Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
24.11.2022 |
На что толкает общее несогласие с выпадами искусствоведа-либерала против соцреализма
|
23.11.2022 |
|
22.11.2022 |
Внутренний диалог подсознания Маяковского со своим сознанием
|
21.11.2022 |
Есть у меня подозрение, что я жулик
|
20.11.2022 |
Как искусствоведы-либералы не сговариваясь одинаково вредно поступают в тончайших сферах
|
19.11.2022 |
Продолжение нападок на искусствоведа-либерала
|
18.11.2022 |
|
16.11.2022 |
|
15.11.2022 |
|
15.11.2022 |
|
14.11.2022 |
|
13.11.2022 |
Продолжение предыдущей статьи (про Неопределённость)
|
12.11.2022 |
Я чего-то всё-таки не понимаю с искусствоведением
|
11.11.2022 |
Зачем я пишу об уже не раз разбиравшемся мною художнике
|
10.11.2022 |
|
09.11.2022 |
|
08.11.2022 |
Как был не сброшен Пушкин с парохода современности
|
07.11.2022 |
|
06.11.2022 |
Какая ещё одна странность у Джотто указывает на его подсознательный идеал
Подсознательным идеалом Джотто было соединение несоединимого: высокого и низкого (см. тут, тут). Любой подсознательный идеал выдаётся странностями для времени своего создания. Первую в таком (низком) плане рассмотренную странность (см. тут) Дворжак назвал "единым изолированным действием, которое он [Джотто] изображает так, словно оно происходит у него перед глазами на некой сценической площадке” (История итальянского искусства в эпоху Возрождения. С. 15. https://pdf.11klasov.net/11980-istorija-italjanskogo-iskusstva-v-jepohu-vozrozhdenija-v-2-tomah-dvorzhak-m.html). Вторая такая странность была – иногда – внешне выраженный психологизм (см. тут). Третья – угадываемый (но не выраженный “текстом”) "духовный контакт между изображенными действующими лицами” (Там же. С. 29). Как изображали тайную вечерю до Джотто? – Как чудо предвидения Христом будущего: "21 и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. 22 Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?23 Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;. . . . 25 При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал” (Мф. 26).Чудо, надо думать, и то, что предупреждённый о признаке предателя Иуда, не посмел удержаться от саморазоблачения, раз всё чудесным образом предначертано свыше. Так – два чуда (предсказание предательства и саморазоблачение Иуды) – и рисовали в Средневековье. Всем присутствующим всё становится ясным. "…в сравнении со значимостью этого события все изображенные действующие лица — всего лишь условные представители, лишь свидетели совершающегося, не принимающие в нем какого бы то ни было индивидуального духовного участия” (Дворжак. История… С. 28). VI век, Codex Purpureus или Россанский кодекс /Codex Rossanensis. Унциальный манускрипт на греческом языке, содержащий текст Евангелия от Матфея и Евангелия от Марка. Тут саморазоблачение показано двояко: Иуда выпадает из полукруга голов 12-ти Апостолов, и он единственный тянет руку к блюду. Это, правда, не "со Мною”, и не понятно, хватит ли Христу длины руки, чтоб оказаться в блюде вместе с Иудой, если Христос поторопится, пока Иуда руку не убрал. Но рисовавший счёл эти вопросы низким бытом, о котором непристойно думать в священном месте. Он обозначил евангельское саморазоблачение Иуды – всё: рисовальщик своё дело сделал. VI век. Мозаика “Тайная вечеря”. Равенна, Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово. Тут никто руку к блюду не тянет. Но только один из Апостолов показан с головы до ног. Значит, он и есть Иуда. Исполнитель фрески опять не заморачивался буквальным по Евангелию саморазоблачением. Ему хватает намёка на то, что всем всё стало известно. Есть антидворжаковское: семеро укоризненно (?) смотрят на Иуду. XII век. Византийская рукопись. Миниатюра Тайная вечеря. Этот рисовальщик буквалист – сразу двое тянут руки к блюду: Христос и Иуда. Правда, тут есть антидворжаковский нюанс: все, кроме одного, со стыдом отвернулись от Иуды. XII-XIII века. Византийская традиция в Италии. Капуя. Тут с протягивающими руки всё в порядке. Ну, если не придираться, что Христу не дотянуться. (Крайний справа руку к блюду не тянет.) XIII век. Греческая рукопись из Национальной библиотеки Франции. Тут тянут руки трое: Христос, Иуда (дотянулся) и крайний справа. Но рисовальщик, наверно, предполагал, что крайний справа просто положил руку на стол. XII век. Мозаика Тайная вечеря. Собор Монреале, пригороде Палермо. Тут Иуда аж вышел из-за стола, чтоб нацелиться на то, к чему уже протянул руку Христос. Конец XI века (1081-1086?). Тайная вечеря. Евангелие Апракос. Италия. Тут всё по Евангелию. Псалтырь XII века из Бодлианской библиотеки. А вот смешно. Может, правило было такое, что Христос первый протягивает руку к еде. А тут Иуда тянется первым. Так другой апостол на это указывает. И, наконец, что у Джотто? Джотто. Тайная вечеря. 1304-1306. Еду берут только правой рукой. Правые руки на столе держат (слева направо): Иуда, Христос, третий от Христа Апостол в синем и второй справа, сидящий к нам спиной. 4 человека. Где находится блюдо, до которого могут дотянуться трое из этих четырёх, не видно за спинами. – Выделения Иуды нет! Это – против Евангелия. И ясно, что тут между Апостолами висит вопрос: кто же предаст. То есть понятно, что они думают, глядя – те, чьи глаза мы можем видеть – друг на друга. Понятно! Хоть это никак не изображено! Это чрезвычайного масштаба странность для времени Джотто. 6 июля 2022 г.
|
04.11.2022 |
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"