Оказалось, что озоновая дыра в Антарктике является более обширной и долговременной, чем считалось ранее, причем ее сохранение и влияние на климат Южного полушария обусловлено не только хлорфторуглеродами (ХФУ).
В исследовании, проведенном учеными из Университета Отаго, проанализированы ежемесячные и ежедневные изменения содержания озона в озоновой дыре за период с 2004 по 2022 гг. Результаты, опубликованные в журнале Nature Communications, показывают, что дыра не только увеличивается по площади, но и становится глубже на протяжении большей части весны.
Ведущий автор исследования Ханна Кессенич поясняет, что падение озона может быть связано с изменениями в воздухе, поступающем в полярный вихрь над Антарктидой, что указывает на то, что недавние крупные озоновые дыры могут быть вызваны не только ХФУ.
Несмотря на введение в действие в 1987 году Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, который регулирует производство и потребление озоноразрушающих химических веществ, в сохранение озоновой дыры вносят свой вклад и другие сложные факторы. Кессенич подчеркивает, что, хотя Монреальский протокол улучшил ситуацию с ХФУ, за последние три года озоновая дыра была одной из самых больших в истории, а за два из пяти предыдущих лет также наблюдалось значительное разрушение озонового слоя. Фактически, озоновая дыра 2023 года уже превзошла размеры предыдущих трех лет, достигнув площади более 26 млн. км2, что почти вдвое больше площади Антарктиды.
Понимание изменчивости озонового слоя крайне важно в связи с его значительным влиянием на климат Южного полушария. Озоновая дыра не только вызывает экстремальные уровни ультрафиолетового излучения на поверхности Антарктиды, но и влияет на распределение тепла в атмосфере, приводя к изменениям ветрового режима и приземного климата в Южном полушарии.
По информации https://earth-chronicles.ru/news/2023-11-24-175668
Обозрение "Terra & Comp".