TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


03.10.2022
20:04

Расслабиться хочется, что ли…

    Ошиваясь среди филологов, я узнал, что такое красивое слово как эссе является у них ругательным словом – за пониженную ответственность выводов или нахождения оснований для них.

    А я, грешен, эссе люблю. Из-за безнадёжности мне достучаться до внимания сто`ящих учёных. И строю со сластью якобы логические цепи… Красиво иногда получается… Вдруг кто-то когда-то докажет, что и объективно так оно и есть…

    Прочитав (тут), что у Тимура Новикова последний период творчества "с конца 1980-х… связан с направлением “неоакадемизма”, меня осенило…

    Ведь что такое конец 1980-х? – Это, очень грубо говоря, возврат от из неэксплуататорского строя в эксплуататорский. Зеркальный когдатошнему переходу от первобытно-общинного строя, неэкспуататорского, к эксплуататорскому, рабовладельческому. Одинаковый ужас должны были испытывать и древние греки и совки. Так если древние греки от этого ужаса побежали в красоту, какой в реальности нет и можно к ней только приблизиться – в искусстве, то естественно появление "неоакадемизма” в конце 1980-х!..

    Вдруг к мутноватым сентенциям Щетининой о Новикове надо прислушаться и уловить там и у Новикова красоту?.. До сих пор при чтении настолько для меня невнятную красоту, что я было подумал, что это обычное словоблудие искусствоведческое…

    Новиков. Аполлон, попирающий красный квадрат. 1991.

    Что там не обман, что в маленькой фигурке действительно красавец Аполлон, можно убедиться на большом увеличении.

    Ну… Аполлон, золотая ткань… можно и красный квадрат к красоте причислить… Это естественно, но как-то слабо творчески. Если ткань фабричная. И образ Аполлона и красного квадрата не новы, собственно. Какая ж красота в повторении?..

    Зато, Щербинина пишет: "гармоничное сочетание фигуры скульптуры, масштаба фона и квадрата”…

    Загадочно.

    Можно это как-то проверить?

    "Будь квадрат больше, он бы задавил изображение Аполлона, перетянул все внимание на себя”.

    Надо, наверно, соглашаться. Хотя чувствую, что тут велика роль внушения авторитета художника.

    "Будь больше Аполлон, он бы вывалился из полотна”.

    Опять дело внушения, по-моему.

    "Если сократить объем золотой плоскости, было бы потеряно единство двух центральных деталей. Концентрация сосредоточенного на них внимания была бы снижена”.

    Может, и так.

    С чем можно согласиться – с явным желанием Новикова добавить к заимствованной гармонии, прошлой, свою, нынешнюю. Она, мол, есть! Если не в жизни, то в условности: в произведении его собственном. Как вера ницшеанца, что хоть метафизическое иномирие принципиально и не достижимо, зато сотворим его образ.

    .

    На сокровенное мироотношение художника, вы видели, я вышел от единственного слова в статье – “неоакадемизм”. А ну-ка перечитаю её. Что о его мироотношении написала Щетинина?

    "квинтэссенция традиций русского искусства”.

    “отразившее дух времени постсоветской России”.

    “Сила эта скрытая, неявленная”.

    “переживания, которые скептический зритель никак не ожидает встретить в искусстве после 1900 г.”

    “строго регламентированное явление”.

    “чтобы зритель испытывал душевный подъем”.

    “идеи государственности и централизации”.

    “был заказ общества на изображение внутреннего мира человека”.

    “соединился с поиском простых лаконичных форм”.

    “не поддался искушению вернуться к академическому искусству буквально”.

    “надежда на демократические идеалы”

    “работы Тимура просто кричат о своей несерьезности…Эти полотна никогда не натянуты на раму. Как нарочно, они развешаны так, что провисают, создавая ощущение неряшливости. Хочется подойти и разгладить, поправить складки, убивающие весь пафос музейного экспонирования… Полотна Тимура нарушают правила хорошего музейного тона. В них нет и следа озабоченности качеством, аккуратностью и выглаженностью”.

    “изображают космическую глубину”.

    “Полотна Новикова — идеальный объект для созерцания… гармонической красоты”.

    “Никто в классическом искусстве на вас не набросится с кулаками и не начнет барабанить по лицу, вмазывая эмоции через глаза. Академическое искусство может остановиться задолго до предельного состояния”.

    И ещё много-много про классику.

    Но угадать, что есть тот идейный центр, к которому сходится вся описанная каша – нельзя. Если не вспомнить про ницшеанство. Которое в сознании Щетининой отсутствует. Или его стыдятся называть…

    22 июня 2022 г.

02.10.2022
14:35

А не замахнуться ли нам на Александра Сергеича, понимаете ли, нашего Ципко?

    А что: болгер я или не блогер, если у меня есть канал в Яндекс-Дзене? К тому же я отношу себя к глубинному русскому народу, который, пишет Ципко: "с поразительным . . .

01.10.2022
17:52

Невольная подлость Евгения Добренко (Великобритания)

    Начну с обычных воспоминаний. Отроческих. В какие-то надцать лет мне бабушка по папе подарила скрипку. И я мучил инструмент, а возможно, и уши соседей по . . .

30.09.2022
17:50

Надо же…

    Надо же… Читал-читал стихотворение Шпаликова и в конце вдруг слёзы накатили. По несчастью или к счастью... По несчастью или к счастью, Истина проста: Никогда не . . .

29.09.2022
19:12

Ещё одно объективное проявление подсознательного идеала художника

    Большинство таких проявлений как бы субъективны – “тестовые” странности для времени создания вещи. Ведь от меня зависит, правильно ли я определю нестранное . . .

27.09.2022
22:43

И фамилия-то какая – Поперштейн

    Его фамилия Пивоваров, но он себе взял такой псевдоним. . Я недавно признался, что иногда ненавижу себя за вмешательство словами в созерцание картины. Так вот об . . .

26.09.2022
19:52

Что такое ломография, или Как австрийцы Путина развели на патриотизм

    Это было, когда Путин при Собчаке работал в Питере по каким-то связям с заграницей. Но сначала немного теории. Прочтя “Психологию искусства” Выготского, когда она . . .

25.09.2022
09:41

Вечная тоска

    У меня был один почитатель… Говорил, что все знакомства его – так, пустяк, и только со мной это что-то особенное. По несчастью, я уехал из того города. А когда через . . .

24.09.2022
21:19

Иногда я себя ненавижу

    За вмешательство в смотрение произведений изобразительного искусства своими словами. Когда хочется на пейзаж, скажем, смотреть и молчать от удовольствия . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

22.09.2022
21:11

Ненавистный биографизм

    С тех пор, как я стал персоной нон грата в одном журнале, где меня привечали, я стал оголтелым. Выгнала меня редактриса, имевшая образование психолога. Формально . . .

21.09.2022
17:36

Причина заморочки со спиралью в живописи

    Сперва художников просто считали общающихся с . . .

19.09.2022
12:31

Эмпиреи

    Предположим, что Луначарский прав (самому мне судить не пристало, я музыкально не образован), и целью Мусоргского было: "…величие содержания, глубина . . .

18.09.2022
15:35

Хочется жаловаться, жаловаться и жаловаться

    И в процессе этих жалоб посеять некоторые намёки, если случится на них набрести. Жаловаться хочется на столь многое, что а растерянности я: с чего начать. И стыдно . . .

17.09.2022
21:47

Мимо этого нельзя пройти

    Скульптор Гликман "постоянно имел официальные заказы, рассматривая профессию как средство честного заработка” (Мамонова). А душу отводил в живописи. И . . .

16.09.2022
15:14

Так называемый социализм, зачем, если его, оказывается, ТАК трудно построить?!.

    30 мая художнику Павлу Никонову исполнилось 92 года! Потому мелькнуло в ТВ его имя. А я, оказывается, ещё 6 лет назад с ним “встречался". Его идеал, - думаю, он . . .

14.09.2022
20:06

Смелого пуля боится

    Продолжаю чтение журнала "Новое искусствознание” № 19. Будеева. “Городской пейзаж в ксилографиях ленинградских мастеров 1960-х –1970-х годов. Традиции и . . .

13.09.2022
17:55

Художник Мыльников и современность

    Вот цитируются слова Мыльникова: ""Историческая картина меняет свои формы, но обязательно должна соответствовать мыслям и чувствам, задачам нашего времени. . . .

11.09.2022
16:02

Подозрение

    Все знают, что заоблачный символизм явился реакцией на трезвый, мол, натурализм в 19 веке. А всё периодично. Мечтательная заоблачность надоела. Улетать из . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100