26.06.2001 16:31 |
"Гладиатор" (США) Производство "Dreamworks and Universal", 2000. Режиссер Ридли Скотт. В главных ролях: Расселл Кроул, Хоакин Феникс, Конни Нильсен, Оливер Рид и другие.
"Гладиатор" - это драматическая история, в которой фоном становится историческая драма. Действие переносит зрителя в эпоху поздней Римской Империи. -акат правления Марка Аврелия. Лицо римского имератора-философа, автора "Медитаций" - пожалуй, единственное не вымышленное в этой картине, где главная роль достается не правителю и не философу, а одному из его воинов. Герою фильма - своему лучшему полководцу Максимусу - слабеющий римский цезарь, однако лишь по голливудской легенде, поручает исполнить свою последнюю волю: вернуть римлянам республику, то есть истинную свободу. Но у Марка Аврелия, цезаря - есть законный наследник, его сын Комод, мечтающий стать единоличным правителем. Комод убивает отца. Это событие меняет судьбу человека, уставшего от долгих лет войн за "светлую идею Рима": лишь сила и отвага спасают Максимуса от жестокой смерти, его дом сожен по приказу нового императора, жена и сын распяты - и так одному достается власть, а другой лишается всего в своей жизни, ее смысла, как будто одним этим обреченный стать рабом.
Воин становится рабом-гладиатором, таков уже сюжет. Драма в том, что новый император тоже по-своему любит страну и народ, считая себя их спасителем и отцом. И кто как не отец может позабавить и порадавать свое детище? А значит - вот вам и 160 дней беспрерывных кровавых гладиаторских пиров на арене Колизея. Что нужно черни? Нет, о свободе они и слышать не захотят, дай им только хлеба и зрелищ, новую игрушку. Лишь один человек в империи - раб, гладиатор, бросает уже на этой арене вызов тирану, своему личному врагу. -десь завораживают сьемки, воссоздающие арену Колизея с ее гладиаторскими битвами - зрелище уже по обе стороны экрана. В этой схватке и Максимус, и Комод отвечают на один и тот же вопрос: что же такое этот великий Рим и для чего всем так нужна его слава? Но, кажется, что эти вопросы, возникающие в американском фильме, на арене голливудского Колизея, являются больными и насущными и в современной Римской империи. Кому бы еще под силу, хотя бы и на экранах, восстановить былую мощь этой Империи, и вообще - воплощать ее идею? Хочешь-не хочешь, историческая драма предстает перед ее экранным зрителем отражением новой языческой Империи - Американской, несущей тот же "римский свет" всему миру. Рим - это, оказывается, - свет миру среди бесчисленных варварских племен, и нет ничего прекраснее Рима, а слава Рима - великая идея, которая нужна народу в виде славных побед. И гладиоторские бои на арене - они ведь тоже ради победы.
"Гладиатор" - это новая американская правда о самих себе, одна голливудская эпохалка, исторически пришедшая на смену другой, "Спартаку", тоже когда-то оскароносному. Вождь восставших рабов, к слову сказать, был героем не то, что другого времени, но и другой империи, Советской. Этой империи больше нет - а есть одна на свете великая Америка. Поэтому "Оскара" получит не кто-нибудь, но Расселл Кроулл, великолепно сыгравший заранее великую роль нового освободителя (всего же этот фильм был удостоен пяти наград американской киноакадемии). Вот только почему-то у варваров в помине не было кровожадных гладиаторских боев... Почему-то легионы Максимуса приходят на чужую землю... Несут варварским племенам не свободу и свет, а смерть и рабство...
Можно, конечно, проглотить конфетку, не думая о начинке.
Что мы знаем о гладиаторах? Только ли, что они развлекали римскую публику? Гладиаторы - это прежде всего феномен того самого "светлого и благополучного" Рима, давшего столько защит и прав своему народу в законах, но относившегося к массовому убийству бесправных рабов на аренах как к развлечению. Марк Аврелий, с размышлений которого и начинается фильм, видевший корни разложения народа-империи, первое что запретил и яростно преследовал, так это достигшие своего апогея "кровавые игры". Достаточно вспомнить, что публика Рима настолько пресытилась разыгрываемым боем, что требовала сразу крови - без боя - и как можно больше. Голливудская виртуальная реальность точно передает существование одновременно двух разных миров: один на арене, где идет жестокая война, с кровью и трупами - и другой, включающий все, что за ареной, где смотрят щекочущий нервы ужастик, как в наше время смотрят кино. И мы, казалось бы, не варвары, мы уж тем более "цивилизованные", и наша жажда зрелищности удовлетворяется разве что трупами-муляжами, бутафорской кровью. Но опасность такой зрелищности предвидел еще древнеримский философ: cвободу у человека отнимает то, что ожесточает сердца и приводит к подсознательному равнодушию, потакая лишь низменным страстям, самая сильная из которых - жажда насилия над себе подобными как власти.
Герой "Гладиатора" погибает на арене Колизея, даруя римлянам свободу - а свою обретает лишь со смертью.
Анна Стрельцова
|