14.03.2024

«Уэбб» нашел алкоголь и сложную органику у двух молодых звезд

Сложные органические молекулы нашли в холодных облаках, окружающих формирующиеся звезды.

Космический телескоп «Джеймс Уэбб» обнаружил этанол и другие сложные органические соединения вблизи двух молодых протозвезд IRAS 2A и IRAS 23385. Хотя в этих системах еще не формируются планеты, найденные молекулы представляют собой ключевые ингредиенты для создания потенциально обитаемых миров и, вероятно, присутствовали на заре формирования Солнечной системы.

Международная группа астрономов использовала прибор среднего инфракрасного диапазона (MIRI) телескопа для изучения различных ледяных соединений в холодном темном молекулярном облаке, окружающем протозвезды. Анализ спектральных данных указал на наличие этанола, муравьиной кислоты, метана, вероятно, уксусной кислоты в твердой фазе и других сложных органических молекул.

Это открытие способствует решению одного из давних вопросов астрохимии. Каково происхождение сложных органических молекул, или СОМ, в космосе? Они производятся в газовой фазе или во льду? Обнаружение СОМ во льдах предполагает, что твердофазные химические реакции на поверхности холодных частиц пыли могут создавать сложные виды молекул.

Уилл Роч, соавтор исследования из Лейденского университета в Нидерландах Поскольку несколько сложных органических молекул, в том числе обнаруженные в твердой фазе в этом исследовании, ранее были идентифицированы в теплой газовой фазе, исследователи считают, что они возникают в результате сублимации льдов. Сублимация заключается в прямом переходе из твердого состояния в газообразное, минуя жидкость. Обнаружение органики во льдах дает астрономам надежду на лучшее понимание происхождения других, еще более крупных молекул в космосе.

Ученые пытаются понять, попадают ли эти молекулы на планеты, находящиеся на гораздо более поздних стадиях протозвездной эволюции. Считается, что органику в холодных льдах легче транспортировать из молекулярных облаков в диски, образующие планеты, чем теплые газообразные молекулы. Таким образом, эти ледяные молекулы могут быть включены в кометы и астероиды, которые, в свою очередь, могут сталкиваться с образующимися планетами, доставляя ингредиенты для зарождения жизни.

Исследователи также обнаружила более простые молекулы, в том числе муравьиную кислоту, метан, формальдегид и диоксид серы. Исследования показывают, что серосодержащие соединения, такие как диоксид серы, играли важную роль в запуске метаболических реакций на примитивной Земле.

Особый интерес представляет то, что IRAS 2A — это протозвезда малой массы. Поэтому эта система может быть похожа на ранние стадии эволюции Солнечной системы. Таким образом, химические вещества, обнаруженные вокруг этой протозвезды, вероятно, сформировались и юного Солнца, а затем были доставлены на Землю.

По информации https://hightech.fm/2024/03/14/webb-protostars