова моя гипотеза.

    Ну и надо гипотезу проверять.

    Я придумал такую проверку. – Ларионов ему иллюстрировал три книжки: “Помада” (1912), “Старинная любовь” (1912) и “Полуживой” (1913). Последняя была последней. Почему? Потому что в ней идейная противоположность Ларионова стала выпирать. Так зачем с ним сотрудничать. То есть достаточно увидеть, в чём материальное отличие третьей книги от первых двух, потом понять, что это значит, тогда противоположность и будет подсознательным идеалом осознаваемого диссонантным “Дыр бул щыл” у Кручёных.

    Признаюсь, эта идея проверки угаданного тут у меня возникла от чтения “RARUS'S GALLERY”. Я просто отсёк то, что не подтверждало мою угадку. – Приём не годный, но пока я разрешаю себе им попользоваться. Дальше будем думать, что делать.

    Итак.

    Есть и текстовое отличие “Полуживого” от первых двух книг:

    "…от ранее изданных поэм “Полуживого” отличает заметно преобладающая натуралистическая тенденция” (http://www.raruss.ru/avant-garde/page-rag2/2482-poluzhivoy.html).

    Натурализм Кручёных соответствует замыслу “Полуживого”:

    "…победа поэта-будетлянина над старым миром” (Там же).

    Убитый в битве как бы оживает, попадает в ад, все тамошние муки ему нипочём, и его там назначают главным и укладывают спать.

    Это – на уровне сознания. Что на уровне подсознательного идеала есть победа коммунизма с его анархией, как системой управления.

    Такая идейная крайность вызывает текстовую крайность – предельную отвратительность старого мира в мерзостно-натуралистическом подборе слов: "смертсрадостный мертвец”, “из гнили”, “дикий крик”, “уксус лили на язык”, “скверны образец / В боку отверзта яса”, “И издеваясь над живыми / Я стану раны бередить”, “В последней судорге лица”, “Точили черной прелью” и т.д. и т.п. – Как у Гольбейна отвратительность трупа Христа призвана тем паче возвысить веру в Него.

    Гольбейн. Мёртвый Христос в гробу. 1521—1522.

    – Позитив вопреки негативу. Только без Бога. – Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы свой, мы новый мир построим… Идеально добрый и человечный! И материальный.

    А у Ларионова иначе – метафизический. И – над Добром и Злом.

    "Если в “Старинной любви” превалировал бархатистый размытый тон жирного литографского карандаша,

    то здесь ведущими оказываются отрывистые, тянущиеся по поверхности листа движения кисти. Особенно часто использует Ларионов своеобразный эффект, связанный с тем, что движения кисти оставляют в ворсинках бумаги незначительные пятна и помарки. Они сохраняются и при переводе на камень, придавая всему рисунку впечатление чернового оттиска…

    …настойчиво пытались найти такие формы жизни искусства, которые размыкали бы границы художественного произведения вовне. Такое смещение акцентов связано с принципиальным изменением в интерпретации самой природы искусства. Произведение искусства не является больше самоцелью, самодостаточным автономным миром. Оно рассматривается как средство достижения определенного внутреннего опыта, как инструмент для создания особой атмосферы. Художественное произведение, погружаясь в поток хаотических, случайных скрещений с движением жизни, теряет традиционные координаты своего существования. Оно оказывается в состоянии специфической подвижности, текучести и неупорядоченности…

    …нечто, не имеющее границ и рассеянное повсюду…

    …создает картину реальности без априорных логических схем, основанную на естественном зрении, неопосредованном рацио…

    …рассеивали искусство, лишали его характеристик устойчивости, неизменности, неподверженности потоку времени” (Там же).

    А когда начинают выражать поток времени, который обычно совершенно не замечается за занятиями, имеющими цель, то ясно, что выражается метафизическое иномрие, принципиально недостижимое, единственная радость от которого – что удалось дать (для восприемника – ощутить) образ этому иномирию.

    Такой сверхпессимизм был Кручёных не нужен. И – он отказался от дальнейшего сотрудничества.

    И, конечно, в голову Кручёных не могло прийти, ЧТО на самом деле его вдохновило на “Дыр бул щыл”.

    Тем паче, что работает же сознание, объясняет. Мол. Свобода…

    "Ясное и решительное доказательство тому, что до сих пор слово было в кандалах является его подчиненность смыслу, до сих пор утверждали: “мысль диктует законы слову, а не наоборот”. Мы указали на эту ошибку и дали свободный язык, заумный и вселенский” (Кручёных. http://biblio.imli.ru/images/abook/russliteratura/Futurizm.pdf).

    Экономия…

    "…через слово к непосредственному постижению” (Там же).

    Новая антропология…

    "В искусстве мы уже имеем первые опыты языка будущего. Искусство идет в авангарде психической эволюции” (Там же).

    За ощущением, представлением, понятием (и идеей) начинает образовываться четвертая единица — “высшая интуиция”…

    "Гладиаторы и мечари – мысль одна, но слова разные и настолько, что скорей я скажу: смехири и мечари имеют один смысл, чем мечари и гладиаторы, потому что звуковой состав слова дает ему окраску жизнь и слово только тогда воспринимается, живо действует на нас когда имеет эту окраску: гладиаторы — тускло, серо, иностранно, мечари — ярко, красочно и дает нам картину мощных людей, закованных в медь и сетку” (Там же).

    Вестники будущего…

    "Мы первые сказали, что для изображения нового и будущего нужны совершенно новые слова и новое сочетание их” (Там же).

    Сплошной оптимизм и фанфары.

    А на самом деле – муки совести из-за побочных эффектов у прогресса. Лес рубят – щепки летят… И надо закусить губу до боли, чтоб броситься вперёд, к прогрессу.

    5 октября 2021 г.

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100