Аналитики Евразийского банка развития (г. Алматы) совместно с учеными Вологодского научного центра Российской академии наук (г. Вологда) и Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (г. Москва) реализовали исследовательский проект, посвященный потенциалу нефтегазохимической промышленности Евразии.
На основе балансового подхода оценен производственно-ресурсный и экспортный потенциал нефтегазохимического комплекса стран ЕАЭС+: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана в перспективе до 2035 года.
«Нефтегазохимическая промышленность Евразийского региона обладает высоким мультипликативным эффектом и способна ускорить трансформацию экономик входящих в регион стран к инновационной модели развития. По полученным оценкам, увеличение выпуска в отрасли на 1 долл. способно привести к увеличению валового выпуска в экономике на 2,62 долл.», – отмечает руководитель проекта, руководитель Центра отраслевого анализа ЕАБР Арман Ахунбаев.
Усиление нефтегазохимии рассмотрено с позиции естественного стратегического приоритета экономической политики государств Евразийского региона, имеющего сырьевую независимость и развивающегося высокими темпами. Стратегический фокус сделан на полимерной продукции как наиболее распространенной из продуктов нефтегазохимии, спрос на которую превысил спрос на все прочие промышленные материалы (сталь, алюминий, цемент и пр.), почти удвоившись с начала века.
«Нефтегазохимия стран ЕАЭС+ развивается высокими темпами. За 2017–2022 гг. общий уровень производства основных полимеров (полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид, полистирол, полиэтилентерефталат, синтетические каучуки) вырос в 1,5 раза до 8,4 млн тонн. По нашим оценкам, к 2035 г. производство полимерной продукции увеличится еще на 3,9 млн тонн, или более 45%. В странах ЕАЭС+ уже реализуется свыше 20 крупных нефтегазохимических проектов, часть из которых включена в государственные программы или имеет межстрановые соглашения с целью обеспечения поставок сырья и последующего сбыта продукции. Инвестиции в данные проекты составят более 65 млрд долл. Их реализация к 2030 г. позволит увеличить мощности по переработке нефти на 43 млн тонн, газа – на 20 млн тонн, углеводородного сырья, мономеров, каучуков и другой продукции – на 13 млн тонн», – рассказала соруководитель проекта, доктор экономических наук, зав. центром финансовых исследований ВолНЦ РАН Мария Печенская-Полищук.
Ресурсный потенциал наращивания производства ключевых видов нефтегазохимической продукции оценен в двух сценариях: базовом (инерционном) и альтернативном (целевом). На основе регрессионного моделирования, при котором внутреннее потребление являлось функцией от динамики макроэкономических и демографических показателей, проведена сценарная оценка потенциала внутреннего потребления продукции нефтегазохимии. Дмитрий Ползиков, соавтор проекта, старший научный сотрудник ИНП РАН, кандидат экономических наук, поделился проведенными расчетами: «Абсолютные полные эффекты на ВВП от инвестиций и прироста производства в нефтегазохимической промышленности за 2023–2035 гг. составят по ЕАЭС+ 59 млрд долл. в инерционном сценарии и 153,5 млрд долл. в целевом сценарии, а средние годовые эффекты – 4,5 млрд долл. и 11,8 млрд долл. соответственно».
По полученным результатам выявлено, что в перспективе до 2035 года раскрытие потенциала нефтегазохимии Евразийского региона несет значительные экономические преимущества, в том числе в силу обеспечения:
– до 5,8% ежегодного прироста выпуска базовых полимеров и синтетических каучуков. В общей сложности производство полимерной продукции в натуральном выражении может увеличиться в 2 раза до более 20 млн тонн;
– до 0,44 п.п. ежегодного прироста ВВП Евразийского региона (отношение среднего годового полного эффекта от инвестиций и прироста производства на ВВП к объему ВВП в 2022 году). При этом данный показатель для Российской Федерации составит 0,32 п.п., а для Республики Казахстан – 1,38 п.п. Суммарно к 2035 году ВВП региона может получить дополнительные 153,5 млрд долларов;
– увеличение экспорта нефтегазохимической продукции в 3,2 раза до 10,4 млн тонн в год.
В исследовании выявлены потенциальные рынки сбыта продукции; оценены макроэкономические эффекты от реализации ресурсного потенциала производства и экспорта нефтегазохимической продукции; проведена диагностика сдерживающих развитие нефтегазохимии факторов; предложены способы раскрытия потенциала; определены императивы способствующей этому экономической политики в Евразийском регионе.
«Основываясь на обширном международном опыте, можно выделить приоритетные меры, реализация которых будет содействовать раскрытию имеющегося производственного и экспортного потенциала. Прежде всего, это создание и ускоренное развитие современных нефтегазохимических кластеров в естественных центрах притяжения Евразийского региона вблизи крупных источников углеводородного сырья. Важно принимать во внимание глобальный тренд на формирование циркулярной модели производства и рационального потребления, а также обеспечить транспортно-логистические решения для поставок полимерной продукции на перспективные рынки сбыта – Ближний Восток и Азиатско-Тихоокеанский регион», – отметил соруководитель проекта, кандидат экономических наук, зав. центром структурных исследований и прогнозирования территориального развития ВолНЦ РАН Евгений Лукин.
По итогам работы подготовлен доклад:
Ахунбаев А., Адахаев А., Чуев С., Игнатов С., Прозорова М., Печенская-Полищук М., Лукин Е., Ползиков Д. (2024). Нефтегазохимическая промышленность Евразии: перспективы углубления переработки. Доклады и рабочие документы 24/4. Алматы: Евразийский банк развития.
Доклад размещен на официальном сайте Евразийского банка развития.
Информация предоставлена Вологодским научным центром
РАН Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)
Обозрение "Terra & Comp".