Новости науки "Русского переплета" Rambler's Top100
Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Топ-лист | Регистрация | Дискуссия
Лучшие молодые
ученые России

Подписаться на новости

АВТОРСКИЕ НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах" | "Terra & Comp" (Геология и компьютеры) | "Неизбежность странного микромира"| "Научно-популярное ревю"| "Биология и жизнь" | Теорфизика для малышей
Семинары - Конференции - Симпозиумы - Конкурсы

НАУКА В "РУССКОМ ПЕРЕПЛЕТЕ"
Проект поддержан Международной Соросовской Программой образования в области точных наук.
Новости из мира науки и техники
The Best of Russian Science and Technology
Страницу курирует проф. В.М.Липунов
"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

05.01.2024
13:27

«И ПРИНЕСЛИ ЕМУ ДАРЫ». ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ МЫ ДАРИМ ДРУГ ДРУГУ ПОДАРКИ

    Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

    Праздник Нового года в России пусть и не синонимичен Рождеству, но все же неотрывно связан с его празднованием. А Рождество, в свою очередь, не может обходиться без упоминания даров ― библейские волхвы, следуя за Вифлеемской звездой, были первыми, кто принес их новорожденному Иисусу. Но традиция дарения, конечно же, куда старше христианства и праздника Нового года. Более того: идея подарка, скорее всего, старше самого человечества.

    Что такое подарок? Чаще всего это некая материальная ценность, вещь, которую даритель отдает кому-то безвозмездно. Отсюда и связь между словами «дар» и «даром», то есть «бесплатно». Если попытаться подойти к концепции подарка строго рационально, меркантильно, она вызовет одни лишь вопросы. Зачем отдавать что-то полезное, если можно оставить это у себя? Ответ: потому что человек ― социальное существо.

    В животном мире тоже существуют «подарки». Самцы птиц приносят самкам еду или безделушки, дельфины делятся «красивыми» водорослями, а шимпанзе и бонобо, с которыми мы имеем 98% общих генов, позволяют другим обезьянам брать их добычу. И во всех этих случаях дары почти неотрывно связаны с идеей ухаживания. Зная это, можно сделать вывод: в самом первобытном смысле подарок вовсе не считается чем-то безвозмездным.

    В животном мире даритель ожидает от одариваемого ответной услуги. При этом в случае с брачными подарками подношение также призвано выставить дарителя в лучшем свете. Птицы-шалашники из семейства воробьиных строят из камней, палок и косточек гнезда, соревнуясь друг с другом, ― чье гнездо окажется привлекательнее, того и выберет самка.

    Таким образом, у подарка появляются сразу несколько функций. Во-первых, это способ установить социальный контакт. Во-вторых, это метод обмена материальной ценности на некое материальное или нематериальное благо. Дар позволяет заслужить чье-то расположение, уважение, симпатию. И, наконец, подарок ― это демонстрация богатства дарителя, его собственного благополучия. Все эти функции из мира животного перекочевали и в мир человеческий.

    Еще до того, как появился бартер и уж тем более рыночная экономика, существовал обмен подарками. При этом в роли даров до сих пор могут выступать не только вещи, но и нематериальные ценности: песни, сказки, внимание, статус, власть. До сих пор у некоторых народов Африки, Полинезии и аборигенов Австралии подарок — единственный способ контакта для двух разных социальных групп. Некоторые категории родственников, например зять и теща, не имеют права общаться друг с другом, но обязаны обмениваться дарами.

    Сложные социальные конструкты, созданные человеком, добавили подарку еще одну функцию — религиозную, хотя на деле это все тот же обмен «услуга за услугу». Этот механизм лежит в основе жертвоприношений и подаяний. Принося жертву, мы ставим в зависимое положение божество, которое, будучи обязанным возместить, одарит человека удачей или благодатью.

    Примечательно, что процесс дарения приносит людям в среднем больше радости, чем процесс получения подарка. Связано это с работой механизма гедонистической адаптации — обычно чем чаще человек испытывает один и тот же тип удовлетворения, тем более и более блеклым становится ощущение счастья. Но радость от дарения подарка подвержена этому механизму куда в меньшей степени.

    «Существует несколько психологических причин, объясняющих, почему нам нравится дарить подарки. Во-первых, это потребность в аффилиации. То есть мы стремимся создавать теплые, доверительные, эмоционально значимые отношения с другими людьми. И приобретение подарка для другого — это шаг навстречу в построении таких отношений, стремление сблизиться с человеком. Поэтому подарки чаще покупают близким и значимым людям своего окружения», — рассказала доцент кафедры общей и социальной психологии УрФУ Любовь Викторовна Оконечникова.

    Ученые также объясняют эти положительные эмоции тем, что дарение помогает поддерживать нашу репутацию и укреплять социальные связи. Кроме того, жертвуя что-то в пользу другого, даритель в меньшей степени склонен сравнивать этот поступок с предыдущими аналогичными. Таким образом, дарение воспринимается как уникальное событие, приносящее счастье. В случае с получением подарка или, например, зарплаты человек чаще сравнивает это событие с предыдущим опытом, что снижает удовольствие.

    «Взаимный обмен может проявляться и на эмоциональном уровне. Подарок — новая вещь, которая вызывает спектр положительных эмоций, таких как радость, восторг, удивление, у того, кому дарят, и в процессе дарения, согласно взаимному обмену, возвращаются тому, кто дарит. Желание пережить положительные эмоции с близкими нам людьми подталкивает нас к выбору подарка», — заключила психолог.

    Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

    Обозрение "Terra & Comp".

Помощь корреспонденту
Кнопка куратора
Добавить новость
Добавить новости
НАУКА В "РУССКОМ ПЕРЕПЛЕТЕ"

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Rambler's Top100