TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.01.2023
14:45

Вообще отпад

    Как дальнейшее можно писать, я не понимаю. Но оно логично! И я это напишу. Всё началось со смотрения на такую вот репродукцию. Фатеев. Выше звезд. Из цикла . . .

31.12.2022
19:20

Иномирие

    Верный себе, я и в этот раз начинаю с себя. Плохо, что не первый раз жалуюсь на одно обстоятельство. На иномирие. Им меня озарило при чтении диссертации одной. Она, . . .

30.12.2022
19:35

Недоницшеанство

    Такое я слово выдумал. Для обозначения якобы ницшеанцев, но совсем не идеалистов с мечтой о побеге из Этого мира в принципиально недостижимое метафизическое . . .

29.12.2022
11:45

Медведь в лесу сдох: я смотрел сериал!

    Режиссёр Кубаев – “С чего начинается родина” (2014). Год Русской весны. Смотрел я с того места, когда капитан КГБ СССР Громов говорит непосредственному начальнику, . . .

28.12.2022
15:07

Каспар Давид Фридрих и анекдот

    Книгу о картинах Чюрлёниса я писал 13 лет (правда, много вещей описаны). А теперь я книг не пишу. И у меня кардинально изменилась стратегия писания. Иногда мне надо . . .

27.12.2022
13:49

А что, если разрешить себе?..

    Вот я вам сейчас предъявлю совершенно непонятную скульптуру… Сидоренко. Амазонка. 1991. И разрешу себе её понять. В том числе понять, почему вообще скульптора . . .

25.12.2022
10:36

Проверка поверхностности

    На днях я проверил мысль, что принципиально поверхностный человек не может увидеть в картине большого художника глубину (см. тут). Мысль подтвердилась, но на . . .

21.12.2022
16:00

Вроде бы не духарятся, серьёзные люди

    Цитирую отрывок из телепередачи “Искусственный отбор”. Выпуск от 01.08.2022 "Если всё мне нравится и художнику нравится всё, что есть вокруг – ему незачем . . .

21.12.2022
16:00

Вроде бы не духарятся, серьёзные люди

    Цитирую отрывок из телепередачи “Искусственный отбор”. Выпуск от 01.08.2022 "Если всё мне нравится и художнику нравится всё, что есть вокруг – ему незачем . . .

20.12.2022
16:13

Когда настоящий художник рисует небо, он делает это не для показа его красоты

    Романтик это делает для выражения красоты своей внутренней жизни, в которую он бежит из внешней, страшной своими проявлениями. Уж вечер... облаков померкнули . . .

19.12.2022
14:12

Я – как андерсеновский ребёнок с голым королём: что вижу, то и говорю

    Если окажется, что я не прав, я повинюсь. И все дела. Зато я не притворяюсь. Мне показалось, что то, что мне хоть что-то говорит с выставки “Гении и шедевры” 2011 года, . . .

18.12.2022
12:39

Огромная неожиданность – это эстетическая ценность

    Даже будучи в основном повторена. – Речь об обёртывании зданий Христо Явашевым. Сам он против такого явления в Этом мире, как "…недолговечность вещей в . . .

18.12.2022
12:39

Огромная неожиданность – это эстетическая ценность

    Даже будучи в основном повторена. – Речь об обёртывании зданий Христо Явашевым. Сам он против такого явления в Этом мире, как "…недолговечность вещей в . . .

17.12.2022
11:52

А чего мне стесняться?

    Картина остановила взгляд – смотрю и фантазирую. Евграфов Н. И. В поле. 1930-е годы. Фантазирую, сообразуясь с датой создания. Колхозы тогда устанавливали. Кто-то был . . .

16.12.2022
12:05

Я такого не читывал

    Люблю начинать с себя. И из методического одного соображения (о котором не буду повторяться), и по привычке – для разбега. – Речь о – как его назвать? – . . .

15.12.2022
19:08

Жестокость

    Я жестокий человек. Не знаю, почему. Наверно, из-за склада ума. А ещё – из-за того, что я как бы почти не жил всю жизнь. Многое что себе запретил и выдержал запрет. На . . .

14.12.2022
19:07

Верю только своим глазам

    А не словам людей, пишущих об искусстве. "…в центре его интересов оказалась история, но не осуществившаяся, а та, которой еще предстоит стать реальностью . . .

13.12.2022
19:25

Есть надежда понять что-то у Филонова

    Появилась она оттого, что я узнал, что у Филонова есть картина под названием “Головы. Первая симфония Шостаковича”. Когда я глянул на этот ужас, Филонов. Головы . . .

12.12.2022
16:33

Рискую показаться непатриотичным

     

    Я прочёл предложение открыть новый аспект искусствоведения: "изучение искусства как культурного кода. Обозначается роль искусствознания в рассмотрении таких проблем, как коллективная идентичность, менталитет и другие” (Казакова). И насторожился. Я ж знаю, какие проблемы у углублённого постижения картины. Лишь стихийно и случайно восходят до открытия художественного смысла произведения имярек. Так как не принят в науке об искусстве подсознательный идеал автора.

    Менталитет связан с восприятием произведения искусства народом, а не специалистами. А народ глубину, если и осознает, то сознанием не постигнет. И сознанием получит неизбежно извращённое понимание.

    Вот и Казакова в духе общеизвестной мысли, что россияне легко отдают Западу цивилизованность, оставляя за собой духовность, пишет о портретах гусар Кипренского:

    "Сопоставим два известных портрета военных кисти Кипренского – гусара Давыдова (ГРМ, 1809) и князя Никиты Петровича Трубецкого (ГТГ, 1826). Оба портрета объединяет особенность, которую В.С. Турчин образно определил как “выражение немотивированной грусти на лице”. [4, с. 84]

    Можно предположить, что трактовка Кипренского – независимо от замысла автора – отражает специфику отношения русского народа к героизму вообще. Подвиг видится не в упоении боем, а, прежде всего, во внутренней духовной работе”.

    А я не хочу так видеть. Я хочу видеть, как Гуковский:

    "Теперь романтизм говорит, что человек в своей внутренней жизни свободен, ни из чего не выводим (даже из бога), сам себе довлеет, и есть своя собственная причина и причина всего сущего. Культ свободной личности в индивидуалистическом и анархическом сознании эпохи Французской революции поглощал объективный мир. Между тем именно культ свободной личности в ее душевной отъединенности и был одной из основ романтизма — или даже шире: романтизм признал примат частного над общим, индивидуального над общественным или общечеловеческим, конкретного над абстрактным. В этом была и его освобождающая от фикций феодального абсолютизма роль, и его прогрессивность в плане мировоззрения” (http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/guk/guk.htm).

    В самом деле. Чего эти рубаки (особенно первый) ни с того ни с сего улетели из своей обыденной обстановки мыслечувством куда-то далеко-далеко? – Оттого что ему плевать на обстановку.

    Причём это было новизной для патриотического и демократического окружения, в котором Кипренский вращался:

    "…сближает Кипренского с Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств… Расцвет деятельности этого вольнолюбивого кружка приходится на рубеж веков, то есть именно на то время, когда и формировалось мировоззрение Кипренского. Тут изучали французских философов и английских экономистов, А. Н. Радищева (в Общество входил его сын). Большое внимание уделялось отечественной истории, и стоит вспомнить, что именно на заседаниях Вольного общества родилась идея воздвижения монумента Минину и Пожарскому, осуществить который взялся скульптор И. П. Мартос…

    Россия жила ожиданием будущего, которое, правда, вырисовывалось еще крайне смутно, но мысль о нем окрыляла многих. “Допожарная” столица представляла после Петербурга крупный центр духовной жизни страны. Сблизившись с кругами свободомыслящей дворянской интеллигенции, Кипренский все больше вглядывался в свою эпоху, стараясь понять ее…

    Здесь вели споры вокруг захватнической политики Наполеона, Тильзитский мир не воспринимался прочным, говорилось о том, что только Россия сможет противостоять коварным замыслам французского императора. 1808 и 1809 годы отмечены успешными действиями русской армии в Швеции, Австрии и на Балканском полуострове. Зрели патриотические настроения, давалась резкая отповедь галломании, утверждалась идея национальной независимости” (Турчин. Орест Кипренский. М., 1982).

    То есть грусть Давыдова – странность для окружения художника. Что и означает, что его подсознательный идеал (индивидуалистский) отличается от осознаваемого (коллективистского, характерного для так называемого гражданского романтизма).

    .

    А при всём том я считаю себя патриотом. Почему? Потому что ментально Россия лучше всех приспособлена для коммунизма, в котором люди, оставив работу роботам и искусственному интеллекту, будут жить искусством, неприкладным, когда общаются подсознаниями, сверхтонкостью. Все – аристократы. Так, чтоб к этому готовиться уже сейчас, надо учиться открывать подсознательные идеалы художников, какими бы идеалы ни оказывались. И я этому способствую. Будущей России.

    29 июля 2022 г.

11.12.2022
21:33

Как искусствоведы обманывают нас, сперва обманув себя

    Я буду цитировать – только про Шиле (уж больно он страшен) – передачу телеканала “Культура” от 26 июля 2022 г. “Климт и Шиле. Слишком много таланта”. "Тюрьма, или . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100