Если б у меня была способность к дипломатичности, мне, может, было бы легче продвигать даже и крайности.
Вот одна. Люди молчаливо признают разницу в качестве неприкладного и прикладного искусства и потому, говоря слово “искусство”, молча понимают его неприкладным, высшим. Это когда сказано ЧТО-ТО, словами невыразимое. Когда недопонятности есть.
Откуда я вывел такую максиму?
Из многочисленных искусственных затемнений в литературных произведениях, когда те рождены всего лишь замыслом сознания. Я б за такие и не брался. Моё амплуа, я считаю, открывать, в чём содержание подсознательного идеала, который порождает произведение. Но. На обложке произведения не написано ж, чем оно порождено. Мне надо его прочесть до конца, чтоб в этом разобраться. И у меня досада, если оказывается, что от сознания. И такое бывало десятки раз. И были разы очень искусного притворства вещи прикладной, будто она неприкладная.
Только что я наткнулся на такое затемнение текста, что он попал в ряд со стихами о героически сражающемся Донбассе.
Я последние дни провожу в интернете в поисках стихов о Донбассе, поневоле вышибающих слезу из читателя. Чтоб на животрепещущей теме демонстрировать часть теории художественности по Выготскому, объясняющей, почему именно прошибают слёзы. Это естественно-научное объяснение, а не гуманитарное. Как объяснение, почему нога подпрыгивает от удара молоточком под коленку.
И вот искал, искал и нашёл вообще чудо: русофобское (или, если хотите, антиимперское) стихотворение затесалось среди патриотических, под названием “ПОЭЗИЯ НОВОРОССИИ". Под датой 15.06.14.
Самое мерзкое для меня, что я сам его таким не понял (так замутнено). Отрезвили меня только имя и фамилия автора, написанные под текстом стихотворения. Я его как бы знаю по Одессе. Не раз бывал с ним в одном помещении, может даже нас знакомили (но он меня не запомнил точно – я многосторонне незаметный человек). Не исключено, что я что-то его читал или слышал по местному ТВ. В общем, у меня впечатление, что это не тот человек, который выбрал русскую сторону после 2014 года (а сам я к тому времени уже в Одессе не жил).
В общем, увидев его имя и фамилию, я вернулся к стихотворению, перечитал его внимательно и понял, что оно злопыхательское к… имперскости, во всяком случае. (А имперскость – в менталитете у русских, по-моему. С Киевской Руси начиная. Хоть мурома, веси и другие были ассимилированы. Но карелы – нет. СССР по сути тоже был империей.)
|
"Гроб на колесиках едет по стране",
вернее, гроб на гусеницах, весь в броне,
с пушкой, пулеметом, такой хороший гроб,
не пробить снаряду бронированный лоб!
.
Там внутри начинка - храбрый офицер,
он готов погибнуть за СССР,
крепкий шлем из кожи, огромные очки,
ромбики в петлицах, почетные значки.
.
Там внутри горючего полный бензобак.
А за танком - конница, двести штук-рубак,
а там и мать-пехота в высоких киверах,
они не знают грамоты, но им неведом страх.
.
Барабаны с флейтами, золотой погон,
не ходи в Бородино царь Наполеон!
Лучше тортом многослойным к нам на стол ложись,
сладкое на сладкое услащает жизнь.
.
Потому что жизнь - она как правило горька.
Игорь-князь глядит на Русь из-за бугорка.
А за ним - дружина, кольчуги и мечи,
лисы брешут на щиты, ухают сычи.
.
Лунный диск на солнечный покрывалом лег.
Среди бела дня Господь опустил полог.
Не дивись, красавица, смутным временам.
Крепкий, гусеничный гроб спешит на помощь нам.
Борис Херсонский |
Как замутнено?
Тут нарочито смешаны времена и победы империи вышучены.
Империя советская – завоёвана ж была Украина в итоге, мол, Советской Россией (за три месяца до провозглашения СССР в Польшу ушел один из последних повстанческих командиров Я. Гольчевский) – вышучена трудно угадываемой карикатурой на завоевателя. Именно? – Мотивом “гроб на колёсиках” – это всеми забытая серия советских страшилок. Не страшно, мол (15.06.14), что нависает за восставшими на Донбассе Россия, как и с Крымом было. Раз. Рваным ритмом. Два. Вот первое четверостишие:
|
/ - - / - - / - - - /
- / - / - / - - - / / - /
/ - / - / - - / - / - /
- - / - - / - / - / - / |
Уничижительными словосочетаниями: "бронированный лоб”, “начинка - храбрый офицер”, “штук-рубак”. Три. Издевкой-намёком, что в ЛНР и ДНР – советскость возрождается: "он готов погибнуть за СССР”. В смысле – СССР же погиб, теперь погибнут ЛНР и ДНР. Четыре. Ассоциация храброго офицера с СССР, юридическим наследником которого является Россия, намекает, что погибнет сама Россия, если ввяжется, как с Крымом. Пять. Другой намёк на гибель живучей советскости как менталитета, проявившегося в правление Путина, это отсылка к воинским знаками отличия в Красной Армии до 1935 года: "ромбики в петлицах”, - к военным реалиям 30-х годов: "конница”. Они, дескать, исчезли, вот и теперь ментальность имперская исчезнет окончательно, если Россия таки полезет. Ибо Россия теперь (15.06.14) и вовсе слабая после развала СССР по сравнению с НАТО, которое поможет. Шесть. Вечно отсталая Россия.
И тут происходит плавный переход в 19-й век: "они не знают грамоты”. – Это солдаты-то Красной Армии не знают грамоты, судя по местоположению слов в стихотворении?! – “Не надо придираться, - как бы парирует Херсонский. – Россияне не смогли справиться с управлением трофейными грузинскими танками в 2008 году. Плюс я перехожу к временам, когда была "мать-пехота в высоких киверах”".
И начинается вышучивание победы Российской империи над Наполеоном.
А затем – переход аж к Киевской Руси.
Херсонский не стал цепляться за именование её Киевской (которое придумано в 19 веке, а в летописях его нет). Ему в той империи не понравилось, думаю, то, что открывается при вникании (см. тут) в художественный смысл “Слова о полку Игореве”. Боян выразил интересы народа, а не князей: плохо, мол, когда князья не едины. А единство – путь к империи. Ненавистной Херсонскому. Зато нравится Херсонскому вздорный князь Игорь. Не ослушался предупреждения Господа, пошёл воевать и проиграл. Как и теперь будет с не слушающимися воли Украины: "Крепкий, гусеничный гроб спешит на помощь нам”. – Этакая замутнённая перефразировка слов Александра Невского: “Кто с мечом к нам придёт – от меча и погибнет”.
.
Типичный, по-моему, случай замутнения речи, чтоб произведение не производило впечатления прямолинейной агитки.
27 декабря 2022 г.