Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Голосование | Топ-лист | Дискуссия Rambler's Top100

TopList Яндекс цитирования

НОВОСТИ
"РУССКОГО ПЕРЕПЛЕТА"

ЛИТЕРАТУРА

Новости русской культуры

Афиша

К читателю

Содержание

Публицистика

"Курск"

Кавказ

Балканы

Проза

Поэзия

Драматургия

Искания и размышления

Критика

Сомнения и споры

Новые книги

У нас в гостях

Издательство

Книжная лавка

Журнальный зал

ОБОЗРЕНИЯ

"Классики и современники"

"Слово о..."

"Тайная история творений"

"Книга писем"

"Кошачий ящик"

"Золотые прииски"

"Сердитые стрелы"

КУЛЬТУРА

Афиша

Новые передвжиники

Фотогалерея

Музыка

"Неизвестные" музеи

Риторика

Русские храмы и монастыри

Видеоархив

ФИЛОСОФИЯ

Современная русская мысль

Искания и размышления

ИСТОРИЯ

История России

История в МГУ

Слово о полку Игореве

Хронология и парахронология

Астрономия и Хронология

Альмагест

Запечатленная Россия

Сталиниана

ФОРУМЫ

Дискуссионный клуб

Научный форум

Форум "Русская идея"

Форум "Курск"

Исторический форум

Детский форум

КЛУБЫ

Пятничные вечера

Клуб любителей творчества Достоевского

Клуб любителей творчества Гайто Газданова

Энциклопедия Андрея Платонова

Мастерская перевода

КОНКУРСЫ

За вклад в русскую культуру публикациями в Интернете

Литературный конкурс

Читательский конкурс

Илья-Премия

ДЕТЯМ

Электронные пампасы

Фантастика

Форум

АРХИВ

Текущий

2003

2002

2001

2000

1999

Фотоархив

Все фотоматериалы


Новости
"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

09.03.2024
14:14

Раскрыта опасность кратковременного загрязнения воздуха

09.03.2024
14:11

Предсказано исчезновение льда в Арктике

09.03.2024
13:48

Обнаружена самая далекая потухшая галактика

09.03.2024
12:28

90 лет назад был призван первый гражданин Вселенной

08.03.2024
20:23

Телескоп "Джеймс Уэбб" нашел в ранней Вселенной неизвестный класс квазаров

08.03.2024
20:04

Назван год появления суперинтеллекта, который будет мыслить, как человек

08.03.2024
19:55

Посмотрите на рождение планет в близких к Земле звездных «колыбелях»

08.03.2024
19:44

Найдена галактика, в которой звезды перестали формироваться на заре Вселенной

08.03.2024
19:22

Названы 32 города, которым грозят наводнения к 2025 году

08.03.2024
19:17

ИИ спрогнозировал риски исчезновения всех растений мира

08.03.2024
19:05

НЕОЖИДАННОЕ ОТКРЫТИЕ В ОБЛАСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СВЕРХМАССИВНЫХ ЧЕРНЫХ ДЫР

08.03.2024
18:12

8 марта исполняется 110 лет со Дня рождения Якова Борисовича Зельдовича.

08.03.2024
17:38

НЕВЕСТЫ-ВОИТЕЛЬНИЦЫ И ГОРДЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛКИ: ОБРАЗЫ СИЛЬНЫХ ЖЕНЩИН В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ

    Волшебные сказки — непосредственное отображение психических процессов коллективного бессознательного, поэтому по своей ценности для научного исследования они превосходят любой другой материал.

    Первый сборник древнейших русских сказок был собран фольклористом М.Д. Чулковым и увидел в свет в XVIII в. В середине XIX в. вышел всемирно известный многотомник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки», а позднее началось научное изучение отечественных сказочных сюжетов. Мы встречаем в них повторяющийся и особенно критикуемый сегодня женский архетип: так называемую деву в беде, ожидающую мужчину-спасителя, от которого зависит судьба. А были ли среди главных героинь те, кто мог самостоятельно распоряжаться своей жизнью, спасать себя и других? Были. Причем таких примеров не так уж мало. Рассмотрим несколько русских народных сказок о женщинах с проактивной жизненной позицией и поговорим о сказкотерапии.

     ЕЛЕНА ПРЕМУДРАЯ

      Золотой трон, роскошная колесница и книга, содержащая в себе знания обо всем на свете, ― неизменные атрибуты королевны-волшебницы Елены Премудрой, которая не торопится выходить замуж. Расположения гордой красавицы добивается простой солдат, которому помогает его приятель нечистый дух. Елена, живущая в прекрасном дворце, не спешит открывать свое сердце поклоннику: для начала он должен выполнить непростое задание.

    «Даю тебе сроку десять часов; если ты сумеешь в это время так хитро спрятаться, что я тебя не найду, то выйду за тебя замуж; а не сумеешь этого дела сделать ― велю рубить тебе голову», ― решительно заявляет главная героиня сказки.

    Сначала влюбленный спрятался далеко в облаках, сидя на спине у своего друга, обернувшегося орлом, но укрыться от взора Елены Премудрой все равно не удалось. Второй шанс оказался более удачным: дух превратил парня в булавку и прицепил ее к волшебной книге королевны. Не найдя нигде своего поклонника через десять часов, Елена Премудрая выполнила обещание и согласилась стать женой настойчивого кавалера — и, если верить сказке, зажила вместе с ним припеваючи.

    В предисловии к книге «Русские народные сказки с женскими архетипами» исследовательница сказок Ольга Юрченко пишет о том, что выбор имени главной героини «Елена» вряд ли был случайным. Это имя ассоциировано и с Еленой Троянской, и с христианской традицией в лице святой равноапостольной Елены Константинопольской ― сильной женщины с волевым характером, которая была матерью Константина I. По словам Ольги Юрченко, «героини с этим именем не покладистые и робкие “жертвы”, а царицы и по статусу, и по сути, требующие от героя приложить большие усилия».

    Согласие на замужество возвращает героиню в границы нормы того времени: не хотеть брака считалось ненормальным, и такие строптивые женщины, как Елена Премудрая, рано или поздно должны были «одуматься», что и произошло в конце сказки. Тем не менее образ этой яркой и волевой царицы заметно выделяется на фоне традиционных сюжетов, в которых с завидной регулярностью игрались женские роли послушной и невинно страдающей жертвы либо злой антагонистки: мачехи, сестры, страшной ведьмы и т.п. С другой стороны, образ недоступной красавицы, которую нужно завоевать, — тоже не такая уж большая редкость в русских сказках. Похожие мотивы мы видим в историях о царевне Несмеяне, царевне Неземной Красоте («Сивко-Бурко»), о Елене Прекрасной («Вещий сон») и др.

    «ВСЕ ЭТО ВОЙСКО ВЕЛИКОЕ ПОБИЛА МАРЬЯ МОРЕВНА»

      Еще одна королевна, но с более воинственным духом ― отважная Марья Моревна, заковавшая в цепи самого Кощея Бессмертного и спасшая тем самым не только себя, но и многих других его потенциальных жертв. Это женщина-богатырь, обладающая большой мудростью и колдовской силой. Считается, что ее отцом был зловещий бог смерти Мор, а матерью (согласно некоторым источникам) Баба-яга.

    Будущий возлюбленный Марьи Моревны Иван-царевич узнал о прекрасной воительнице на поле боя:

    «Собрался в дорогу, шел и видит ― лежит в поле рать-сила побитая. Спрашивает Иван-царевич: “Коли есть тут жив человек ― отзовися! Кто побил это войско великое?” Отозвался ему жив человек: “Все это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна”».

    Какое-то время Иван-царевич гостил у Марьи Моревны в шатрах, затем они поженились, а дальше ― самое интересное. Отправляясь на очередную войну, королевна оставляет мужа присматривать за хозяйством. По своей неосторожности супруг воительницы освобождает из плена Кощея Бессмертного, и тот похищает Марью Моревну. С помощью хитрости последней и предприимчивости самого Ивана-царевича после нескольких неудачных попыток бегства супружеская пара снова воссоединяется и продолжает счастливую семейную жизнь.

    Независимая женщина-воительница, уезжающая из дому и оставляющая мужа хлопотать по хозяйству, ― совсем не типичный сюжет для русской народной сказки, но дальнейшее развитие этой истории вновь возвращает читателя к патриархальным паттернам, где мужчина выступает в роли спасителя.

    «Вообще это “ненормально” для женщины — совершать подвиги, воевать. <…> Если вдруг не сидится ей дома и отправляется она снова делать свои богатырские дела, то обязательно происходит  что-то плохое. Как в сказке о Марье Моревне», ― рассказывала в интервью Forbes заведующая отделом научных исследований Центра русского фольклора (Государственный Российский Дом народного творчества им. В.Д. Поленова) кандидат филологических наук Варвара Евгеньевна Добровольская.

    По словам В.Е. Добровольской, женщине в русской сказке разрешалось быть сильной, но не сильнее главного героя — мужчины. В случае же если женщина оказывается сильнее мужчины, ей следовало притворяться, что она слабее. Герой и героиня могли также находиться на равных позициях, но «если мужчина докажет, что он сильнее и умнее, то женщина вернется к своей “правильной” подчиненной позиции». Именно это мы и видим в конце сказки о Марье Моревне: злобного Кощея Бессмертного убивают Иван-царевич и его верный конь, оттесняя некогда воинственную Марью Моревну на задний план. Теперь даже случайные второстепенные герои не говорят больше о ее воинской доблести, как раньше, а подчеркивают лишь внешние данные: «Ну да недаром же ты хлопотал: такой красавицы, как Марья Моревна, во всем свете поискать ― другой не найти!»

    ЖЕНСКАЯ ВЗАИМОВЫРУЧКА

      Встретить сотрудничество двух девушек в сказках можно нечасто. А вот мизогиния, напротив, была распространена повсеместно: мачеха, изводящая невинную падчерицу, завистливая сестра, подруга-предательница или злобная ведьма ― эти образы кочуют из одной истории в другую на протяжении веков. Исключением стала сказка «Князь Данила-Говорила», где дочь ведьмы выручает незнакомую девушку.

    Главная героиня Катерина вынуждена спасаться от преследований своего брата под землей. Случайно оказавшись в логове ведьмы, она встречает дочь злодейки, занятую вышиванием.

    «Душечка, сеструшечка! Рада я тебе сердечно и привечу тебя и приголублю, пока матери нет; а прилетит, тогда беда и тебе, и мне; она у меня ведьма!», ― сообщает ведьмина дочь и рискует своей жизнью, чтобы спасти незнакомку.

    Скооперировавшись, героини придумали, как избавиться от назойливой ведьмы: «девицы поскорей ее в печь посадили, заслонками закрыли, колодами завалили, замазали и засмолили, а сами пустились бежать».

    Для обеих героинь история закончилась наилучшим образом, согласно канонам того времени: ведьма умерла, брат Катерины женился на ее новоиспеченной подруге, а ее саму «отдал за хорошего человека».

    СКАЗКОЙ ЛЕЧАТ ПСИХОТРАВМЫ

      Российский филолог и фольклорист Владимир Яковлевич Пропп (1895–1970), проанализировав огромное количество сказок и их архетипы, вывел этапы развития сказочного сюжета. Это знание оказалось особенно востребованным в одном из методов психотерапии ― сказкотерапии, предназначенной для помощи детям и взрослым. Истории клиента здесь рассматриваются как архетипический сказочный сюжет.

    По В.Я. Проппу, путь главного героя (в неполном варианте) содержит в себе следующие этапы: рождение, жизнь в доме родителей, дорогу (выход из отеческого дома), встречу с помощниками и провокаторами, встречу с инициатором или самоинициацию, встречу с открытым злом, борьбу и победу. Для психотерапевта важно сначала установить, на каком этапе находится клиент, а затем оказать ему необходимую психологическую помощь.

    Лечение сказкой как метод часто совмещают с так называемой песочной терапией, восходящей к Карлу Густаву Юнгу. В нашей стране психотерапевтические «песочницы» работают в Российском новом университете (РосНОУ), Институте практической психологии «Иматон», Московском институте психоанализа и многих других профильных организациях.

    «Что бы нам человек ни поведал, это так или иначе соотнесется со сказочной историей. <…> Методология песочной сказочной терапии заключается в том, что любую клиентскую историю мы воспринимаем как мини-миф (клиента. ― Примеч. ред.) о себе, который проявляется в определенном этапе развития сказочного сюжета», ― рассказывала в лекции «Сказка как основа спасения» одна из авторов метода «Сказочная песочная терапия» кандидат педагогических наук Татьяна Михайловна Грабенко.

    «В своей работе мы используем и построенные на песке композиции, и созданные из кинетического песка фигурки, и метафорические ассоциативные карты. С их помощью человек рассказывает прежде всего самому себе о проблеме или задаче, которую он пытается решать. Делает он это не вербально, а языком картинок, как если бы он создавал историю, рассказ в виде комиксов. Картинки позволяют проиллюстрировать, какую проблему хочет решить человек, с каким конфликтом он имеет дело и какого результата или решения ожидает. Ответы на эти вопросы необходимо предоставить с помощью созданных или подобранных изображений. За счет работы с визуальными образами человек извлекает из глубин подсознания не только то, что содержится на уровне логики и появляется в виде слов, но и то, что связано с эмоциями, то есть аффективную составляющую. Это увеличивает понимание субъективной значимости событий, принимаемых решений, различных обстоятельств, более полно раскрывает их смысл», ― объяснял в интервью корреспонденту «Научной России» доктор психологических наук, научный руководитель Гуманитарного института РосНОУ Александр Сергеевич Огнев.

    Ближайшая соратница Карла Густава Юнга Мария-Луиза фон Франц писала о том, что сказочные архетипы, представая перед нами в наиболее простой, чистой и краткой форме, дают ключ для осмысления процессов, происходящих в коллективной психике:

    «Любой архетип по своей сути — не только одна из форм коллективного бессознательного, но и его отражение в целом. <…> В мифах, легендах или другом более развернутом мифологическом материале мы приходим к пониманию базисных структурных образований (паттернов) человеческой психики, постигая их сквозь культурные наслоения».

    Мария-Луиза фон Франц подчеркивает разницу между волшебной сказкой и мифом, который в отличие от сказки более доступен для сознания и может служить мостиком к пониманию последней и погружению в «мир коллективного сознания конкретного человека». Ученые О.М. Корженко и О.В. Реш в своем исследовании «Женские образы в русских народных сказках» обращают внимание на то, что ранней формой большинства сказочных сюжетов выступает именно миф. В связи с этим они приводят слова В.Я. Проппа, о котором мы также упоминали выше: «Отношение сказки к мифу представляет собой большую проблему, которая занимает науку со времен ее возникновения и по сегодняшний день».

    Известно тем не менее, что миф, так же как и сказка, может служить лекарством на пути преодоления индивидуальной и коллективной травмы. Мы знаем подобные примеры из истории нашей культуры и мирового фольклора. Так, например, в японском обществе периода Хэйан (конец VIII — начало XII в. н.э.) в мифологии широкое распространение получил феномен одержимости ― мононокэ. Только таким образом, в иносказательной форме, женщины того времени могли выразить свой протест и подавленные эмоции.

    «Волшебная сказка переносит далеко в мир детских снов, в которых отражается коллективное бессознательное, но где нельзя остаться навсегда». Мария-Луиза фон Франц.

    «Если проводить аналогии с отечественным материалом, то мы можем вспомнить феномен кликушества, когда только через эту одержимость молодая женщина могла рассказать о том, что тревожило ее и приводило в отчаяние, потому что других механизмов огласить свои печали и тревоги тогда не существовало. <…> Такое коллективное проживание травмы, которое было свойственно целой страте, позволяло выплеснуть подавленные эмоции, найти им некий выход. <…> Мононокэ периода Хэйан ― это не какой-то индивидуальный каприз или проблема индивидуального сознания. Эта проблема коллективная, масштабная, и решаться она может только коллективным прорабатыванием этой травмы», ― рассказала корреспонденту «Научной России» кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН Дарья Александровна Трынкина.

    Мир сказок не стоит на месте. Женские образы эволюционируют, и особенно быстро это происходит в мировом анимационном кинематографе. Сегодня на смену покорным золушкам и жертвующим собой русалочкам приходят предприимчивая рыбка Дори, разыскивающая семью, принцесса-оторва Мерида из сказки «Храбрая сердцем», смелая Моана с острова Мотунуи и другие героини.

    Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

    Обозрение "Terra & Comp".

Выскажите свое мнение на:

08.03.2024
17:29

В атмосфере Юпитера обнаружили струю, колебания которой повторяются в течение четырехлетних периодов

08.03.2024
17:25

Первые люди пришли в Закарпатье около 1,42 миллиона лет назад

08.03.2024
15:40

Астрономы заметили самое близкое и тусклое оптическое событие разрушения звезды черной дырой

08.03.2024
15:31

«Джеймс Уэбб» впервые оценил состав поверхности пары транснептуновых объектов

08.03.2024
14:32

"Письмо внуку (без сокращений)." - новое в обозрении Маркса Тартаковского

08.03.2024
10:02

Слави Арутюнян и Николай Милешкин представляют Арарата Мкртумяна в "Русском переплёте"

07.03.2024
19:35

Саудовская Аравия представила проект ультрасовременного района, которому нет аналогов в мире

<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99|100 >>

НАУКА

Новости

Научный форум

Почему молчит Вселенная?

Парниковая катастрофа

Хронология и парахронология

История и астрономия

Альмагест

Наука и культура

2000-2002
Научно-популярный журнал Урания в русском переплете
(1999-200)

Космические новости

Энциклопедия космонавтика

Энциклопедия "Естествознание"

Журнальный зал

Физматлит

News of Russian Science and Technology

Научные семинары

НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах"

"TERRA & Comp"

"Неизбежность странного микромира"

"Биология и жизнь"

ОБРАЗОВАНИЕ

Открытое письмо министру образования

Антиреформа

Соросовский образовательный журнал

Биология

Науки о Земле

Математика и Механика

Технология

Физика

Химия

Русская литература

Научная лаборатория школьников

КОНКУРСЫ

Лучшие молодые
ученые России

Для молодых биологов

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека Хроноса

Научпоп

РАДИО

Читают и поют авторы РП

ОТДЫХ

Музеи

Игры

Песни русского застолья

Народное

Смешное

О НАС

Редколлегия

Авторам

О журнале

Как читать журнал

Пишут о нас

Тираж

РЕСУРСЫ

Поиск

Проекты

Посещаемость

Журналы

Русские писатели и поэты

Избранное

Библиотеки

Фотоархив

ИНТЕРНЕТ

Топ-лист "Русского переплета"

Баннерная сеть

Наши баннеры

НОВОСТИ

Все

Новости русской культуры

Новости науки

Космические новости

Афиша

The best of Russian Science and Technology

 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100 TopList