TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.08.2022
08:09

Сегодня, в Израиле, я лично ощутил, что Запад катится в фашизм

    Хорошо б только “фашизм” заменить, скажем, словом “ментизм”. От слова “менталитет”. Уничтожение такого-то менталитета – в нашем случае российского. Мне . . .

09.08.2022
14:53

Из грязи в князи?

    Из моего окна видна высокая ель (этажей семь в высоту) и перед нею какое-то дерево (этажа в четыре). Роскошные оба. И колышутся. Дерево – вверх-вниз ветвями, а ель – . . .

07.08.2022
08:01

Как я недавно проспорил одному рисовальщику, думающему, что он смелый,сказав, что Малевич, Поллок и Ротко – ерунда

    Я просто предложил ему пойти на мой просветительский сайт и почитать об этих художниках. Он пошёл, почитал и ответил: “Не убедили”. И он прав. Я поверил, что . . .

06.08.2022
09:30

Кино для души

    Вчера на телевидении праздновали 70-летие Кулистикова. И меня ужалила чья-то похвала (кажется, он сам похвастался): это его заслуга, что на ТВ прижилась непрерывная . . .

04.08.2022
19:15

Не любой прогресс – прогресс

    В 1912 году Александр Бенуа писал, что так много появилось знаменитостей, непосредственному чувству довольно широкой публики ничего не говорящих, что она часто . . .

03.08.2022
21:55

И называйте это натяжкой. Зато логично

    С Левитаном у меня тот случай, который даёт чувственную иллюстрацию того, что восприятие зрителем подсознательного идеала художника подсознанием возможно. Я, . . .

01.08.2022
09:01

Не хочу переставать дурью маяться

    Дурь это гордое хвастание умением "быть “более зрячим, чем когда-либо был человек” (Rilke R. M. Sдmtliche Werke: In 3 Bdn. Wiesbaden, 1957. Bd. 2. S. 10S.)” (Пестова . . .

31.07.2022
21:25

И ещё про Якова Кедми, влюблённого в Россию

    Вот с него и начнём: "Сначала по поводу этой ОДКБ. Ну трудно избавляться от наивности. Ну так вы и не избавляетесь от наивности. Вот часть стран ОДКБ – почти все – . . .

30.07.2022
09:06

Зануда спорит с Фаворским

    Судьба мне послала одну постояннодействующую клеветунью, так одной из её преувеличений относительно меня является моя халтурность: я не дочитываю-де . . .

29.07.2022
10:05

Безвыходное положение и у приемлющих украинские фейки, и у неприемлющих Малевича, Поллока и Ротко

    Вчера у меня был интересный опыт души… Вообще, - вы заметили, читатель? – что я почти все статьи начинаю с себя. Это потому, что они есть результат прислушивания к . . .

26.07.2022
14:54

Всё плохо, и это есть обычность

    Непризнанность в мире учёных позволяет мне не бояться за свой авторитет и делать рискованные суждения (а кто не рискует, тот не пьёт шампанское). Одно из таких . . .

26.07.2022
09:34

Что можно сказать против похвальных слов Бродского о Высоцком

    Вот эти слова: "Принято в общем относиться к поэтам-песенникам с некоторым, мягко говоря, отстранением, предубеждением, если угодно. И это в общем до Высоцкого, . . .

23.07.2022
13:18

Рабочий муравей

    Это я о себе. Стал читать о новом для меня художнике, Арсении Семёнове, и как-то ударили по сознанию слова: “Ленинградская школа живописи”. Даже расшифровка дана . . .

21.07.2022
10:16

Из пальца сосал?

    Мне фамилия художника Андрияка казалось знакомой. Я полез искать, не писал ли я о нём. Оказалось, что писал, но ещё не опубликовано. Перечитал. Раскритиковал я там . . .

20.07.2022
14:02

Неужели открытие?!.

    Одно колоссальное наблюдение я за собой числю: что на картине А. Иванова “Явление Христа народу” никто Христа не видит. Теперь у меня появилось подозрение, что . . .

19.07.2022
18:08

И опять… Как пластинку заело

    И опять мне служба рекомендации подсунули дзеновскую горе-искусствоведшу. Она выдала россыпь картин Моне, только одна из которых была привязана к тексту. И . . .

17.07.2022
10:08

Ну-ка! Ещё раз на засыпку…

    Только что у меня был удачный опыт похвалы произведениям прикладного искусства. За экстраординарность. И как-то так случилось, что из-за этого мне захотелось . . .

15.07.2022
23:31

Про издевательство над плакатом «Родина-мать зовёт!»

    Сам объект издевательства, если кто не знает – вот. Тоидзе. Родина-мать зовёт! 1941. Прочитав, что солдаты, отступая из города, срывали этот плакат и уносили с собой, . . .

14.07.2022
23:11

Если быть принципиальным в канун 9 мая

    Речь пойдёт о прикладном искусстве, то есть об искусстве второго сорта, если первым сортом считать неприкладное, рождаемое подсознательным идеалом и у . . .

13.07.2022
11:40

Но как я получил по сусалам…

    Искусствоведы, особенно плохие, часто некритически берут некое положение другого искусствоведа. Я пал жертвой этого правила и получил:

    "Только скользящие по периферии “умы” наших “художественных критиков” могли придти к “выводу” об импрессионизме японцев” (Тарабукин. Проблема пространства в живописи).

    Недавно (см. тут) я позволил себе поискать разницу между Ван Гогом и Хиросигэ как разницу между выражением подсознательных идеалов. Так для Хиросигэ я взял идеал импрессионистов – хвала абы какой жизни. Нашёл доказательства хвалы и доказательства абы какой жизни и был доволен. А не заметил бьющего в глаза отличия японца от европейца:

    "Любой <…> более связан с плоскостью, нежели японец, ибо европейский художник “организует” плоскость… Рама – столь неизбежная для европейской картины – подчёркивает с особой нарочитостью потенциальное наличие плоскости, получившей прорыв, благодаря иллюзии глубины” (Там же).

    У японца рамы нет, а голландец её аж нарисовал.

    Себе в минус я ещё и другую репродукцию японца дам, лишив себя упомянутой хвалы в виде ярких красок.

    Хиросигэ. Внезапный летний ливень над мостом Охами в Атакэ. 1857. Гравюра.

    Если я себе не внушаю, то рама как бы выпрямляет наклонённость пейзажа у японца.

    И я это не объяснил. А объяснение в том, как сами японцы называли свои гравюры "укиё-э (буквально переводится как “изображения плывущего мира””" (https://www.dailyartmagazine.com/painting-of-the-week-vincent-van-gogh-bridge-in-the-rain-after-hiroshige/). – Наклонённость горизонта как бы лишает зрителя ориентировки, где что, где он сам. Он как бы тонет в могущественной природе.

    "Китайский и японский художник как бы постоянно движется… Не подчинённая неподвижному человеческому взгляду природа… живёт своей свободной жизнью” (Тарабукин).

    Что это, например, за глубокая синева в самом низу картины? Впечатление, что там начинается какой-то совсем другой пейзаж. Если европейца нового времени волновала даль, то японца – ширь. Ван Гог, соответственно, и это впечатление притушил: лишил такого резкого контраста цвет большей части воды с цветом этой, нижней, части. У японца и вверху какая-то другость обещана. Ван Гог и там её сократил, чтоб не манила.

    А пассивны и европеец 2000-летней давности и дальневосточник едва ли не нашего времени. Первого пространство иконы своей активностью не впускало в свой трансцендентный мир, а второго, столь же бессильного, топит в могучей природе. О какой хвале абы какого мира может идти речь у японца, когда он так слаб в своём индивидуализме. Ему только и спасение – как можно меньше чувствовать персонально*. Буддизм какой-то…

    И это в некотором смысле тоже иномирие, как и метафизика Ван Гога, в которой всё - чёрточки. Потому ему и нравились японские гравюры.

    8 мая 2022 г.

    *- А это не умственная ли натяжка, не опирающаяся на реалии картины?

    - Нет. Просто высказано с пропуском доказательности в порядке мгновенной фиксации озарения. На самом деле у того же Тарабукина есть намёки, как найти доказательства. Это слова о поэтичности японского искусства и ещё ближе – слова: "Формула pers pro toto` [по-латински – часть для целого] – самый распространённый приём художественного выражения в японском искусстве” (С. 254). И то и другое, правда, относится к эстетическому качеству вообще любого искусства. Я эстетическое качество переназываю так – органическая целостность (по капле можно судить о вкусе моря).

    Примеры для данной картины.

    Почему так нарочито однотонен цвет реки? – Для выражения её могучести; она, такая же, представима и слева и справа за границами изображённого. Та самая презумпция шири, как выражение исчезающей ничтожности на фоне её отдельного человека. Его малочувствие есть аналогия этого отношения. Так пробуддизм как идеал выражен однотонностью цвета реки. В реальности на реке есть рябь или волны от ветра, тем паче при внезапно налетевшей дождевой туче. В реальности цвет не может быть однотонным.

    Другой пример.

    Мост, наверно, выгнутый дугой вверх посредине (так он прочнее). Но из-за наклонённости горизонта впечатление, что он не перпендикулярен берегам реки, а изгибается и станет параллелен берегам. И станет бесконечным вправо. Что опять та же волынка про ширь, мощь и исчезновение человека на таком фоне, требующее соответственного идеала малочувствия этого человека.

    9.05.2022.

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100