TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.06.2022
16:41

Горе мне: за Горюшкина приходится браться

    Вот, что он написал после поражения революции 1905 года. Горюшкин-Сорокопудов. Из культа прошлого (Из века в век). До 1908. Горюшкин-Сорокопудов. Московская слобода . . .

26.06.2022
09:20

Из письма художнику

    До меня вдруг дошло, почему вас потянуло в фэнтези. Ведь "отличие фэнтези от сказок заключается в том, что чудеса в фэнтези являются нормой описываемого мира и . . .

25.06.2022
19:56

Укр Виктор Костенко

    Хочется как-то по-своему отреагировать на заметку, которая меня заставила заплакать – “Что стало с Бабушкой с Красным флагом". Они таки стали другой нацией . . .

24.06.2022
16:16

Ну как не тосковать?!

    Я не знаю, как доказать, что художник творит нехудожественное. Наверно, я б смог это сделать, если б родился и воспитывался в какой-нибудь семье художника или . . .

22.06.2022
16:25

Я не буду смотреть фильм «Один день Ивана Денисовича»

    Почему? Потому что Панфилов переврал повесть Солженицына 1959 года. У Солженицына главный герой какой-то колхозник, наверно, почти ни за что севший и очень неплохо . . .

19.06.2022
17:23

Как рождался формализм в живописи

    Это началось с Проторенессанса. До него изображали суть – духовные перипетии из Евангелий и апокрифов. Вот, например, как выражалась суть беспорочного (в . . .

18.06.2022
18:23

Почему у меня не бывает плагиата в принципе

    Едва ли не каждая моя статья является спором с кем-то. С литературо- или искусствоведом, знаменитым или, наоборот, совершенно ничтожным, самого себя никаким ведом . . .

16.06.2022
09:25

Пролетел: об одной и той же картине по-разному написал

    И что теперь делать? Покаяться – мало. Истина-то в чём? Сперва я (см. тут) написал, что подсознательный идеал – соединение несоединимого, а через 9 лет, тут – что . . .

14.06.2022
09:39

Попробую

    Попробую проверить безумную мысль: что в “Портрете М.Н. Ермоловой” (1905) Серов не зря дал столько чёрного цвета. Серов. Портрет М. Н. Ермоловой. 1905. А ведь бо`льших . . .

12.06.2022
17:18

Ничего никому нельзя доказать

    Одной из множества дворовых кошек я кидаю кусочки колбасы из окна. Выработал у неё условный рефлекс: как я появляюсь в окне, она бежит под него, готовая кушать . . .

10.06.2022
14:29

Сломала ль Лентулова советская власть?

    Насколько непосредственно, безрассудочно лично мне противны картины Лентулова, которые я оправдываю как рождённые невольно, под влиянием вдохновения (другими . . .

09.06.2022
21:02

Полуэлемент, или Как плохо нас учат

    Однажды со мной случился такой конфуз. Я зашёл в некий институт повышения квалификации, спросил в канцелярии, есть ли у них своя библиотека, и, получив ответ, что . . .

08.06.2022
19:49

Безвкусие Ленина как мерило адекватного отношения к художнику Лентулову

    Ленин был человек оптимистичный. Этому помогала его прозорливость. Она ему открыла возможность сыграть на ужасности капитализма в России. Капитализм наиболее . . .

07.06.2022
17:40

«Трубка 15, прицел 120. Бац-бац! И … мимо»

    Читаю о советских нонконформистах. Вижу – фамилия незнакомая – Игорь Копыстянский. Открываю в интернете первое попавшееся. Копыстянский. Диптих № 7. 1988. Смотрю – . . .

06.06.2022
20:33

«Грустный вальс» Сибелиуса

    У меня и сейчас грустная жизнь. Я ничего особого не достиг в жизни. Но сейчас, в старости, хотя бы случаются микродостижения. Ими я называю случаи, если мне удаётся . . .

06.06.2022
20:31

«Грустный вальс» Сибелиуса

    У меня и сейчас грустная жизнь. Я ничего особого не достиг в жизни. Но сейчас, в старости, хотя бы случаются микродостижения. Ими я называю случаи, если мне удаётся . . .

06.06.2022
20:31

«Грустный вальс» Сибелиуса

    У меня и сейчас грустная жизнь. Я ничего особого не достиг в жизни. Но сейчас, в старости, хотя бы случаются микродостижения. Ими я называю случаи, если мне удаётся . . .

05.06.2022
19:46

Люди с тонкой кожей, которые жили и тужили

    Мещанам их не понять. Один такой говорил на днях по скайпу, наверно, или чему-то подобному из Мариуполя с Макимом Юсиным. Сказал ему: "Жил я в русскоязычном городе . . .

04.06.2022
16:54

Что-то мучительное

     

    Я, возможно, отличаюсь от большинства. Я в раннем детстве приобщился к мистическому страху, а большинство, думаю, нет. Вот и отличие.

    Мне было семь лет, когда американцы бросили атомные бомбы в Японии. Я жил тогда в крошечном городке на Украине. Бабушки пацанов (те и те выжили в войну) вспомнили про Апокалипсис. И пацаны делились религиозными сведениями в привязке к действительности. Война пацанов и бабок, видно, не очень страшно коснулась. Около нашего двора было разрушенное (одни стены стояли) здание, говорили, суда и полностью разрушенная, тоже говорили, церковь. И больше я в городе помню только ещё одно разрушенное здание. Меня же привезли из эвакуации со Средней Азии. Я войны не видел. Когда удирали от фронта в 1941, мне было только три года, и что я помню, не носило характера страха. Например, бомбёжка белгородского вокзала целой тучей самолётов мне помнится, как игра: из самолётов сыпались бомбы. Маленькие. И сами самолёты в высоте были маленькие. А атомная бомба под влиянием пацанских страшилок была чем-то космическим. И раз я в зарнице увидел Суд Божий. Золотой Бог сидел на золотом троне, окружённый золотыми ангелами… В общем, я претендую на склонность сочувствовать выражению в изобразительном искусстве негативного. Что большинству не характерно.

    А советская власть иным не нравилась. И они выражали ей своё “фэ”, когда, после смерти Сталина, это стало возможным. И теперь я, помня негативное из детства, могу естественно принять это “фэ”, тем паче, что, повзрослев, я стал стихийным левым диссидентом: считал социализм смертельно больным и пробовал своим силами – как это ни смешно – его лечить (схлопотал немилость КГБ). Беда в том, что диссидент-то я был левый и от идеала коммунизма так и не отказался, а Россию считаю органически приспособленной к коммунизму. Поэтому меня “фэ” советской власти как-то смущают.

    В общем, рассматривая нонконформистские советские произведения искусства, я подвергаюсь буквально испытанию сокровенного мироотношения. Что, считаю, является единственной специфической функцией неприкладного искусства (больше ничто не имеет такой функции, кроме личного примера в жизни). Но искусство – не жизнь. Так что единственность сохраняется. Перформанс, акционизм я искусством не считаю, так они нарушают условность искусства, необходимую для испытания. Они воздействуют непосредственно и принуждающее, как жизнь. И это уже не испытание. И тут – ясно.

    Неясно другое. Как отличить идеологическое искусство (прикладное, ибо усиливает в общем-то знаемую идею, например, тоталитаризм, догматизм советскости) от неприкладного, выражающее ЧТО-ТО, словами невыразимое – подсознательный идеал автора (который может быть тоже антисоветским – индивидуализм, ценность персоны).

    Вот, например, такая вещь.

    Орлов Б. Имперский тотем. 1989.

    "Фэ” тут выражено геометризмом, сухостью.

    Подозреваю, что ВО…ОВ – это Великая Отечественная война*. А для меня она – святое. А так же – мнение, что россияне – народ-герой, если одним словом. Свойство менталитета. Военная операция на Украине теперь лишнее тому доказательство.

    Простить выражение “фэ” этому я могу только в одном случае – если художник был не волен высказаться иначе. Если ему идеал сверхценности индивидуума (в пику государству) сознанию его не дан, ибо он – подсознательный.

    Но. Разве мог быть такой идеал быть подсознательным в 1989 году? – Да ни в жисть!

    А в то же время есть явная недопонятность в выражении и антимилитаристского “фэ”.

    Нет, пятиконечная звезда и красный цвет явно указывают на СССР. А крестообразность – на Россию: православие к 1989 году стало поднимать голову.

    "В 1989 г. в с. Приволжское Ивановской области местное руководство пыталось разрушить церковь, поврежденную молнией. Местные жители взяли храм под охрану и сумели отстоять его…

    В 1985 г. был арестован и провел год в заключении архимандрит Иосиф (Софронов) из с. Внуто Новгородской области. Одним из поводов для обвинения старца стало посещение его иностранцами. Однако поднятый на Западе шум, а также изменившаяся государственная политика помогли освобождению о. Иосифа. Получили свободу и другие страдальцы за веру…

    В 1987 г. стало понемногу увеличиваться число храмов. В тот год Православной Церкви были переданы Оптина пустынь и Толгский монастырь, где начала возрождаться монашеская жизнь.

    В преддверии празднования Тысячелетия Крещения Руси проходили международные конференции, посвященные проблемам церковной истории, богословия и литургики…

    В апреле 1988 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС охарактеризовал гонения на религию как ошибку и сообщил о разработке нового закона о свободе совести. В мае 1988 г. Оружейная палата Кремля передала Церкви святыни, хранившиеся в музеях. Тогда же Церковь получила часть помещений Киево-Печерской лавры. Еще одним заметным событием стала передача Церкви мощей святителя Феодосия Черниговского и преподобного Феодосия Тотемского. Утратил свои права и председатель Совета по делам религий. В июне 1989 г. на место М. Харчева был назначен Ю.Н.Христораднов, который уже не имел возможности существенно влиять на церковную жизнь” (https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/lektsii-po-istorii-russkoj-tserkvi-1917-2008/15).

    И т.д. Что не могло нравиться либералу, желавшему свободы не только от государства, но и от церкви, не только от господствующей идеи, но и от авторитетной веры.

    И всё же “фэ” выражено как-то очень не прямо. Едва ли не недопонятно. Что меня настораживает: не является ли эта недопонятность следом подсознательного идеала. Здесь – против всего централизованного.

    Влияет, конечно, моя драка за признание самого факта существования в природе подсознательного идеала автора. Вдруг этот Орлов какой-то художник-отшельник и ничего не знал о положении в стране, которой оставалось жить 2 года.

    В общем, я мучаюсь.

    Но нет, никакой Орлов не отшельник. Он родился в Химках. В 16 лет познакомился с самим Приговым. Окончил Строгановское училище. И т.д. В самой гуще идейных событий. В 1989 году Орлов уехал в США. Я ему отказываю в подсознательности идеала в 1989 году.

    Но помучаться пришлось.

    16 апреля 2022 г.

    *- Вы приплели сюда Великую Отечественную. Не подразумевал такого скульптор.

    Буквы эти — часть молитвы. Вот, процитирую для Вас: "Здесь “транспаранты” оборачиваются молитвой “Во веки веков”, но в повторяющихся обрывках читается “оков”. По вертикалям сбоку клише из речей советских чиновников взывает: “Пусть крепнет!” Читая сквозь строки, мы можем уловить воистину имперский дух: “Пусть крепнут оковы” (https://vladey.net/ru/artwork/4307).

    - Обойду молчанием слова автора статьи-поянения, которые в репродукции не видны, хоть они подтверждают моё “фэ” Орлова по отношению к советскости. Среагирую только на то, что в послевоенной советскости составляло главную духовную ценность – победу в ВОВ. Православие не сравнится с этой ценностью. И есть подозрение, что автор статьи-пояснения просто натянул слова молитвы “во веки веков” ради другой натяжки: что "в повторяющихся обрывках читается “оков””.

    Натяжку можно подтвердить проверкой, помещаются ли 7 букв и 2 пробела между ВО и ОВ.

    Не помещается. Хоть проверочные буквы чуть меньше, чем в репродукции вещи.

    16.04.2022.

03.06.2022
23:09

Ох, уж эти мне дзеновские искюсствоведы

    Перепишу, благо, она короткая, всю статью автора канала "Анализ красоты” к такой вот картине. Пименов. Новый год. 1949. "Юрий Пименов в работе “Новый год” . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100