Навигационный сезон в них за последние 15 лет сократился вдвое
Несмотря на общее потепление Арктики, в ключевых узких каналах Северо-Западного прохода: Восточном море Бофорта, проливах Мак-Клур и Вайкаунт-Мелвиллз — навигационный сезон за последние 15 лет сократился в два-три раза. Это произошло из-за таяния многолетних арктических льдов, которые стали откалываться, перемещаться южнее и препятствовать судоходству. В ближайшие десятилетия это затруднит логистику для местных арктических сообществ Северной Америки. Статья опубликована в журнале Communications Earth & Environment.
Ожидается, что изменение климата упростит навигацию в арктических водах. Уже сейчас протяженность морского льда на Северном морском пути, который соединяет Европу и Азию через арктическую зону России, ниже средних многолетних значений, а к середине века он может и вовсе стать свободным от льда и не требовать поддержки ледоколами. В Канадской Арктике число морских рейсов с 1990 года выросло в четыре раза благодаря все более длительному и безледному летнему сезону. Впрочем, прогнозы затрудняются тем, что климатические модели плохо отражают динамику льда в узких каналах.
Элисон Кук (Alison Cook) из Университета Оттавы и ее коллеги исследовали, как изменился навигационный сезон в Северо-Западном проходе с 2007 по 2021 год. Этот морской путь соединяет Атлантический и Тихий океаны через арктическую зону Северной Америки, и Канадская ледовая служба составляет для него еженедельные карты льда. Авторы использовали данных этих карт для расчета продолжительности сезона навигации и рисков судоходства.
Вопреки ожиданиям, за последние 15 лет продолжительность сезона навигации в трех узких каналах Северо-Западного прохода резко сократилась: в Восточном море Бофорта с 20-25 до 10-15 недель, в проливе Мак-Клур с 10-15 до 3-5 недель, а в проливе Вайкаунт-Мелвилл с 5-10 недель до 2-4 недель в год. Сезон стал дольше лишь на одном узком участке — на восточном входе в пролив Ланкастер. Если в 2007 году он составлял там 20 недель, то к 2020-м годам увеличился до 23-25 недель.
Ученые связали это с последствиями потепления в Арктике: льды между северной частью Гренландии и Канадским архипелагом (это место известно как Последняя ледяная зона Земли) тают, раскалываются и мигрируют на юг, забивая узкие каналы. Ученые отметили, что в ближайшие десятилетия это может затруднить снабжение арктических сообществ.
Потепление в Арктике создает проблемы не только для судоходства, но и для белых медведей: недавно зоологи выяснили, что во фьордах на юго-востоке Гренландии обитает изолированная субпопуляция белых медведей, которым пришлось перейти на пресноводный лед из-за нехватки морского.
По информации https://nplus1.ru/news/2024/07/11/shipping-season-northwest
Обозрение "Terra & Comp".