12.04.2021

Телескоп «Субару» составил портрет ядра умирающей кометы

Одним из возможных финалов жизни периодических комет может быть неактивное малое тело, покрытое крупными зернами филлосиликатов и органическими веществами. К такому выводу пришли японские астрономы, наблюдавшие за кометой P/2016 BA14 (PANSTARRS) при помощи телескопа «Субару» во время ее сближения с Землей. Статья опубликована в журнале Icarus.

Кометы представляют собой малые тела Солнечной системы, богатые замороженными летучими веществами, они могут рассказать многое о составе вещества, из которого сформировалась наша планетная система. Наблюдения за периодическими кометами, которые неоднократно совершают сближения с Солнцем, демонстрируют постоянную физическую и химическую эволюцию их ядер. Чтобы отличить первоначальные свойства кометных ядер от тех, которые проявляются после сближений с нашей звездой, ученым необходимо четко понимать влияние солнечного нагрева на ядра комет, а для этого нужны большие объемы наблюдательных данных. Кроме того, до сих пор мало изучена тема финала жизни периодических комет, считается, что в итоге они могут распасться, полностью прекратить свою активность (и лишиться хвоста и комы), столкнуться с планетой или Солнцем или быть выброшенными из внутренней части Солнечной системы из-за гравитационных возмущений со стороны планет-гигантов.

Группа астрономов во главе с Такафуми Ооцубо (Takafumi Ootsubo) из Национальной астрономической обсерватории Японии опубликовала результаты наблюдений за периодической кометой P/2016 BA14 (PANSTARRS), которая относится к семейству комет Юпитера и 22 марта 2016 года пролетела на расстоянии 3,6 миллиона километров от Земли. За 30 часов до этого астрономы провели наблюдения за ней в инфракрасном диапазоне волн при помощи инструмента COMICS (Cooled Mid-infrared Camera and Spectrometer), установленного на наземном 8,2-метровом телескопе «Субару».

Наблюдения за этой кометой, проведенные при помощи других телескопов, показали, что темпы образования ядром газа и пыли оказались чрезвычайно низкими даже вблизи точки перигелия, находившейся на расстоянии 1,012 астрономической единицы от Солнца. Это говорило о том, что комета P/2016 BA14 могла почти полностью исчерпать свои запасы летучих веществ. Кроме того, было замечено сходство орбиты P/2016 BA14 с орбитой кометы 252P/LINEAR, что указывало на то, что обе кометы могут быть фрагментами более крупного тела. Обе этих теории нуждаются в проверке новыми данными наблюдений.

Анализ данных наблюдений телескопа «Субару» показал, что эффективный диаметр ядра P/2016 BA14 составляет 0,8±0,2 километра, а температура его поверхности — 343 кельвина. Наблюдения не выявили на поверхности ядра обезвоженных частиц минералов, таких как оливин и пироксен, однако указали на наличие крупных зерен филлосиликатов, таких как хлорит, клинохлор и серпентин, и органических веществ. Это означает, что поверхность ядра кометы могла быть нагрета, как минимум, до 600 кельвинов во время прошлых сближений с Солнцем за счет сдвига перигелия из-за гравитационного влияния Юпитера, либо ядро изначально содержало много зерен дегидроксилированных филлосиликатов. Если подобные минералы будут в дальнейшем найдены в коме кометы 252P/LINEAR, то это укажет на родство двух комет.

Данные «Субару» также подтверждают идею о том, что P/2016 BA14 находится на финальном этапе своей жизни, таким образом, одним из возможных конечных состояний периодических комет может быть небольшое тело, не проявляющее кометной активности и покрытое крупными зернами филлосиликатных минералов и органическими молекулами.

По информации https://nplus1.ru/news/2021/04/12/talcum-on-comet