Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
04.11.2022 |
|
03.11.2022 |
|
02.11.2022 |
Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат
|
01.11.2022 |
Вот что это такое? Беру и стенографирую свои действия и мысли. Ну не без того, чтоб по памяти написать самое первое, что было, – я ж не знал сначала, что захочется стенографировать. Я рассматривал репродукции картин в ожидании, какая из них остановит моё внимание. Наткнулся на такую. Шебеко. На краю земли русской. 1980. Время так называемого застоя, - подумал мельком. И стал проверять, последовательно ли – т.е. всюду ли – применён пуантилизм. – Оказалось, всюду (на траве первого плана точки в глаза не бросались). Что меня остановило? – Настроение. Какого-то огромного покоя. И тишины. Подумалось, не пробуддизм ли это. Какое-то смутное воспоминание забрезжило. (А я так много толкований делаю, что забываю их. Благо, в сайте моём есть поиск по сайту – можно в секунды проверить, не впервой ли мне из пуантилизма выводить пробуддизм.) Спрашиваю там: “пуантилизм буддизм”. – Так и есть. Выдало статью “Пуантилизм выражает буддизм". Про Сегантини. И про теоретический вывод этого у Флоренского. И про логичное движение из импрессионизма (как хвалы абы какой жизни) в пробуддизм, в малочувствие, если жизнь всё-таки становится всё хуже и хуже. Попал, значит. Здесь – какая-то Чукотка. С европейской точки зрения, из комфорта и цивилизации Чукотка совсем тихий ужас. Самим-то чукчам, их собакам, что на картине, всё, конечно, нормально. Всегда так жили – и сейчас так живут. В глуши. А время застоя, так называемого, распространяет апатию на всю страну. Интересно, какого года издания книга Флоренского? Мог ли Шебеко её читать в 1980 году? Вещь публиковалась: 1) Математическое образование. 1928. № 8, 2) Декоративное искусство СССР. 1982. № 1/290, 3) Флоренский Павел, свящ. Собрание сочинений. Т. 1. Статьи по искусству. Париж, 1985 и т.д. Шебеко родился в 1920 году, воевал, "В 1943 году поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде (обучался у известного художника Р. Р. Френца)” (Википедия). Связь Френца с Флоренским мною не найдена. – Мало вероятно, что Шебеко вычитал мысли Флоренского и их проиллюстрировал. – То есть вещь написана от души. Но не без осознавания опасности в СССР пробуддизм выражать – он в название бодрости нагнал, хоть времена в 1980-м были вегетарианские. Есть непонятность в картине: как по траве проехали сани? Разве что изморозью трава покрыта… "После 1980-х художник оставил тиражную графику, полностью посвятив себя живописи” (https://to-ros.info/?p=92365). Но пуантилизм в 1980-м это для него не новость. Шебеко. Бухта Находка. 1975. Тут тоже движения как-то не чувствуется. Желание покоя у него издавна. Шебеко. Золотое море. 1978. Пробуддизм мироотношение крайнее, впав в него, по идее, из него выйти уже невозможно. Шебеко. Вечер на море. 1990. Вот уже общественный строй вот-вот сменится. Эпоха перемен. – А впечатление, будто душа замерла и не хочет ничего, кроме неизменности, малочувствия. Но вопрос, как можно было параллельно заниматься вполне оптимистичными линогравюрами. "В 1970-х годах он увлекся эстампом. Это было отчасти данью веяниям времени: советская идеологическая машина, определившая искусство как одно из мощнейших средств воспитания, способствовала развитию всех его сфер. Эстамп в 1970-е был востребованным в силу высокого эстетического уровня и возможности широкого распространения (за счёт тиража). В творчестве Кирилла Шебеко в этом виде изобразительного искусства (большая часть работ выполнена в технике линогравюры) сразу определились темы – военно-морского флота и рыбацкой профессии. В листах большого формата отражены специфика боевого дежурства отряда военных кораблей, мужественные лица моряков-тихоокеанцев, труд рыбаков” (Там же). Разве что для заработка это… Впрочем, и пуантилизм у него бывает оптимистичным*. Шебеко. Курилы русская земля. 1985. В общем, нич-чего логичного не вытанцовывается. 6 мая 2022 г. * - Я, кажется, понял, почему “Курилы русская земля” не создаёт впечатления пробуддизма. Оказалось достаточным перечитать цитаты из Флоренского в статье “Пуантилизм выражает буддизм". В этих “Курилах” чувствуется глубина пространства.Меньше всего глубина чувствуется в картине “Бухта Находка”. Ведь интенсивность серых точек на дальних горах, на ближнем откосе и на среднем по дали холме, что между ближним откосом и дальними горами совершенно одинакова. Даже на совсем первом плане, воде, можно найти серые точки точно такой же интенсивности. Точная аналогия этому слова Флоренского: "неподвижность ведет за собою, как хорошо известно, оцепенелость не только тела, но и сознания”. То же в картине “На краю земли русской” с интенсивностью серых пятен в небе, в дальней горе и в дальнем береге у воды. А чуть большая всё же глубина получается из-за всё же разницы диаметра пятен: на небе диаметр самый большой. Пятна на воде и пятна на траве совсем не отличаются по интенсивности цвета и по диаметру. Итог: и то и другое кажется плоским, разрушающим глубину. Ту же роль разрушения глубины играет одинаковая желтизна неба и воды в наброске “Золотое море” и одинаковость тона большей части туч в наброске “Вечер на море”. – И пуантилизма не потребовалось. И совсем не так в “Курилы русская земля”. Голубые пятна в небе гораздо бледнее их же на горе. Желтоватый берег вообще линией отграничен от горы. Остров за счёт более тёмных синих пятен, чем синие пятна на берегу, резко приближается относительно берега. Следующий по близи к нам план, план далёкой воды, вообще лишён пятен. Что его от более дальнего плана тоже отодвигает. Ту же роль играет разноцветность воды по мере приближения к нам. А пятна на первом плане самые большие по диаметру. Что означает близь. В общем, глубина пространств бьёт по глазам. Какая ж тут "оцепенелость” взгляда. – Вот и испарилось малочувствие как цель выражения изображением. Какое настроение у художника, то он и выражает. А настроение – явление осознаваемое. То есть всё в Шебеко становится цельным, если считать, что он не ставил себе целью выражать ЧТО-ТО, словами невыразимое, т.е. писать произведения неприкладного искусства, претендующего на большую значимость. Ему хватает и прикладного – выражать настроения. Каждый раз – другое, если случится, что оно другое. 13.05.2022.
|
31.10.2022 |
Трактует произведения очень странно
|
28.10.2022 |
Чувствую, что получил щелчок по носу, а в чём он – не понимаю
|
26.10.2022 |
|
25.10.2022 |
|
19.10.2022 |
Яндыганов – звенеть этой фамилии
|
17.10.2022 |
|
16.10.2022 |
|
15.10.2022 |
|
13.10.2022 |
|
11.10.2022 |
Разгадка двух загадок Альфонса Мухи
|
10.10.2022 |
|
09.10.2022 |
Меня самого иной раз смущает моё просветительство
|
08.10.2022 |
|
07.10.2022 |
|
06.10.2022 |
Читаешь, все слова русские, а ничего не понятно
|
04.10.2022 |
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"