TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 

ОБОЗРЕНИЕ
Владимира Берязева


23.06.2005
06:31

СЫН СИЗИФА

    Владимир БЕРЯЗЕВ СЫН СИЗИФА о поэзии Анатолия Соколова Читателю РП вряд ли известно, что происходило в Сибири, и вообще, существовала ли поэзия за пределами . . .

23.06.2005
06:28

СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКИЕ ШТАТЫ И ПУШКИН

    СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКИЕ ШТАТЫ И ПУШКИН

    Во времена Пушкина и страны-то этой по большому счёту ещё не было.

    Медленно шло освоение Дикого Запада. Писали романы о нравах индейцев, о приключениях и подвигах Фенимор Купер и Шатобриан. Процветала работорговля, из Африки в Америку ходили в челночном режиме десятки тюремных парусников с трюмами, полными чернокожих невольников; удобства этих кораблей мало отличались от будущих концлагерей и газовых камер фашизма, а уж знаменитый "столыпинский" вагон эпохи ГУЛАГа был по сравнению с этими плавучими душегубками просто верхом комфорта.

    Перенаселённая Европа тоже непрерывными порциями выталкивала на новый континент пассионариев всех мастей: авантюристов, революционеров, криминальный сброд, сектантов и, конечно, тех, кто стал основой строящейся страны: в порты Вест-Индии прибывали и прибывали "унесённые ветром" Атлантики мечтатели о собственном клочке земли, будущие частные владельцы, труженики, готовые на любые испытания, ради своего права быть хозяином.

    Пушкин не очень-то интересовался Америкой. Британия, родина Байрона и Шекспира, Италия с историческими камнями и свободной стихией гомеровских морей, даже Испания, даже Египет, не говоря уже о столь близкой Франции, интересовали его непрестанно, на протяжении всей жизни. Об Америке ему рассказывал один из Толстых, по прозванию Американец, герой комедии "Горе от ума", путешествовавший за океан. Кроме того, какая-то информация поступала из тогдашних газет и других изданий. Творчества Пушкина коснулась, видимо, только одна небольшая книга из тогдашней Америки, она вышла в Нью-Йорке под названием "Записки Джона Тернера". Вот как Александр Сергеевич характеризует и сам текст, и свой интерес к этим "Запискам".

    Эти "Записки" драгоценны во всех отношениях. Они самый полный и, вероятно, последний документ бытия народа, коего скоро не останется и следов. Летописи племён безграмотных, они разливают истинный свет на то, что некоторые философы называют естественным состоянием человека; показания простодушные и бесстрастные, они наконец будут свидетельствовать перед светом о средствах, которые Американские Штаты употребили в XIX столетии к распространению своего владычества и христианской цивилизации. Достоверность сих "Записок" не подлежит никакому сомнению. Джон Тернер ещё жив...

    Далее Пушкин подробно пересказывает содержание воспоминаний Джона, прожившего большую половину жизни среди индейских племён и покинувшего дикое состояние лишь ради отцовского наследства (кровь европейца и тяга к собственности всё же перебили мальчишеское воспитание и привычку к девственному существованию в природе). Но поражает не то, с каким неподражаемым изяществом Пушкин пишет целое обозрение этой, в сущности, пустяковой книжицы, как он этим самым обозрением повышает ей цену, превращая повод в замечательное литературное и этнографическое событие. У собственно обозрения есть ещё и преамбула, краткая характеристика Америки, только что народившейся страны, у которой прошлого нет вообще, а будущее в те времена мог вот так походя предсказать только Пушкин, предсказать, пользуясь лишь информацией газет, сомнительными приключенческими романами, воспоминаниями полудикого чингачгука-Джона и единственным серьёзным источником, на который он здесь же ссылается - книгой Токвиля "О демократии в Америке".

    С величайшим удовольствием и гордостью за страну, породившую Пушкина, предлагаю прочесть эту преамбулу. Ведь ни одной буквой не ошибся!

    С некоторых пор Северо-Американские Штаты обращают на себя в Европе внимание людей наиболее мыслящих. Не политические происшествия тому виною: Америка спокойно совершает своё поприще, доныне безопасная и цветущая, сильная миром, упроченным ей географическим её положением, гордая своими учреждениями. Но несколько глубоких умов в недавнее время занялись исследованием нравов и постановлений американских, и их наблюдения возбудили снова вопросы, которые полагали давно уже решёнными. Уважение к сему новому народу и к его уложению, плоду новейшего просвещения, сильно поколебалось.С изумлением увидели демократию в её отвратительном цинизме, в её жестоких предрассудках, в её нестерпимом тиранстве. Всё благородное, бескорыстное, всё возвышающее душу человеческую, подавленное неумолимым эгоизмом и страстию к довольству (comfort); большинство, нагло притесняющее общество; рабство негров посреди образованности и свободы; родословные гонения в народе, не имеющем дворянства; со стороны избирателей алчность и зависть; со стороны управляющих робость и подобострастие; талант, из уважения к равенству, принуждённый к добровольному остракизму; богач, надевающий оборванный кафтан, дабы на улице не оскорбить надменной нищеты, им втайне презираемой: такова картина Американских Штатов, недавно выставленная перед нами. Отношения Штатов к индийским племенам, древним владельцам земли, ныне заселённой европейскими выходцами, подвергались также строгому разбору новых наблюдателей. Явная несправедливость, ябеда и бесчеловечие Американского Конгресса осуждены с негодованием; так или иначе, через меч и огонь, или от рома и ябеды, или средствами более нравственными, но дикость должна исчезнуть при приближении цивилизации. Таков неизбежный закон. Остатки древних обитателей Америки скоро совершенно истребятся; и пространные степи, необозримые реки, на которых сетьми и стрелами добывали они себе пищу, обратятся в обработанные поля, усеянные деревнями, и в торговые гавани, где задымятся пироскафы и разовьётся флаг американский.

    Обратите внимание, "задымятся пироскафы". Это было написано ещё тогда, когда паровые машины только становились обыденным делом, а слово "пароход" ещё не вошло в язык; ещё почти полвека до драматурга Островского с его "Бесприданницей" и целых полтора до очаровательного мерзавца Паратова в исполнении Никиты Михалкова в фильме "Жестокий романс". Пароход "Ласточка" в этой киноленте становится в ряду главных героев в качестве символа того самого комфорта, престижа, прогресса - столь милых любому настоящему американцу. Однако Пушкин, словно угадывая грандиозное значение машины в жизни нового этноса, ставит её, машину, в качестве ключевого образа, как бы раз и навсегда определяя манеру и основной принцип действия Штатов: "задымятся пироскафы (огненные лодки - В.Б.) и взовьётся флаг американский". Тысячи раз после написания этих слов повторялся таковой образ действия янки по лицу всей планеты, у разных, разных берегов с одной единственной декларированной целью - поддержать и защитить демократию

    . Попробуем же проследить мысль Пушкина касательно гордой своими учреждениями Америки в свете событий последнего времени, т.е. самого окончания ХХ столетия. Будем продвигаться шажками - от цитаты к цитате.

    С изумлением увидели демократию в её отвратительном цинизме..

    . Какой самоуверенностью и чванством надо обладать, чтобы ни на минуту не сомневаться в превосходстве устройства своих государственных учреждений над таковым всех прочих стран, и на этом основании (на основании собственного заблуждения) заставлять все разномастные народы напяливать на себя звёздно-полосатые, чаще всего уродливо смотрящиеся на принуждаемом этносе, ОДЕЯНИЯ. Да, цинизм демократии поистине отвратителен по причине её величайшего лицемерия, идеология, провозгласившая правдивость и свободу информации в качестве священной коровы, образчиками такой информации зачастую считает репортаж с места катастрофы, когда у человека, задавленного до полусмерти фермой башенного крана, кореспондентша с милой улыбкой интересуется: "Как это случилось и что вы сейчас испытываете?". А пространные интервью с серийными убийцами, насильниками, извращенцами? А подробные разговоры в эфире про самые сокровенные, интимные подробности личной жизни человека, про уродства, пороки и мерзости, которые в пушкинскую ещё эпоху во всех без исключения обществах принято было хранить на самом дне души? А сейчас под шуточки ведущих об этом чуть ли не с гордостью рассказывают, как бы приучая к мысли, что в этом суть ничего страшного нет. Не величайший ли цинизм - наказывать санкциями и голодом целый народ только за то, что у этого народа, как считают в Америке, случился нерадивый и неуравновешенный правитель. Не цинизм ли, граничащий с преступлением, не давать на протяжении семи лет ни мирным жителям, ни детям этой страны необходимых медикаментов и продовольствия и, более того, бомбить! Бомбить их города по любому случайному поводу и с вожделением (по праву свободы информации) наблюдать у миллионов телеэкранов, как целые кварталы разносят в клочья крылатые ракеты.

    Пушкин в стихотворении "Герой" раз и навсегда выразил отношение к подобного рода психологии правды большинства, когда большинство это состоит из ничтожеств:

    Да будет проклят правды свет,

    Когда посредственности хладной,

    Завистливой, к соблазну жадной,

    Он угождает праздно! - Нет!

    Тьмы низких истин мне дороже

    Нас возвышающий обман...

    Оставь герою сердце! Что же

    Он будет без него! Тиран...

    Демократия, как тип архаического первобытного государственного устройства вся построена на различных запретах-табу, ограничениях и противовесах. Несмотря на миф о свободе, человек, как духовная личность, в рамках демократии не имеет полноценной свободы выбора и, путаясь, увязает, словно в паутине,

    в её жестоких предрассудках,

    в её нетерпимом тиранстве...

    Основополагающий предрассудок Америки - Успех. "Кто не успел, тот опоздал" - пословица словно бы для Штатов придуманная. Успеть, добраться, доскрестись, занять положение, войти в обойму - в этом цель, стимул и, что ужаснее всего, смысл существования. Степень успеха диктует прочие предрассудки: ты достиг такого-то уровня доходов и такой-то ступеньки в карьере, значит должен носить обувь фирмы N за столько-то долларов, оправу для очков фирмы L, костюм не дешевле, чем из магазина M, а автомобиль не хуже, чем у соседа по офису. Надо иметь жильё в определённом районе. Надо обязательно смотреть те передачи, которые смотрят твои товарищи и знакомые. Ни в коем случае не следует совершать необдуманных, странных для твоего окружения поступков, которые могут скомпрометировать не только тебя, но и твоих близких, твою фирму, твой преуспевающий клан. Хотя лучше подходит слово "клон" - клонирование сознания есть непременное следствие идеологии Успеха.

    Другой, не менее самовластный предрассудок Запада - личная свобода и, как следствие, права человека. Ты волен жить где хочешь, говорить что хочешь, покупать что хочешь и т.д., т.е. поступать по собственному произволу, ограниченному лишь уголовным законом. К чему приводит личная свобода понятно - к столкновению с личной свободой другого человека, к глобальному конфликту личных свобод, к буйству гордыни и нетерпимости. Поэтому Пушкин и говорит о нетерпимом тиранстве демократии, которая может сдерживать разрушительный натиск индивидуальных свобод лишь жестокой тиранией Закона. Налоговая, полицейская, сыскная, фискальная, цэрэушная системы Соединённых Штатов тому неопровержимое подтверждение. Между тем, подлинная свобода, свобода не личности, но - души, состоит в способности души ограничить себя в потребностях и страстях человеческих, свобода - в самоограничении, нужно убрать лишнее для того, чтобы увидеть свет творчества.

    Не для житейского волненья,

    Не для корысти, не для битв,

    Мы рождены для вдохновенья,

    Для звуков сладких и молитв.

    Вдохновенное, молитвенное состояние невозможно, когда всё бытие нацелено на достижение земного результата. "Нестерпимое тиранство" американской демократии проявляется не только во вне, на народы и страны, живущие по меркам США неправильно, и которые за это надобно бомбить или подвергать различным санкциям. Внутри страны происходят сходные процессы, русскую эмигрантку трижды увольняли с преподавательской работы за то, что она понаивности высказывала искреннее удивление: почему чёрных и цветных берут на учёбу и работу согласно квотам, а не в соответствии с талантами, знаниями и рвением, второй раз она возмутилась действиями сектантов на территории школы, а третий - в беседе с коллегами-преподавателями заявила, что из мужчин надо воспитывать мужчин, а в девочках надо поддерживать женственное начало и что пропаганда и защита гомосексуализма ей не понятны.

    У всех равные права.

    Поэтому ради защиты прав меньшинства (меньшинств) должно поступиться своими интересами, равенство требует подчинения большинства меньшинству. Но это не подчинение охлоса аристократии, не следование авторитету и власти знающих и лучших (аристократия - власть лучших), напротив, это подчинение лучших - падшим. Одно дело призывать милость к падшим, и совсем другое - оправдывать их падение физиологией, свободой выбора, семейными обстоятельствами и пр. Это путь создания чудовищ.

    ...большинство, нагло притесняющее общество;

    Под обществом Пушкин понимал благородное сословие, на тот момент сумевшее сконцентрировать в себе духовное богатство, талант и знания. Но если учесть, что Козьму Минина и Михайлу Ломоносова Пушкин ставил выше всего русского дворянства, можно понять - ЧТО Пушкин понимал под благородством.

    ...рабство негров посреди образованности и свободы;

    В конце XIX века рабство в США было полностью ликвидировано, с расизмом окончательно покончили только в 70-х годах ХХ столетия, однако родовые пороки не исчезают бесследно, уже нарождается белый расизм, но самое главное - рабство и унизительная зависимость переместились из южных плантаций за пределы Соединённых Штатов. На 280 млн граждан США работают или платят дань в виде процентов по кредитам около 3 млрд нищего полуголодного населения трёх других континентов. Вот только тяга к образованности в Америке пошла на спад, комфорт не располагает к трудам и постижению знаний, лучшие мозги бессовестно покупаются Америкой уже на протяжении полувека.

    ...родословные гонения в народе, не имеющем дворянства;

    Это в прошлом. Те из тщеславных янки, кто очень сильно желал, давно уже купили себе графские и княжеские титулы. Но подлинного уважения к Роду здесь так и не возникло.

    ...со стороны избирателей алчность и зависть; со стороны управляющих робость и подобострастие;

    Что лучше - самодурство русских правителей или заискивание перед избирателями демократической администрации? Своя рубашка ближе к телу, одно могу сказать - под государевым оком наши чиновники лучше справлялись со своими обязанностями, чем в условиях войны компроматов, скандальных публикаций и опасения, что тебя завтра переизберут. Выборы у нас стоят очень дорого, а эффект от них вряд ли покрывает расходы. В режиме выживания демократия есть насмешка над демосом, народу не до управления государством, в нём срабатывает инстинкт самосохранения, он спасается.

    А алчностью и завистью привыкли подпитывать избирателей стаи бродячих журналистов - эти койоты свободной информации.

    ...талант, из уважения к равенству, принуждённый к добровольному остракизму;

    Следует признать, что за двести лет страна Америка произвела на свет не очень-то много гениев. Возможно, и здесь Пушкин указал главную причину - почему это произошло. Из всех видов искусств настоящее и невиданное доселе развитие получил здесь самый демократический, самый массовый вид - кинематограф. Да, в Голливуде периодически рождаются гениальные ленты, частью они снимаются европейцами, частью произрастают на собственной почве, например, такой фильм как "Мертвец", созданный на основе традиционного индейского восприятия жизни и смерти. Однако основную массу производимой здесь продукции можно смело называть товаром, духовной жвачкой второго и третьего сорта, конвейером ширпотреба. Фабрика грёз из уважения к равенству печёт по преимуществу лишь то, что нравится всем, здесь нет и не может быть пушкинского отношения между поэтом и толпой, между художником и чернью:

    Подите прочь! Какое дело

    Поэту мирному до вас!

    В разврате каменейте смело,

    Не оживит вас лиры глас!

    Душе противны вы, как гробы.

    Для вашей глупости и злобы

    Имели вы до сей поры

    Бичи, темницы, топоры -

    Довольно с вас, рабов безумных!

    Во градах ваших улиц шумных

    Сметают сор, - полезный труд! -

    Но позабыв своё служенье,

    Алтарь и жертвоприношенье,

    Жрецы ль у вас метлу берут?

    ...богач, надевающий оборванный кафтан, дабы на улице не оскорбить надменной нищеты, им самим презираемой;

    Угаданная Пушкиным тенденция обернулась не самым плохим изобретением - в Штатах была придумана самая демократическая одежда: джинсы, десятки видов, миллионы и миллионы штанов и курток. Телогрейка России, полувоенный френч Китая и американские джинсы в первую голову стали одним из главных символов ХХ столетия. Ах, как бы было хорошо, если бы западная демократия брала в плен лишь наши задницы, а не мозги, не души!

    * * *

    Одно утешает - всё уже было.

    Мода на англичан при Иване Грозном.

    Поляки и литовцы в смутной Москве.

    Немцы при Петре Первом.

    Французы от Екатерины Второй до времён Толстого и Тургенева.

    И Америка, новый гегемон, суперсила, пуп Вселенной - тоже, тоже уже почти в прошлом...

    И лишь мы в будущем.

    В будущем, в будущем, которое всё никак, никак не может сбыться...

    Владимр Берязев

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
265302  2005-06-23 07:07:17
Дворцов
- НИЧЕГО ПОДОБНОГО! Это не у меня в обозрении, а у Берязева!

265307  2005-06-24 12:18:41
ВМ /avtori/lipunov.html
- Приветствуем нового обозоревателя "Русского переплета".

265312  2005-06-27 07:06:07
Аргоша
- 265307 = ВМ = 2005-06-24 12:18:41
Приветствуем нового обозоревателя "Русского переплета".

Обозреватель может и новый, только текст какой-то подержанный. Тысячу и один раз тиражированный. Да еще пополам с откровенными враками. Разве что привязка к Пушкину потянет на "новость"(?)
Сомневаюсь, однако...

266208  2005-11-13 18:26:49
Geniy f
- Бред какой - то.

1

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100