TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.08.2021
08:34

Арифметическая статья в области искусствоведения

      Какая боль, какая боль, Аргентина-Ямайка – 5:0! Песня. Лет 7 тому назад я написал (см. тут) 26 строчек электронного текста шрифтом 12 на ширине 6,5 делений в Ворде про . . .

10.08.2021
08:42

Боюсь

    Боюсь себя. Я очень стар. Может, от одного того, а не оттого, что жизнь потрепала, я стал какой-то деревянный. И боюсь, что могу обидеть, даже этого не заметив. В . . .

09.08.2021
12:45

Это у Васнецова кощунство?

    Поступлю догматически. Раз “текстовым” признаком стиля модерн является какая-то мёртвость живого и некая живость неживого, и раз духовным признаком этого стиля . . .

08.08.2021
16:58

Хандра

    В отрочестве я мечтал быть учёным. Не знаю, почему. А теперь, стариком, мне кажется, что я предчувствовал, что только в науке можно остаться жить после своей . . .

07.08.2021
08:31

41 год без Высоцкого

    У меня была история “личных” отношений с Высоцким. Сначала я его возненавидел. Помню, это был Коля Суворов. Он принёс магнитофон из дома (он жил напротив нашего . . .

06.08.2021
08:51

Меня попросили…

    Меня попросили посчитать, сколько смыслов в такой картине. Ульянов. Пушкин с женой на придворном балу перед зеркалом. 1937. Я ответил: “Один** – как все восхищены . . .

05.08.2021
19:53

Антибиографизм. (Против Старка и его версии, что Наталья Николаевна любила Пушкина)

    Спор об “автобиографичности” поэзии Пушкина запутан и заведен в тупик поверхностным и примитивным представлением о смысле “автобиографичности” как у ее . . .

04.08.2021
20:25

Истошный оптимизм

    Мне надо, чтоб понять Северянина две вещи. Первая – пусть временно, но согласиться, что он верно себя называл футуристом (правда, с приставкой “эго”). Вторая – . . .

02.08.2021
08:19

Блок – к реальности

    Я буду разнузданным. Я перевру, может быть, смысл нескольких источников, но скажу что-то определённое. Мать Блока хотела, чтоб он женился на Ахматовой. Ей казалось, . . .

01.08.2021
20:10

Что сильнее – хаос или порядок?

    Мне нравится находить хаос и наводить в нем порядок. Куанг Хо Исходя из мысли, что вдохновение это проявление подсознательного идеала (и его в произведении . . .

31.07.2021
14:42

Разогнался, ан… Дзен

    У меня в компьютере есть файл “ogryzania". Там я пишу сложные комментарии в интернетских посиделках. И вот – разогнался из-за статьи о художнике Лукиянове.

    Лукиянов. Теплый день. Река Волга. 2017. Холст, масло.

    Написал следующее.

    А вот про ““умеют раскрываться”” у вас не получилось. Насколько блестящ стиль вашего изложения (аж, образно говоря, слюнки текут), настолько здесь он пуст. Надо б же пример дать. Хоть один. А у вас аж множественное число: “свежие впечатления”, но – общо.

    В пику я вспоминаю, как я дал пример свежих для меня впечатлений (что Хозе несчастен, а Кармен глубока). Я взял и под звучащую с пластинки “Кармен-сюиту” записал, что я чувствовал на концерте, когда впервые её слушал.

    И прочла это учащаяся института им. Гнесиных. И сказала: “Пишешь ты хорошо. Но я чувствовала, что мне навязывают. В музыке гораздо больше, чем ты написал”.

    А я её не послушал.

    В мире миллионы людей со вкусом погрубее. Такие с огромной благодарностью прочли б под музыку то, что я написал, если б знали, как это достать. Я сам помню не один случай такой благодарности.

    И сейчас я думаю, неужели я не прав касательно живописи и автора этой статьи, а прав он, давая полную свободу нашему умению почуять “свежие впечатления”?

    Мне проще подумать, что он не умеет всё же переводить именно “свежие впечатления” от Лукиянова в их отличии от “художников-конъюнктурщиков”. Умел бы – привёл бы пример оттуда и оттуда.

    А может, автор и умеет, да специально не хочет. Разбор конкретного произведения, напряжёт же внимание читателя. А зачем его напрягать? Лучше просто дать смотреть и наслаждаться. Тем более, что Дзен это поощряет. Плывущих в удовольствии перед гладящими по шерсти репродукциями больше среди переживающих “просто нравится”, чем вдумывающихся. Авторы, пишущие ещё и ради денег, с этим считаются и не заморачиваются с анализом картин. Тем более – с синтезом из этого анализа.

    Так что, кто его, данного автора, знает. Может, он и может примером подтвердить-разжевать слова, что Лукиянов “всякий раз раскрывает красоту родной природы заново”, да не хочет.

    .

    Хотел поставить этот текст в окно для комментариев. А там написано: “Автор публикации ограничил для вас доступ к комментариям”.

    Опа.

    Тогда я взял абы какую репродукцию из той статьи и стал создавать собственную.

    Стало интересно, смогу ли я увидеть во взятой картине “свежие впечатления”?

    Полезли, наоборот, плохие мысли. – Могут ли на песке расти ели? – Это ж ели нарисованы?

    Спросил поисковик: “ели на песчаном берегу Волги”. – Получил, вроде, положительный ответ.

    https://fotoload.ru/foto/277655/full/

    На картинке: Берег Волги.

    Так что: это и есть “свежие впечатления”? – Но это ж – ботаническое, а не эмоциональное, о каком речь шла у моего оппонента.

    Эмоционально свежего я что-то не ощущаю.

    Или всё же есть – вот эта нейтральность. Всё – невыдающееся. (Ну, коме реки, конечно – очень уж широка.)

    Почему-то вспомнилось, как я раз испугался, глянув на фото какого-то китайца (как на завод попало это фото, я забыл). – Совершенно невозможно было определить возраст (а я тогда это здорово умел). А страх был от представимой невозможности их отличать друг от друга. А их – миллиард (тогда был).

    Я б всё-таки с какой-то изюминкой картину выбрал бы для ублажения публики.

    Лукиянов. Домик на окраине. 2017.

    Правда, верная ли это репродукция? Радости очень много.

    С грустинкой-то потоньше настроение…

    Бельё сушится…

    И интересно: если вид сверху и за нашими спинами холм, то там родник, что ли, раз воду несут не из колодца, что обязательно во дворе?

    И я не знаю, свежее ли моё переживание…

    А что меня может картинка пронять, знаю точно. Но, прочёл вот (см. тут) своё же про гимн скромности, и вижу, что и к непрониманию можно тоже хорошо отнестись, увидев в картинах принципиальный традиционализм России, нет стыда за бедность*.

    Вот и здесь… Хоть на окнах резные наличники, ограда – из редко прибитых простых досок. Почему-то думается, что стиральной машины в доме нет: стирают редко и сушат вне избы, да и водопровода нет. А вообще-то мог бы быть в 21-м столетии. И не тени смущения – электричество подведено, хоть столбы пейзаж не украшают. То есть – большой идеализации тоже нет. Авторесса права: русская красота.

    Только у меня это выведено через посильный анализ, а у неё – в оправданной уверенности, что ей поверят без него.

    В чём она прямо не права: что Лукиянов “идёт от себя”.

    Нет! От традиции. – Это прикладное искусство, здесь призванное усиливать, - как в шуточной рекламе лекарства от несварения: “Русская еда – самая правильная!”, - русскую обыкновенность.

    То есть при выражении всех тонкостей настроений это всё же не такое тонкое искусство, как неприкладное, призванное создавать общение по сокровенному поводу.

    Скажут: но русскость – разве не сокровенное?

    Думаю, нет, когда ежедневно Россию шпыняют.

    16 июля 2021 г.

    *- Так вы за бедность?

    - Я против отсутствия странности, неожиданности, недопонятности.

    Теперь, когда Россию Запад усиленно шпыняет за традиционализм, нет ничего странного, что реакция – обратная: стоять за традиционализм. В том числе и за бедность, когда со времени крымнаш бедность пошла вразнос. Вот потому у Лукиянова такая радость при отсутствии водопровода в 21 столетии. – Естественно с некоторой точки зрения.

    Во времена железного занавеса атака молодёжной контркультуры тоже вызывала в СССР в качестве реакции традиционализм. Но в самом начале… В 50-х… Я застал… Буги-вуги… – Я так никогда и не позволил себе дрыгаться в танце.

    И тогда, в начале, ещё было неожиданностью – открыто Асадову воспеть традиционализм.

    НОЧЬ

     

    Как только разжались объятья,

    Девчонка вскочила с травы,

    Смущенно поправила платье

    И встала под сенью листвы.

    Чуть брезжил предутренний свет,

    Девчонка губу закусила,

    Потом еле слышно спросила:

    -- Ты муж мне теперь или нет?

    Весь лес в напряжении ждал,

    Застыли ромашка и мята,

    Но парень в ответ промолчал

    И только вздохнул виновато...

    Видать, не поверил сейчас

    Он чистым лучам ее глаз.

    Ну чем ей, наивной, помочь

    В такую вот горькую ночь?!

    Эх, знать бы ей, чуять душой,

    Что в гордости, может, и сила,

    Что строгость еще ни одной

    Девчонке не повредила.

    И может, все вышло не так бы,

    Случись эта ночь после свадьбы.

    1961 г.

    Но лет 5-10 спустя это из смелости стало посмешищем, пошлостью с точки зрения продвинутых. В этом не было ничего нового. А старое – скучно.

    В картине “Теплый день. Река Волга” мало что изменилось бы, напиши художник вместо двух супружеских пар с их детьми, играющими неподалёку в песке, – молодёжь, в круге играющую в волейбол. Но сколько-то от традиционности бы убыло.

    17.07.2021

30.07.2021
08:46

Куанг Хо останавливает внимание

    Я смотрел репродукцию за репродукцией, удивлялся и силился поместить этого художника в сетку из моих понятий, и ничего не получалось. Тогда наиболее удивившую . . .

29.07.2021
14:15

Не лев Леонид Леонов

    Начинаю отчёт о чтении романа “Вор” (1927) Леонида Леонова с обращения внимания на словесную закавыку: "Там, на Благуше, посреди Шитова переулка, обитал в . . .

28.07.2021
12:02

Не леполи нам паки о Нестерове речи

    Если спросить поисковик: “художник нестеров ницше”, - то кроме меня не найдётся ничего. И меня это коробит. И я подумал, не расширить ли мне перечисление тех . . .

27.07.2021
08:37

Попробую-ка себя подловить

    Я занимаюсь настолько мутным делом – толкованием произведений искусства – что меня то и дело тянет себя проверять и пробовать загонять в трудное положение. Дело . . .

26.07.2021
09:58

Думаю, это не зависть у меня

    Я считаю, что есть некое достижение, если удаётся словесно оформить смутное недовольство картинами художника. Хабирова. А пишет он ослепительно красивые вещи. И . . .

25.07.2021
08:31

Клэг из нит клуг

    Не знаю… Видал ли я импрессионистов до института в нашей глуши? Думаю, что я их впервые увидал в 1957-м, причём сразу в подлиннике, в Москве на фестивале. А книга . . .

24.07.2021
21:21

В чём сходство между художественной фотографией и живописью

    Вот фото. Оно из гуглокарты по запросу “Карадаг”. Чуть видные в контражуре дорога на переднем и Коктебель на среднем плане “говорят”. Говорят они, как . . .

23.07.2021
11:40

Хорошо недоумевать…

    Я уж полкниги прочёл “Егор Абозов” (1916) Алексея Толстого, а ничего не понимаю. Зачем он книгу писал? Всех и всё ненавидит и наслаждается своим умением показывать . . .

22.07.2021
07:20

Умер Меньшов

    А мне предстоит развенчать (в своей системе ценностей) любимый фильм его, “Любовь и голуби” (1984). Когда-то, слушая Александра Михайлова (игравшего Васю), что . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100