Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Голосование | Топ-лист | Дискуссия Rambler's Top100

TopList Яндекс цитирования

НОВОСТИ
"РУССКОГО ПЕРЕПЛЕТА"

ЛИТЕРАТУРА

Новости русской культуры

Афиша

К читателю

Содержание

Публицистика

"Курск"

Кавказ

Балканы

Проза

Поэзия

Драматургия

Искания и размышления

Критика

Сомнения и споры

Новые книги

У нас в гостях

Издательство

Книжная лавка

Журнальный зал

ОБОЗРЕНИЯ

"Классики и современники"

"Слово о..."

"Тайная история творений"

"Книга писем"

"Кошачий ящик"

"Золотые прииски"

"Сердитые стрелы"

КУЛЬТУРА

Афиша

Новые передвжиники

Фотогалерея

Музыка

"Неизвестные" музеи

Риторика

Русские храмы и монастыри

Видеоархив

ФИЛОСОФИЯ

Современная русская мысль

Искания и размышления

ИСТОРИЯ

История России

История в МГУ

Слово о полку Игореве

Хронология и парахронология

Астрономия и Хронология

Альмагест

Запечатленная Россия

Сталиниана

ФОРУМЫ

Дискуссионный клуб

Научный форум

Форум "Русская идея"

Форум "Курск"

Исторический форум

Детский форум

КЛУБЫ

Пятничные вечера

Клуб любителей творчества Достоевского

Клуб любителей творчества Гайто Газданова

Энциклопедия Андрея Платонова

Мастерская перевода

КОНКУРСЫ

За вклад в русскую культуру публикациями в Интернете

Литературный конкурс

Читательский конкурс

Илья-Премия

ДЕТЯМ

Электронные пампасы

Фантастика

Форум

АРХИВ

Текущий

2003

2002

2001

2000

1999

Фотоархив

Все фотоматериалы


Новости
"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

26.08.2023
16:36

Рисунки на плато Наска: тайна, которую не могут разгадать

26.08.2023
16:27

Самый мощный в мире ветряк установил мировой рекорд

26.08.2023
16:20

Мэр Собянин показал столицу будущего

26.08.2023
16:17

Судя по числу черных дыр, во Вселенной больше стабильности

26.08.2023
16:00

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ. 130 ЛЕТ

    Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес — дайте мне хотя лужу грязную, да чтобы в ней правда была поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника.

    Искусство должно быть увиденным, услышанным, прочувствованным. Рукопись, лежащая в ящике стола; картина, пылящаяся под простыней на чьем-то чердаке; мелодия, записанная, но не сыгранная, — если произведение оторвано от людей, то его все равно что нет. Говоря об искусстве, часто упоминают о триаде «творец — творение — зритель», совершенно забывая о том, что находится между этими понятиями, там, где автор этого текста беззаботно поставил тире. Первый прочерк — это труд автора, акт созидания. Второй — это труд издателя, куратора. Как и в мифе о Прометее, люди редко вспоминают тех, кто приносит им огонь. Но в год 130-летия крупнейшего собрания русского искусства в нашей стране мы вспомним того, кто стоял у его истоков, — Павла Михайловича Третьякова.

    Сам Павел Михайлович вряд ли захотел бы сегодня выслушивать восторженные эпитеты от многотысячной толпы почитателей. «Невидимость» собирательского труда его устраивала. Что говорить! Когда 15 августа 1893 г. в его доме в Лаврушинском переулке для всеобщего бесплатного посещения открылась «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых», виновник торжества находился в Европе, подальше от шумихи. Люди должны были сосредоточиваться на художниках, на их картинах, но не на нем.

    Увы, желанию Павла Михайловича остаться в тени не было суждено сбыться. Еще при жизни его ожидало признание, от которого он всячески отнекивался. В среде художников быть автором картины, которую Третьяков избрал для своей галереи, означало остаться в истории русского искусства. «Каково же было мое изумление и моя радость, когда примчавшийся прямо с выставки Сережа [Дягилев] сообщил, что только что там побывал П.М. Третьяков и что он купил мою картину, да, кажется, только ее из всей выставки счел достойной попасть в свою галерею», — писал художник Александр Николаевич Бенуа.

    Значимость труда Павла Михайловича для всего российского искусства была столь велика, что в 1896 г. его избрали почетным гражданином Первопрестольной — «За великую заслугу пред Москвою, которую он сделал средоточием художественного просвещения России, принесши в дар древней столице свое драгоценное собрание произведений русского искусства». Император Александр III, в свою очередь, намеревался произвести купца в дворянство, однако Павел Михайлович отказался от этой чести.

    Третьяков был щедрым человеком, и щедрость эта не заканчивалась на покупке картин. Его средства шли в помощь исследовательским экспедициям, приютам и больницам, училищам. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина также многим обязан Павлу Михайловичу. Но вторым по важности свойством характера этого человека была его смелость. Купец не стеснялся выставлять в своей галерее картины, вызывающие негодование критиков или цензуры.

    «Иван Грозный с убитым сыном. Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения... Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения. Прежние картины того же художника Репина отличались этой наклонностью и были противны», — такова была реакция обер-прокурора Синода и «серого кардинала» Александра III Константина Петровича Победоносцева на знаменитую картину, выставленную в галере. «Из всего, что у нас делается теперь, в будущем первое место займут работы Репина, будь это картина, портреты или просто этюды», — ответствовал Третьяков.

    Его не пугало даже соперничество с императором, тоже большим ценителем отечественного искусства. Множество раз купцу удавалось увести буквально из-под носа у государя полотна, которые тот намеревался приобрести. Один такой случай с его картиной «Догорающий костер» описывал художник Аркадий Александрович Рылов: «Комиссия музея Александра III в Петербурге постановила приобрести картину, но, пока писали протокол, Третьяков поторопился внести заведующему выставкой задаток и картина осталась за ним». Дошло до того, что появилось распоряжение ничего не продавать с выставок, пока их не посетит император. Тогда Третьяков начал покупать картины прямо в мастерских.

    Павлу Михайловичу доверяли настолько, что художники порой прислушивались к его просьбам переписать свои картины. Исправить лицо или образ, поправить цвет... В случае с Ильей Ефимовичем Репиным дошло до смешного — тот начал исправлять уже вывешенные в галерее картины. Однажды он пробрался в здание в момент отсутствия Третьякова и исправил тон головы Ивана Грозного. После этого случая хранителям был дан строгий наказ не подпускать художника к его работам.

    Искусство нужно не только создать. Его необходимо еще и правильно преподнести. Творчество куратора заключается в том, чтобы из разрозненных образов и картин художника или художников собрать цельную историю, идею, образ, которые будут воздействовать на зрителя сильнее обычного. Именно в галереях целое становится больше суммы его отдельных частей, и Третьяков был одним из первых людей в России, который понимал это особенно ясно.

    Берегите культуру, берегите тех, кто ее создает. И, как завещал нам Павел Михайлович Третьяков, «берегите галерею и будьте здоровы».

    Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

    Обозрение "Terra & Comp".

Выскажите свое мнение на:

26.08.2023
14:32

Таинственное темное пятно Нептуна впервые обнаружено с Земли

26.08.2023
14:22

Звезды типа Т Тельца оказались способны порождать высокоэнергетическое гамма-излучение

26.08.2023
11:00

Потеря льда Антарктики приводит к катастрофическому прекращению размножения императорских пингвинов

25.08.2023
19:29

ESSC: ученые предупреждают о надвигающейся планетарной катастрофе в ближайшие годы

25.08.2023
19:25

Nature: волны тепла становятся все более частыми и смертоносными

25.08.2023
19:22

Появление второй суперлуны в августе грозит разрушительными землетрясениями

25.08.2023
19:18

Science Advances: существование жизни обусловлено узким диапазоном констант

25.08.2023
12:07

Чем отличается робот от автоматического телескопа

25.08.2023
10:28

"Эх-ма!" - новое в литературном обозрении Соломона Воложина

24.08.2023
19:42

Находка в Турции ставит под сомнение теорию происхождения человека

24.08.2023
19:26

Таинственное место в океане привлекает тысячи осьминогов

24.08.2023
18:45

Как чашка воды может раскрыть тайны нашей Вселенной

24.08.2023
18:42

Огромное солнечное пятно нацеливается на Землю: NASA предупреждает о возможных вспышках на Солнце и отключениях электроэнергии

24.08.2023
18:36

До 80% альпийских ледников Италии могут исчезнуть к 2060 году

24.08.2023
12:05

«Чандраян-3» становится первым зондом, севшим вблизи южного полюса Луны

<< 211|212|213|214|215|216|217|218|219|220 >>

НАУКА

Новости

Научный форум

Почему молчит Вселенная?

Парниковая катастрофа

Хронология и парахронология

История и астрономия

Альмагест

Наука и культура

2000-2002
Научно-популярный журнал Урания в русском переплете
(1999-200)

Космические новости

Энциклопедия космонавтика

Энциклопедия "Естествознание"

Журнальный зал

Физматлит

News of Russian Science and Technology

Научные семинары

НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах"

"TERRA & Comp"

"Неизбежность странного микромира"

"Биология и жизнь"

ОБРАЗОВАНИЕ

Открытое письмо министру образования

Антиреформа

Соросовский образовательный журнал

Биология

Науки о Земле

Математика и Механика

Технология

Физика

Химия

Русская литература

Научная лаборатория школьников

КОНКУРСЫ

Лучшие молодые
ученые России

Для молодых биологов

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека Хроноса

Научпоп

РАДИО

Читают и поют авторы РП

ОТДЫХ

Музеи

Игры

Песни русского застолья

Народное

Смешное

О НАС

Редколлегия

Авторам

О журнале

Как читать журнал

Пишут о нас

Тираж

РЕСУРСЫ

Поиск

Проекты

Посещаемость

Журналы

Русские писатели и поэты

Избранное

Библиотеки

Фотоархив

ИНТЕРНЕТ

Топ-лист "Русского переплета"

Баннерная сеть

Наши баннеры

НОВОСТИ

Все

Новости русской культуры

Новости науки

Космические новости

Афиша

The best of Russian Science and Technology

 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100 TopList