TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


16.08.2020
15:22

Голь на выдумки хитра

    Теория, мой друг, суха, Но зеленеет жизни древо. Мефистофель, переодетый в Фауста, ученику. Я был лично знаком с одним поэтом. И не думаю, что он соврал, сказав, . . .

15.08.2020
10:24

Негонимый Каллима

    Объективность заставляет признать, что понятие “идеостиль” полезнее понятия “стиль”. Я поймал себя на мысли, что надо немедленно дать пример. Уподобляясь . . .

14.08.2020
08:58

Сближение

    Сегодня день рождения поэта Бориса Петровича Корнилова, автора слов песни “Нас утро встречает прохладой…”. Сегодня одновременно произошли два случая. Одно – . . .

13.08.2020
09:02

Проверка

    Предисловие. Всё, что я ни пишу, имеет скрытую связь с написанным мною ранее. Если оказывается, что я ранее ошибался, я место ошибки у себя на сайте помечаю красной . . .

12.08.2020
14:27

Религии как бунт

    Религии родились в бунте против самого наличия на свете смерти и несчастий. В бунте, не в смирении. Древнеегипетская, например. Оттого мумии фараонов там. – Якобы . . .

11.08.2020
11:02

Второсортное искусство

    Признаюсь, что действую по принципу: “Если я тебя придумала – стань таким, как я хочу”. Я беру, притворяюсь, что общественность приняла мои предложения. И дальше . . .

10.08.2020
08:23

Одно спасение - что ошибки учат

    Я, похоже, опять ошибся. Только я разобрался с “Конём” (1983) Битова (см. тут), что там вполне осознаваемое исповедание постмодернизма (ничто недостойно ранга идеала), . . .

09.08.2020
09:18

Без дипломатии

    Дипломатия требует теперь, при непопулярности идеи коммунизма, помалкивать о нём. Но я человек антидипломатичный. Плевать мне, что я от этого проигрываю. За то я . . .

08.08.2020
08:38

Амикошонство?

    Это будет статья про один рассказ Толстого (1881 года) про то, как сапожник Семён спас от смерти голого человека зимой. Надел на него, что на самом было. Привёл домой . . .

07.08.2020
23:17

Предзаря Оттепели

    Недавно читал очень яркие упрёки Путину, нарушившему историческую правду тем, что не сказал он, что главной причиной победы в Великой Отечественной Войне была . . .

06.08.2020
08:29

Со слезами о Таниче

    Я ее [эстраду] не понимаю. Вот у них сейчас популярна песня “На тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый . . .

05.08.2020
09:45

Напропалую

    Чем для меня живопись лучше литературы? (Надо знать меня, чтоб угадать.) – Литературы, к которой я мог бы приложить себя, стало мало. (Вот ведь… И это требует . . .

04.08.2020
09:24

Через тернии к звёздам

    Все это, видите ль, слова, слова, слова… Пушкин. Под конец моей жизни (мне 82) я пришёл к тому, против чего восстал в юности, когда думал, что искусство постижимо . . .

03.08.2020
08:46

Сикось-накось

    В название я вынес впечатление от такой картины. Тюленев. Белая ночь. 1992. А подвигнула писать статью такая цитата: "…как будто кричит этими работами Виталий . . .

02.08.2020
08:53

И вот этого автора взяли в Третьяковскую галерею

    Пишу нагло. Заголовок написал до ознакомления с произведениями Жиляева. – Как смею? – По аналогии с Дмитрием Венковым, имя которого стоит перед именем Арсения . . .

01.08.2020
20:46

Проверка на вшивость

    Накануне я показал, что Венков, не будучи художником (то есть, не имея подсознательного идеала {а объяснять это приходится в каждой статье: вдруг читатель читает . . .

31.07.2020
09:53

Элементарно, Ватсон

    У меня мания – докапываться до сути. Меня раз удивил главный инженер нашего ЦКБ. Он про меня сказал: “А Семен, если не поймёт, дальше не двинется. Так что его не . . .

30.07.2020
08:00

Расшнуровался Шнуров? - Нет!

    Совсем в трудное положение меня поставил Шнуров, дав такое стихотворение текстом без балагана, обычно сопутствующего его текстам-песням. Вышли люди маршем на . . .

29.07.2020
10:34

С чего Сальвадор Дали начинал в сюрреализме

    Дали в сюрреализме начинал с вот этой картины.

    1921.

    И можно думать, что он просто как бы повторял старых мастеров.

    "Сюрреалистические мотивы использовали в своих работах еще мастера Эпохи Возрождения. Триптих Иеронима Босха (Jheronimus Bosch) “Сад земных наслаждений” переполнен загадочными фигурами, порожденными фантазией мастера. На картине изображены облеченные в плоть галлюцинации…” (https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/syurrealizm-iskusstvo-iz-glubin-podsoznaniya-cheloveka).

    Но. У Босха весь кавардак противопоставлен пленительным далям.

    Фрагмент центральной чести "Сада земных наслаждений", освобождённый от фигур.

    И столкновение кавардака тут с пленительностью там даёт катарсис, который можно осознать как Гармония низкого и высокого (см. тут). А Босх и был-то современником Высокого Возрождения.

    У Дали такого столкновения нет. Хаос на земле и в небе.

    Один автор видит "в центре – изображение мужчины, как две капли воды похожего на самого Дали” (https://artifex.ru/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C/%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%80-%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B8/).

     

    И намекает, что это его умерший младенцем старший брат. Тогда в центре можно видеть вагину, роды и думать про грешность самого акта рождения. И что? Полёт ангелов вокруг этого акта есть противопоставление низкого и высокого? Тоже с гармонией в итоге?

    Как-то сомнительно. По-моему, вероятнее, что этот кавардак в небе, на земле и в красках есть честный простой образ истерики, которою Дали пользовался с раннего детства, чтоб выводить у окружающих по своему то, что ему вздумается.

    Нет тут никакой загадочности. И никаких аллюзий, считающихся (по мнению автора первой цитаты) признаком сюрреализма. И никакой художественности. Если считать художественностью следы подсознательного идеала автора.

    Так какой, к чёрту, подсознательный, когда так всё очевидно. Он просто тут слишком молодой, чтоб ловчить, как когда повзрослел. (Тут ему 17 лет.)

    Строптивость шептала ему, что обычное живописное бунтарство (которое в Европе началось в прошлом веке импрессионизмом) не делает его бунтарём теперь, спустя почти полвека.

    Дали. Виллабертран. 1913.

    Дали. Голландский интерьер. 1914.

    Дали. Фиеста в Фигерасе. 1914 - 1916.

    Дали. Лодка. 1918.

    И так далее. И то же – с последующими бунтарскими живописными стилями.

    Что делать? – Вот он и дёрнулся некий раскардак изобразить. А потом сообразил подобное нагрузить, красиво выражаясь, аллюзиями. Ибо и сам чувствовал и про других знал, что так думают, что должна быть какая-то непонятность, иначе художественностью не признают. А ему нужна была признательность. Вопреки капризности и истеричности, противопоставлявшей его всем.

    Он даже постарался быть честным – не выдумывать непонятности. Понимал: будет чувствоваться, что от головы это, от сознания.

    А тут подвернулся Фрейд с его подсознанием. О! Сны надо рисовать. Вот уж будет непонятность! И ненадуманная, а естественная.

    Вообще-то это возможно. Мне во сне раз стих приснился (а днём мне сами собой стихи не сочиняются):

    Судьба, судьба…

    Судьба снов прекрасных,

    Столь явных и ясных,

    И всё-таки только

    … напрасно.

    Я проснулся и запомнил. А он просыпался и зарисовывал.

    Но к подсознательному идеалу это вряд ли относится.

    Так что я сюрреалиста Дали не могу считать художником. – Прикладник, в лучшем случае. А лучше – околоискусство это. Ибо занимается иллюстрированием того, что видел во сне. Чем это отличается от иллюстрирования чего-то знаемого в бодрствующем состоянии…

    11 июня 2020 г.

     

28.07.2020
11:14

Рождение сюрреализма у... левых

    Вот такая живопись была во времена диктатуры генерала Мигеля Примо де Ривера в Испании в 1923-1930 годы. Когда анархистов (они за отсутствие центральной власти, а не . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100