TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.11.2022
15:07

На что толкает общее несогласие с выпадами искусствоведа-либерала против соцреализма

    Выпад такой: "Гигантизм, пафос количества — это тоже очень важная черта соцреализма. Она не формулируется напрямую, но проявляется не только на уровне темы, но и . . .

23.11.2022
15:29

Как дурень с писаною тобою…

    Я клюнул на название рассказа – “Чёрный квадрат" Андрея Мансурова, ибо так случилось, что чуть не вчера я впервые наткнулся (и об этом написал – см. тут) на слова . . .

22.11.2022
19:59

Внутренний диалог подсознания Маяковского со своим сознанием

    Действующие лица: Подсознание – косым шрифтом. Сознание – прямым шрифтом. Жирным шрифтом – результат взаимодействия подсознаиия и сознания. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБО . . .

21.11.2022
18:44

Есть у меня подозрение, что я жулик

    Нет, правда. Я пользуюсь одной особенностью теории художественности Выготского: катарсис в душе восприемника произведения (происходящий от столкновения . . .

20.11.2022
19:23

Как искусствоведы-либералы не сговариваясь одинаково вредно поступают в тончайших сферах

    Что они либералы, я вывожу из общего негативизма их по отношению к искусству времени так называемого соцреализма. У меня у самого такое же отношение. Но я . . .

19.11.2022
20:41

Продолжение нападок на искусствоведа-либерала

    Её сентенция: "…в живописании индустриальных гигантов очень преуспевают [при свирепствовании соцреализма, но я боюсь, что это насмешка] бывшие “бубновые . . .

18.11.2022
20:54

Это оперная эстетика?

    Так оценила картину Бубнова Галина Ельшевская. Бубнов. Утро на Куликовом поле. 1943–1947. А мне вспомнилось, как я читал о Рафаэле в “Классическом искусстве” . . .

16.11.2022
16:45

Врубель, хвори и творчество

    Нельзя угадать будущее и нельзя избавиться от прошлого. У Врубеля была тяжёлая наследственность, а потом он ещё и сифилисом заболел, да так и не вылечился, чтоб . . .

15.11.2022
16:30

Это притягивание за уши?

    После многочисленных доказательств моих, что Нестеров стал ницшеанцем, втайне от собственного сознания хотящим убежать из Этого плохо-преплохо устроенного . . .

15.11.2022
16:30

Это притягивание за уши?

    После многочисленных доказательств моих, что Нестеров стал ницшеанцем, втайне от собственного сознания хотящим убежать из Этого плохо-преплохо устроенного . . .

14.11.2022
16:56

Аутизм в живописи

    Я наблюдал маленького аутиста. Мама затянула его в гости к соседке по лестничной клетке. У той была девочка такого же возраста… Нет, надо быть писателем, чтоб . . .

13.11.2022
18:54

Продолжение предыдущей статьи (про Неопределённость)

    Я не знаю, что есть бОльшая беда у искусствоведения: 1) преувеличение формализма или 2) отказ признавать, что художественность и в чём она состоит в неприкладном . . .

12.11.2022
21:48

Я чего-то всё-таки не понимаю с искусствоведением

    Почему в искусствоведении возможен такой раздрай? Лекцию Аленова о концептуализме (жаль, сослаться не могу – адрес уже не открывается) я послушал в 2018 году. В . . .

11.11.2022
09:35

Зачем я пишу об уже не раз разбиравшемся мною художнике

    Во-первых, нет полной гарантии, что все прошлые разы не были заблуждением. Сложным таким заблуждением, раз в столь многих его произведениях всё сходилось в одну . . .

10.11.2022
20:47

«Соцреализм» и соцреализм

    Я в детстве рисовал. Потом бросил. После технического вуза, чтоб убить свободное время, пошёл было в изостудию. И чувствовал, как буквально ежедневно . . .

09.11.2022
16:36

И опять о Дюшане

    Я вывел сверхисторический оптимизм (в виде коммунизма) в качестве подсознательного идеала Дюшана только на том основании, что очень уж этот художник гневался на . . .

08.11.2022
14:15

Как был не сброшен Пушкин с парохода современности

    Начну, как почти всегда, с себя. – Почему меня прямо-таки отвращала любая карточная игра, и чем азартнее, тем больше? – Думаю, от дальних следствий того, что . . .

07.11.2022
18:43

Каюсь

    Каюсь Чёрт меня попутал… Начав более 60 лет тому назад с простого коллекционирования толкований искусство- и литературоведами произведений искусства через . . .

06.11.2022
10:42

Какая ещё одна странность у Джотто указывает на его подсознательный идеал

     

    Подсознательным идеалом Джотто было соединение несоединимого: высокого и низкого (см. тут, тут). Любой подсознательный идеал выдаётся странностями для времени своего создания.

    Первую в таком (низком) плане рассмотренную странность (см. тут) Дворжак назвал "единым изолированным действием, которое он [Джотто] изображает так, словно оно происходит у него перед глазами на некой сценической площадке” (История итальянского искусства в эпоху Возрождения. С. 15. https://pdf.11klasov.net/11980-istorija-italjanskogo-iskusstva-v-jepohu-vozrozhdenija-v-2-tomah-dvorzhak-m.html). Вторая такая странность была – иногда – внешне выраженный психологизм (см. тут). Третья – угадываемый (но не выраженный “текстом”) "духовный контакт между изображенными действующими лицами” (Там же. С. 29).

    Как изображали тайную вечерю до Джотто? – Как чудо предвидения Христом будущего:

    "21 и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

    22 Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?

    23 Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;

    . . . .

    25 При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал” (Мф. 26).

    Чудо, надо думать, и то, что предупреждённый о признаке предателя Иуда, не посмел удержаться от саморазоблачения, раз всё чудесным образом предначертано свыше.

    Так – два чуда (предсказание предательства и саморазоблачение Иуды) – и рисовали в Средневековье. Всем присутствующим всё становится ясным.

    "…в сравнении со значимостью этого события все изображенные действующие лица — всего лишь условные представители, лишь свидетели совершающегося, не принимающие в нем какого бы то ни было индивидуального духовного участия” (Дворжак. История… С. 28).

    VI век, Codex Purpureus или Россанский кодекс /Codex Rossanensis. Унциальный манускрипт на греческом языке, содержащий текст Евангелия от Матфея и Евангелия от Марка.

    Тут саморазоблачение показано двояко: Иуда выпадает из полукруга голов 12-ти Апостолов, и он единственный тянет руку к блюду. Это, правда, не "со Мною”, и не понятно, хватит ли Христу длины руки, чтоб оказаться в блюде вместе с Иудой, если Христос поторопится, пока Иуда руку не убрал. Но рисовавший счёл эти вопросы низким бытом, о котором непристойно думать в священном месте. Он обозначил евангельское саморазоблачение Иуды – всё: рисовальщик своё дело сделал.

    VI век. Мозаика “Тайная вечеря”. Равенна, Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово.

    Тут никто руку к блюду не тянет. Но только один из Апостолов показан с головы до ног. Значит, он и есть Иуда. Исполнитель фрески опять не заморачивался буквальным по Евангелию саморазоблачением. Ему хватает намёка на то, что всем всё стало известно.

    Есть антидворжаковское: семеро укоризненно (?) смотрят на Иуду.

    XII век. Византийская рукопись. Миниатюра Тайная вечеря.

    Этот рисовальщик буквалист – сразу двое тянут руки к блюду: Христос и Иуда. Правда, тут есть антидворжаковский нюанс: все, кроме одного, со стыдом отвернулись от Иуды.

    XII-XIII века. Византийская традиция в Италии. Капуя.

    Тут с протягивающими руки всё в порядке. Ну, если не придираться, что Христу не дотянуться. (Крайний справа руку к блюду не тянет.)

    XIII век. Греческая рукопись из Национальной библиотеки Франции.

    Тут тянут руки трое: Христос, Иуда (дотянулся) и крайний справа. Но рисовальщик, наверно, предполагал, что крайний справа просто положил руку на стол.

    XII век. Мозаика Тайная вечеря. Собор Монреале, пригороде Палермо.

    Тут Иуда аж вышел из-за стола, чтоб нацелиться на то, к чему уже протянул руку Христос.

    Конец XI века (1081-1086?). Тайная вечеря. Евангелие Апракос. Италия.

    Тут всё по Евангелию.

    Псалтырь XII века из Бодлианской библиотеки.

    А вот смешно. Может, правило было такое, что Христос первый протягивает руку к еде. А тут Иуда тянется первым. Так другой апостол на это указывает.

    И, наконец, что у Джотто?

    Джотто. Тайная вечеря. 1304-1306.

    Еду берут только правой рукой. Правые руки на столе держат (слева направо): Иуда, Христос, третий от Христа Апостол в синем и второй справа, сидящий к нам спиной. 4 человека. Где находится блюдо, до которого могут дотянуться трое из этих четырёх, не видно за спинами. – Выделения Иуды нет! Это – против Евангелия. И ясно, что тут между Апостолами висит вопрос: кто же предаст. То есть понятно, что они думают, глядя – те, чьи глаза мы можем видеть – друг на друга. Понятно! Хоть это никак не изображено!

    Это чрезвычайного масштаба странность для времени Джотто.

    6 июля 2022 г.

04.11.2022
21:38

Господи! Помоги.

    Проблема ещё и в том, что я атеист. И мне даже некак взмолиться, если хочется. Как атеист я вполне могу и не то сказать… Мне иной раз кажется, что я похож на . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100