TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.11.2022
10:17

Сходится!

    Большой радостью для меня, одиноко скитающемуся по искусствоведению, является возможность новое для меня и совершенно неожиданное произведение знакомого автора . . .

25.11.2022
11:15

Как невольно оболванивают людей

    Я решил сменить пластинку. Хватит хлестать по щекам тенденциозных искусствоведок-либералок. Перейду к любительницам смотрения репродукций для удовольствия. Им . . .

24.11.2022
15:07

На что толкает общее несогласие с выпадами искусствоведа-либерала против соцреализма

    Выпад такой: "Гигантизм, пафос количества — это тоже очень важная черта соцреализма. Она не формулируется напрямую, но проявляется не только на уровне темы, но и . . .

23.11.2022
15:29

Как дурень с писаною тобою…

    Я клюнул на название рассказа – “Чёрный квадрат" Андрея Мансурова, ибо так случилось, что чуть не вчера я впервые наткнулся (и об этом написал – см. тут) на слова . . .

22.11.2022
19:59

Внутренний диалог подсознания Маяковского со своим сознанием

     

    Действующие лица:

    Подсознание – косым шрифтом.

    Сознание – прямым шрифтом.

    Жирным шрифтом – результат взаимодействия подсознаиия и сознания.

    НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБО МНЕ САМОМ

    Боже! Как мне плохо! Революция убита, вот теперь Ленский расстрел. А я живу. Как все мещане. Будто ничего не происходит. И занимаюсь искюсством, а не работой на новую революцию, как работал было до обработки охранкой в 1906 и 1908 годах. Предатель! Как все. И потому…

     

    Я люблю смотреть, как умирают дети.

    Ибо только их смерть, их похороны, заставляют улицу, это вместилище ненавистных обычных людей, сменить суету на остановку. Чтоб что? Неужели иное почуяли…

     

    Вы прибоя смеха мглистый вал заметили

    за тоски хоботом?

    Шиш, настоящее вы почуяли!

     

    А я —

    в читальне улиц —

    так часто перелистывал гроба том.

    В котором написано, что революция погибла, а осталась обыкновенность и суета.

    А ведь я и ночью отличаюсь от вас, спящие мещане.

     

    Полночь

    промокшими пальцами щупала

    меня

    и забитый забор,

    и с каплями ливня на лысине купола

    скакал сумасшедший собор.

    Я вижу — Христос из иконы бежал,

    хитона оветренный край

    целовала плача слякоть.

    У меня ведь и сны иные, чем у вас.

    Революция, которую лично я предал, сменив большевистскую агитацию на искюсство, в снах моих оживает, убитая, в… религии!

    Это иносказательно мучают меня угрызения совести. И…

     

    Кричу кирпичу,

    слов исступленных вонзаю кинжал

    в неба распухшего мякоть:

    “Солнце!

    Отец мой!

    Сжалься хоть ты и не мучай!

    Это тобою пролитая кровь моя льется дорогою дольней.

    Это душа моя

    клочьями порванной тучи

    в выжженном небе

    на ржавом кресте колокольни!

    Время!

    Хоть ты, хромой богомаз,

    лик намалюй мой

    в божницу уродца века!

    О Боже! И это всё, чем я ото всех, от мещан, отличаюсь!.. Иными снами!..

    Бедная будущая революция! Это всё, что у тебя осталось из сторонников?

     

    Я одинок, как последний глаз

    у идущего к слепым человека!”

    1913

    Что эти мои странные стихи для революции?..

    *

    Я эту “пьесу” написал против формалистского подхода к авангарду:

    "Как ни странно, оборотной стороной основного мифа эпохи – мифа строительства нового мира – был танатологический комплекс, изначально встроенный в утопистски-космистский проект авангарда. Как и другие составляющие авангардистской картины мира, концепт смерти обладает энантиосемичной [(др.-греч. εναντιο- — противоположный и σημία — значение. Например, бесценный] двойственностью, обозначая одновременно свою противоположность – танатофобию, стремление к преодолению смерти, равно как и законов природы (времени, истории, пространства) вообще. Конечно, на первый взгляд кажется довольно неожиданным, что созидание нового мира было означено танатологической коннотацией. Но в мифопоэтической картине мира, актуализация которой неизбежна в эпохи порубежья, пограничности, внесение временного хаоса (аналога смерти) в мироустройство необходимо именно для переупорядочивания его; такая “встряска” требовалась для еще большего и прочного упорядочивания мира (что, собственно, и произошло)…

    Достаточно привести пример В.Маяковского с его сакраментальным “Я люблю смотреть ...”” (Гирин. Картина мира эпохи авангарда. М., 2013. С. 173).

    Просто так случилось с Маяковским, что в 1913 году его идеал революции пребывал, как ему казалось, в смерти (Лысков, например, Великую русскую революцию датирует 1905-1922 годами), а смириться со смертью такого образца Прогресса Маяковский не мог. Потом его не устраивал осуществившийся вариант власти – советской. Можно ли его вариант, несколько анархистский, считать тоже убитым?

    Я подозреваю, что у Гирина теоретический заскок.

    Что это так, говорит его буквальное понимание первой строки стихотворения:

    "Как полагает Т.В. Артемьева, танатологическая доминанта вообще специфична для русской культуры, особенно – для культуры начала ХХ века: “Событие смерти рассматривается русской культурой в свете его насыщенности аксиологическими смыслами. Она далеко не всегда является наказанием и трагедией, а скорее наградой и апофеозом. Образ “русского героя” как мученика и страдальца делает ее приход желанным, а облик привлекательным <...> Эпатирующие строки В.В. Маяковского: “Я люблю смотреть, как умирают дети” вовсе не оторваны от почвы российской культуры, а написаны скорее в ее традициях”” (С. 176).

    7 ноября 2022 г.

21.11.2022
18:44

Есть у меня подозрение, что я жулик

    Нет, правда. Я пользуюсь одной особенностью теории художественности Выготского: катарсис в душе восприемника произведения (происходящий от столкновения . . .

20.11.2022
19:23

Как искусствоведы-либералы не сговариваясь одинаково вредно поступают в тончайших сферах

    Что они либералы, я вывожу из общего негативизма их по отношению к искусству времени так называемого соцреализма. У меня у самого такое же отношение. Но я . . .

19.11.2022
20:41

Продолжение нападок на искусствоведа-либерала

    Её сентенция: "…в живописании индустриальных гигантов очень преуспевают [при свирепствовании соцреализма, но я боюсь, что это насмешка] бывшие “бубновые . . .

18.11.2022
20:54

Это оперная эстетика?

    Так оценила картину Бубнова Галина Ельшевская. Бубнов. Утро на Куликовом поле. 1943–1947. А мне вспомнилось, как я читал о Рафаэле в “Классическом искусстве” . . .

16.11.2022
16:45

Врубель, хвори и творчество

    Нельзя угадать будущее и нельзя избавиться от прошлого. У Врубеля была тяжёлая наследственность, а потом он ещё и сифилисом заболел, да так и не вылечился, чтоб . . .

15.11.2022
16:30

Это притягивание за уши?

    После многочисленных доказательств моих, что Нестеров стал ницшеанцем, втайне от собственного сознания хотящим убежать из Этого плохо-преплохо устроенного . . .

15.11.2022
16:30

Это притягивание за уши?

    После многочисленных доказательств моих, что Нестеров стал ницшеанцем, втайне от собственного сознания хотящим убежать из Этого плохо-преплохо устроенного . . .

14.11.2022
16:56

Аутизм в живописи

    Я наблюдал маленького аутиста. Мама затянула его в гости к соседке по лестничной клетке. У той была девочка такого же возраста… Нет, надо быть писателем, чтоб . . .

13.11.2022
18:54

Продолжение предыдущей статьи (про Неопределённость)

    Я не знаю, что есть бОльшая беда у искусствоведения: 1) преувеличение формализма или 2) отказ признавать, что художественность и в чём она состоит в неприкладном . . .

12.11.2022
21:48

Я чего-то всё-таки не понимаю с искусствоведением

    Почему в искусствоведении возможен такой раздрай? Лекцию Аленова о концептуализме (жаль, сослаться не могу – адрес уже не открывается) я послушал в 2018 году. В . . .

11.11.2022
09:35

Зачем я пишу об уже не раз разбиравшемся мною художнике

    Во-первых, нет полной гарантии, что все прошлые разы не были заблуждением. Сложным таким заблуждением, раз в столь многих его произведениях всё сходилось в одну . . .

10.11.2022
20:47

«Соцреализм» и соцреализм

    Я в детстве рисовал. Потом бросил. После технического вуза, чтоб убить свободное время, пошёл было в изостудию. И чувствовал, как буквально ежедневно . . .

09.11.2022
16:36

И опять о Дюшане

    Я вывел сверхисторический оптимизм (в виде коммунизма) в качестве подсознательного идеала Дюшана только на том основании, что очень уж этот художник гневался на . . .

08.11.2022
14:15

Как был не сброшен Пушкин с парохода современности

    Начну, как почти всегда, с себя. – Почему меня прямо-таки отвращала любая карточная игра, и чем азартнее, тем больше? – Думаю, от дальних следствий того, что . . .

07.11.2022
18:43

Каюсь

    Каюсь Чёрт меня попутал… Начав более 60 лет тому назад с простого коллекционирования толкований искусство- и литературоведами произведений искусства через . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100