TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.11.2022
19:59

Внутренний диалог подсознания Маяковского со своим сознанием

    Действующие лица: Подсознание – косым шрифтом. Сознание – прямым шрифтом. Жирным шрифтом – результат взаимодействия подсознаиия и сознания. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБО . . .

21.11.2022
18:44

Есть у меня подозрение, что я жулик

    Нет, правда. Я пользуюсь одной особенностью теории художественности Выготского: катарсис в душе восприемника произведения (происходящий от столкновения . . .

20.11.2022
19:23

Как искусствоведы-либералы не сговариваясь одинаково вредно поступают в тончайших сферах

    Что они либералы, я вывожу из общего негативизма их по отношению к искусству времени так называемого соцреализма. У меня у самого такое же отношение. Но я . . .

19.11.2022
20:41

Продолжение нападок на искусствоведа-либерала

    Её сентенция: "…в живописании индустриальных гигантов очень преуспевают [при свирепствовании соцреализма, но я боюсь, что это насмешка] бывшие “бубновые . . .

18.11.2022
20:54

Это оперная эстетика?

    Так оценила картину Бубнова Галина Ельшевская. Бубнов. Утро на Куликовом поле. 1943–1947. А мне вспомнилось, как я читал о Рафаэле в “Классическом искусстве” . . .

16.11.2022
16:45

Врубель, хвори и творчество

    Нельзя угадать будущее и нельзя избавиться от прошлого. У Врубеля была тяжёлая наследственность, а потом он ещё и сифилисом заболел, да так и не вылечился, чтоб . . .

15.11.2022
16:30

Это притягивание за уши?

    После многочисленных доказательств моих, что Нестеров стал ницшеанцем, втайне от собственного сознания хотящим убежать из Этого плохо-преплохо устроенного . . .

15.11.2022
16:30

Это притягивание за уши?

    После многочисленных доказательств моих, что Нестеров стал ницшеанцем, втайне от собственного сознания хотящим убежать из Этого плохо-преплохо устроенного . . .

14.11.2022
16:56

Аутизм в живописи

    Я наблюдал маленького аутиста. Мама затянула его в гости к соседке по лестничной клетке. У той была девочка такого же возраста… Нет, надо быть писателем, чтоб . . .

13.11.2022
18:54

Продолжение предыдущей статьи (про Неопределённость)

    Я не знаю, что есть бОльшая беда у искусствоведения: 1) преувеличение формализма или 2) отказ признавать, что художественность и в чём она состоит в неприкладном . . .

12.11.2022
21:48

Я чего-то всё-таки не понимаю с искусствоведением

    Почему в искусствоведении возможен такой раздрай? Лекцию Аленова о концептуализме (жаль, сослаться не могу – адрес уже не открывается) я послушал в 2018 году. В . . .

11.11.2022
09:35

Зачем я пишу об уже не раз разбиравшемся мною художнике

    Во-первых, нет полной гарантии, что все прошлые разы не были заблуждением. Сложным таким заблуждением, раз в столь многих его произведениях всё сходилось в одну . . .

10.11.2022
20:47

«Соцреализм» и соцреализм

    Я в детстве рисовал. Потом бросил. После технического вуза, чтоб убить свободное время, пошёл было в изостудию. И чувствовал, как буквально ежедневно . . .

09.11.2022
16:36

И опять о Дюшане

    Я вывел сверхисторический оптимизм (в виде коммунизма) в качестве подсознательного идеала Дюшана только на том основании, что очень уж этот художник гневался на . . .

08.11.2022
14:15

Как был не сброшен Пушкин с парохода современности

     

    Начну, как почти всегда, с себя. – Почему меня прямо-таки отвращала любая карточная игра, и чем азартнее, тем больше? – Думаю, от дальних следствий того, что годовалым я чуть не умер от скарлатины и после рос очень хилым. Страсти людские оказались не для меня. А в дальней перспективе не по мне оказался капитализм, реставрировавшийся на шестом десятке моей жизни. Его конкуренция, его жажда неограниченного потребления, умеющая доходить до страсти, были не для меня. Лжесоциализм меня устраивал лишь постольку, поскольку он был не капитализм: неконтрастное общество, в котором – официально, по крайней мере – было не стыдно быть бедным и неуспешным.

    Я был противоположность футуристам начала ХХ века, упивавшимся прогрессом. Революция для них была прогрессом. И, беда, она – 1905 года – потерпела поражение. И они рвали и метали от этого. И были очень ею недовольны за то, что та медлит и не повторяется. А их ощущение времени верно им шептало то, что она вот-вот вернётся.

    “Над реакцией стоит издеваться как над просто таковой”, - “подумало”, наверно, подсознание Кручёных после бесславного финала конкурса “Золотого руна” 1906 года на тему дьявола, где, на конкурсе, Дьявол бывал и очень страшным, к Абсолюту Зла приближающимся в мироотношении иного совсем-совсем разочаровавшегося современника, например, Добужинского, идущего к ницшеанству, то есть в последнем итоге к отрицанию всего Этого мира ради принципиально недостижимого метафизического иномирия.

    Добужинский. Дьявол. 1907.

    Здесь до образа метафизического иномирия ещё далеко, но тенденция чуется. Совсем не футуристская. От одного желания противоположности в подсознании у Кручёных могло стрельнуть, что надо поиздеваться над Злом. В 1913 году Ленин написал: "Для революции недостаточно того, чтобы низы не хотели жить, как прежде. Для неё требуется ещё, чтобы верхи не могли хозяйничать и управлять, как прежде” (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F). Так вполне возможно, что до подсознания Кручёных это дошло в 1912 году. И он написал сколько-то там стихов “Игры в аду” в порядке высокомерного издевательства над умрущим Злом.

    И мне кажется, что я могу объяснить, почему футурист Хлебников, увидев их, не смог с собой совладать, присел и тут же стал досочинять это стихотворение.

    Хлебников "…изучал Пушкина в кружке С.А. Венгерова… созданном[…] им в 1906 г… [Венгеров же редактировал] Сочинения Пушкина. 1906—1911. Т. 1—5. под ред. С.А. Венгерова. (Искомый рисунок с переворотом опубликован во 2 томе собрания сочинений в 1908 г.) [при чём тут рисунок, поясню ниже]" (https://klauzura.ru/2019/01/igra-v-adu/).

    Рисунок этот

    мгновенно вспомнился Хлебникову, когда он прочёл издевательские над адом стихи Кручёных. Ведь что, в сущности, мы видим у Пушкина на этом рисунке? – Полный провал дела Зла. Дьявол, растапливая костёр для поджаривания грешников, прекратил подкладывать дрова, подпёр ладонью щёку, и… улетел мечтою на землю к какой-то женщине с локоном, выпущенным на лоб (что не принято было, вообще-то), и с локонами, выпущенными вниз по бокам.

    Королева Луиза Прусская. Умерла в 1810-м 34-х лет от роду.

    Что думал Пушкин, рисуя это, не известно. Известно только теперь, что идея Цявловской, что рисунок относится к задуманной романтической поэме “Влюблённый бес”, не доказана. А так же известно, что Пушкин в 1821 году был идейно очень горяч. Назревал декабристский заговор, Пушкин это чуял, а рядом с Кишинёвом Ипсиланти, воспользовавшись смертью господаря Валахии и Молдавии Александра Суцу, с группой этеристов перешёл через Прут и призвал народ дунайских княжеств к восстанию против турецкого ига.

    Хлебников это не мог не знать и не чувствовать, что их, футуристов в преддверии новой революции в России, положение не отличалось от положения Пушкина в Кишинёве в 1821 году. Поэтому естественно, что смеющиеся над адом стихи Кручёных легли на воспоминание Хлебникова о рисунке Пушкина и зажгли его подсознание.

    Силлогизмами осознавать это всё Хлебников не мог. А насмешка над неизбежностью гибели ада (реакции) – дело практическое. Тут можно не кусать себе губы (корёжить литературный язык) в злобе на революцию, что она медлит, - можно не прибегать к обычному для футуристов при таком горе заумному языку. И – доведя в поэме бесов до скуки в бесконечной карточной игре – тем самым покончить с адом, со Злом как таковым.

     

    Ещё! Ещё! И горы злата

    Уж давят видом игрока,

    Монет наполнена палата,

    Дрожит усталая рука.

    .

    И стены сжалися, тускнея,

    И смотрит зорко глубина,

    Вот притаились веки змея,

    И веет смерти тишина…

    .

    И скука, тяжко нависая,

    Глаза разрежет до конца,

    Все мечут банк и, загибая,

    Забыли путь ловца.

    Промчатся годы – карты те же

    И та же злата желтизна,

    Сверкает день – всё реже, реже,

    Печаль игры, как смерть сильна!

    *

    От бесконечности мельканья

    Туманит, горло всё свело,

    Из уст клубится смрадно пламя,

    И зданье трещину дало.

    .

    К бездушью близок каждый час,

    В глаза направлено бревно,

    Вот треск… и грома глас…

    Игра обвал – им всё равно!..

    .

    Всё скука угнетает…

    И грешникам смешно…

    Огонь без пищи угасает

    * - Цитируется произведение 1912 года, а не смешанное произведение 1912 и 1914 гг.

    24 октября 2022 г.

07.11.2022
18:43

Каюсь

    Каюсь Чёрт меня попутал… Начав более 60 лет тому назад с простого коллекционирования толкований искусство- и литературоведами произведений искусства через . . .

06.11.2022
10:42

Какая ещё одна странность у Джотто указывает на его подсознательный идеал

    Подсознательным идеалом Джотто было соединение несоединимого: высокого и низкого (см. тут, тут). Любой подсознательный идеал выдаётся странностями для времени . . .

04.11.2022
21:38

Господи! Помоги.

    Проблема ещё и в том, что я атеист. И мне даже некак взмолиться, если хочется. Как атеист я вполне могу и не то сказать… Мне иной раз кажется, что я похож на . . .

03.11.2022
16:36

Магия искусства

    Это началось на “Вечере с Владимиром Соловьёвым”. Маргарита Симоньян прочла двустишие: напиши про любовь, не пиши про печаль, напиши, что я взял Мариуполь. Я . . .

02.11.2022
11:30

Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат

    Война с неизбежностью способствует формированию политической (не этнической) нации украинцев. Приближение к войне – тоже. Это знал националист Корчинский, ещё в . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100