Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
03.10.2022 |
Расслабиться хочется, что ли… Ошиваясь среди филологов, я узнал, что такое красивое слово как эссе является у них ругательным словом – за пониженную ответственность выводов или нахождения оснований для них. А я, грешен, эссе люблю. Из-за безнадёжности мне достучаться до внимания сто`ящих учёных. И строю со сластью якобы логические цепи… Красиво иногда получается… Вдруг кто-то когда-то докажет, что и объективно так оно и есть… Прочитав (тут), что у Тимура Новикова последний период творчества "с конца 1980-х… связан с направлением “неоакадемизма”, меня осенило… Ведь что такое конец 1980-х? – Это, очень грубо говоря, возврат от из неэксплуататорского строя в эксплуататорский. Зеркальный когдатошнему переходу от первобытно-общинного строя, неэкспуататорского, к эксплуататорскому, рабовладельческому. Одинаковый ужас должны были испытывать и древние греки и совки. Так если древние греки от этого ужаса побежали в красоту, какой в реальности нет и можно к ней только приблизиться – в искусстве, то естественно появление "неоакадемизма” в конце 1980-х!.. Вдруг к мутноватым сентенциям Щетининой о Новикове надо прислушаться и уловить там и у Новикова красоту?.. До сих пор при чтении настолько для меня невнятную красоту, что я было подумал, что это обычное словоблудие искусствоведческое… Новиков. Аполлон, попирающий красный квадрат. 1991. Что там не обман, что в маленькой фигурке действительно красавец Аполлон, можно убедиться на большом увеличении. Ну… Аполлон, золотая ткань… можно и красный квадрат к красоте причислить… Это естественно, но как-то слабо творчески. Если ткань фабричная. И образ Аполлона и красного квадрата не новы, собственно. Какая ж красота в повторении?.. Зато, Щербинина пишет: "гармоничное сочетание фигуры скульптуры, масштаба фона и квадрата”… Загадочно. Можно это как-то проверить? "Будь квадрат больше, он бы задавил изображение Аполлона, перетянул все внимание на себя”. Надо, наверно, соглашаться. Хотя чувствую, что тут велика роль внушения авторитета художника. "Будь больше Аполлон, он бы вывалился из полотна”. Опять дело внушения, по-моему. "Если сократить объем золотой плоскости, было бы потеряно единство двух центральных деталей. Концентрация сосредоточенного на них внимания была бы снижена”. Может, и так. С чем можно согласиться – с явным желанием Новикова добавить к заимствованной гармонии, прошлой, свою, нынешнюю. Она, мол, есть! Если не в жизни, то в условности: в произведении его собственном. Как вера ницшеанца, что хоть метафизическое иномирие принципиально и не достижимо, зато сотворим его образ. . На сокровенное мироотношение художника, вы видели, я вышел от единственного слова в статье – “неоакадемизм”. А ну-ка перечитаю её. Что о его мироотношении написала Щетинина? "квинтэссенция традиций русского искусства”. “отразившее дух времени постсоветской России”. “Сила эта скрытая, неявленная”. “переживания, которые скептический зритель никак не ожидает встретить в искусстве после 1900 г.” “строго регламентированное явление”. “чтобы зритель испытывал душевный подъем”. “идеи государственности и централизации”. “был заказ общества на изображение внутреннего мира человека”. “соединился с поиском простых лаконичных форм”. “не поддался искушению вернуться к академическому искусству буквально”. “надежда на демократические идеалы” “работы Тимура просто кричат о своей несерьезности…Эти полотна никогда не натянуты на раму. Как нарочно, они развешаны так, что провисают, создавая ощущение неряшливости. Хочется подойти и разгладить, поправить складки, убивающие весь пафос музейного экспонирования… Полотна Тимура нарушают правила хорошего музейного тона. В них нет и следа озабоченности качеством, аккуратностью и выглаженностью”. “изображают космическую глубину”. “Полотна Новикова — идеальный объект для созерцания… гармонической красоты”. “Никто в классическом искусстве на вас не набросится с кулаками и не начнет барабанить по лицу, вмазывая эмоции через глаза. Академическое искусство может остановиться задолго до предельного состояния”. И ещё много-много про классику. Но угадать, что есть тот идейный центр, к которому сходится вся описанная каша – нельзя. Если не вспомнить про ницшеанство. Которое в сознании Щетининой отсутствует. Или его стыдятся называть… 22 июня 2022 г.
|
02.10.2022 |
А не замахнуться ли нам на Александра Сергеича, понимаете ли, нашего Ципко?
|
01.10.2022 |
Невольная подлость Евгения Добренко (Великобритания)
|
30.09.2022 |
|
29.09.2022 |
Ещё одно объективное проявление подсознательного идеала художника
|
27.09.2022 |
И фамилия-то какая – Поперштейн
|
26.09.2022 |
Что такое ломография, или Как австрийцы Путина развели на патриотизм
|
25.09.2022 |
|
24.09.2022 |
|
23.09.2022 |
|
23.09.2022 |
|
22.09.2022 |
|
21.09.2022 |
Причина заморочки со спиралью в живописи
|
19.09.2022 |
|
18.09.2022 |
Хочется жаловаться, жаловаться и жаловаться
|
17.09.2022 |
|
16.09.2022 |
Так называемый социализм, зачем, если его, оказывается, ТАК трудно построить?!.
|
14.09.2022 |
|
13.09.2022 |
Художник Мыльников и современность
|
11.09.2022 |
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"