TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.12.2020
10:14

Люблю я макароны, а моя невеста их не любит… Люблю я углубляться, а не мои читатели не любят…

    А ещё не любят не мои читатели отправляться по ссылкам на мои статьи, - ссылки, которые я люблю делать, не любя повторяться и строя, в итоге, карточный домик . . .

22.12.2020
22:09

Как Маяковский себя клял

    Я понимаю, что область искусствоведения пограничье между наукой и искусством, а раз искусство близко, то нечего хотеть логичного изложения мыслей. И всё же я – . . .

21.12.2020
14:08

Большинство не манит глубина

    Автобиографическое начало этой статьи не должно обманывать, она о том, как глубок был Пушкин даже в юности. А автобиографическое – просто введение в то, как манит . . .

20.12.2020
18:57

Маяковский против Ленина и...

    Маяковский был всё время по какому-нибудь поводу против советской власти. В поэме “150000000” (1919 – 1920): "Маяковский, исповедовавший анархистские взгляды, . . .

19.12.2020
14:10

Близко к святотатству, но логика требует

    Для веселия планета наша мало оборудована. Маяковский. Потому так творил Нестеров, почему Маяковский в эпиграфе, мною выбранном, написал. На такое . . .

17.12.2020
20:54

Тревожность

    Я понимаю Боголюбова (фильм “Мелодия на два голоса” – 1980). Зачем такое тревожное небо? – Затем, что надо дразнить зрителя. Речь же о молодых. А у тех – будущее. А . . .

16.12.2020
12:31

Ревелиоти больше, чем Айвазовский

    Я как чувствовал… Reveli с итальянского – это веселиться. Уж и не помню, сколько десятилетий, как я стал не переносить смехачей на эстраде. Как стал этот кошмар . . .

15.12.2020
13:41

Непритязательность и Первый Концерт Чайковского для фортепиано с оркестром

    Я остался без отца в войну, хоть он был белобилетчик из-за порока сердца. Он умер от тифа, не отказавшись от командировки в заразный район. И только тогда, как по мне, . . .

14.12.2020
15:59

Невежество как инструмент проверки художественного смысла

    Уважаемый читатель! Я являюсь самодеятельным искусствоведом. У меня нет официального искусствоведческого образования. Только самообразование, . . .

12.12.2020
20:15

И всё-таки она вертится!

    Мне случалось начинать писать статью о художнике, совершенно не представляя, что я могу толкового сказать о нём, о конкретной его работе. В худшем случае статья не . . .

08.12.2020
17:27

Муки толкователя живописи

    Я не обычный толкователь живописи, а обременённый с миру по нитке собранными теориями. Самое страшное – они друг с другом сопряжены. И каждую очередную картину . . .

06.12.2020
21:35

Во славу застоя, так называемого

    Через 40 лет после выхода фильма Боголюбова и Полока “Мелодия на два голоса” (1980), показанного на днях по ТВ, становится ясно, что он отвечал социальному заказу власти в СССР, решившей притормозить прогресс. (Благодаря Фурсову я на днях узнал, что был свёрнут курс на внедрение Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации, при которой управление хозяйством перешло бы от партократии к технарям. При этом была возможность "обогнать США в области разработки и использования вычислительной техники, не догоняя их” (Википедия). Курс был взят не на победу над капитализмом, а на конвергенцию с ним. Что всё вместе обеспечило материально-технически предательство коммунизма и развал СССР.)

    Всего этого режиссёры не знали, но чуяли. И, получается, выполнили социальный заказ по успокоению народа. Чтоб не порывался КУДА-ТО из жизни, не ведущей к коммунизму. – Социалистический реализм в худшем смысле этого слова. Ибо лучший смысл декларировался не так. Лучшему социалистическому реализму вменялось чуять, - в отличие от просто реализма, - не просто новое в социуме, а прогрессивно новое. Ну а отказ от курса на коммунизм прогрессом не был. Следовательно, можно подозревать фильм в простом реализме. Если несгибаемый Хуциев в “Июльском дожде” (1966) тоже почувствовал поворот к регрессу, но почувствовал траурно, - что выводило его из реализма в маньеризм, если несгибаемый Хейфиц в “Единственной” (1975) дрался из последних сил против регресса, - что выводило его тоже из реализма в идеостиль типа трагического героизма, - то прогнувшиеся Боголюбов и Полока с ними поспорили.

    Вопрос только: от ума или подсознательно они это сделали?

    Для решения привлеку собственное понимание коммунизма (в расчёте, что я не одинок в своём мнении).

    Там работать станут роботы, а людям для полноты жизни останется жить преимущественно в искусстве, в самом глубоком – в неприкладном, которое, - в отличие от прикладного (о знаемом), - выражает подсознательный идеал автора (то есть – об автором незнаемом). Воспринимается неприкладное тоже не сознаниями, а подсознаниями восприемников. Причём они все будут миниискусствоведы, и потому смогут из своего подсознания в сознание художественный смысл перевести. Непередаваемая тонкость переживания сотворчества.

    По фильму похожее будущее подаётся как утопия. – Сокурсник, красавец, в студенческой столовой хочет произвести впечатление на красавицу Алёну:

    "- На Востоке могут передавать настроение узором из ниток. И что любопытно, тамошние мастера работают над орнаментом, скажем, на ковре, годами. И всё это время каким-то усилием ума и чувств удерживают то настроение, которое должны передать”.

    А Алёна ест и слушает в вполуха, потому что следит за временем: ей назначил свидание не меньший красавец, слесарь. Вот он таки произвёл на неё впечатление,

    представ мексиканским бандитом в сомбреро и с пистолетом.

    Нет, она в сомнении, ей не о чём говорить с Кириллом. Они даже ссорятся и расходятся. Но поздно. Какая-то магия любви их успела связать, и им плохо друг без друга. И он ей звонит, и они мирятся. И он к ней приедет, и звучит припев песни:

     

    И могу я глядеть на тебя без конца.

    Нет роднее души, нет любимей лица.

    Только ты для меня, только я для тебя,

    И невозможно жить, не любя!

    И фильм кончается.

    Всё – просто.

    И я повторяю вопрос: есть в фильме что-то, что есть след подсознательного идеала этой простоты любви? Странность какая-то есть?

    Есть заразительное настроение нарастания влюблённости. Это не то. Есть эпизоды, проявляющие лучшие качества Кирилла (он отбивает нападение хулиганов на Алёну, и он сворачивает в стену, чтоб не задавить своей только что купленной легковушкой двух пацанов, наконец, он каким-то чудесным образом чует – находясь в грустном одиночестве после многодневной размолвки на верхней палубе речного трамвайчика, выплывающего из-под моста – что на мосту среди кучки студентов стоит и смотрит вниз Алёна, и они встречаются взглядами). – Всё это белыми нитками замысла шито. И чисто эффектом заражения объясняется, что я как загипнотизированный смотрел это кино.

    Но само появление замысла?..

    "К сфере сверхсознания относятся первоначальные этапы всякого творчества…” (Симонов. О двух разновидностях неосознаваемого, под- и сверх- сознании. http://www.isra-trainings.com/articles/holo/consciousness.html).

    Я когда-то не среагировал на это кино. Почему? Потому что сам был уже десятый год как женат, браком по типу “как у всех”: мы идеально подходили друг к другу и уже не тревожило, что она меня, собственно, никогда не любила, а у меня любовь уже прошла, но я ни сном ни духом не желал что-то менять. Мне только и запомнилось, что сцена, как Кирилл предлагает любившей его продавщице Зине пойти и подать заявление в загс, чтоб родить в законе детей и прожить вместе до конца жизни; и они так и поступают; и, выйдя из загса, он предлагает разойтись по домам – в смысле жить-то вместе они по закону теперь будут только после свадьбы (а не до, как было в начале фильма). И она вернулась в загс и забрала заявление.

    “Нельзя вступать в брак без взаимной любви”, - как бы говорят авторы, зная, получается, что без взаимной любви фильм не кончится. Она есть на свете, взаимная, вопреки тоске какой-то, разлитой в обществе без социальной перспективы и потому всё невзаимные любови в фильмах пользующем. Фильм-протест?

    То есть – ничего совсем уж неожиданного. То есть – закономерная реакция на маньеризм Хуциева (на сверхбудущее, благое для всех) и трагический героизм Хейфица (вот-вот и победа). Да. Ещё на лживое барокко “Странной женщины” (1976) Габриловича и Райзмана (можно, мол, в любви и без трагедий).

    “В любви запросто без плохого конца, - как бы говорят Боголюбов и Полока, - часто автоматически люди становятся взаимно любящими”. Барокко, соединение несоединимого (интеллигентка и рабочий). Естественное соединение. А не лживое.

    Я сам знал одну такую пару. Мы все вокруг удивлялись, а те и в ус не дули.

    Могло это быть и неожиданностью в кино, как след подсознательного идеала барокко.

    Или, строго говоря, я не могу всё же решить?

    1 ноября 2020 г.

05.12.2020
23:49

В начале ХХ века были неоклассицисты! (В порядке самообразования)

    Так их назвали, по крайней мере. Яковлев. Портрет Р. Монтенегро. 1915. Фрагмент. Холст, темпера, графитный карандаш, гуашь. Графитные карандаши бывают разных цветов . . .

04.12.2020
20:27

Про забытого Бориса Григорьева

    Большевики в 1930-е годы написали об удравшем в эмиграцию Григорьеве: "Попробовав… изобразить “Расею”, он дал ее в искажении садистической, звериной гримасы”” . . .

03.12.2020
21:28

А диссиденты жили и тужили…

    Один сюжет и пять слов из полвека назад читанных газет мне вспомнились при взгляде на, пишут, самый лучший пейзаж в парижском издании Лапина “Сокровища русской . . .

02.12.2020
15:27

Жуть: пишу статью по заданию

    Язвительный человек мне предложил: “Померьте, пожалуйста, две духовности: “Стул ван Гога и Автопортрет Шилова”!” Я было отказался, дескать, наитие должно найти, . . .

01.12.2020
13:28

Возражения коллеге «Ника и музеи» из Яндекс-зена

    Её слова я буду писать курсивом, а свои прямым шрифтом. "…он [Сезанн] стремился к фундаментальности и исследованию формы”. Но является ли фундаментальностью и . . .

29.11.2020
19:07

Картина Крамского «Русалки», мистика и оболванивание россиян

    Крамской был из передвижников. А те прославились плачем о несчастном народе, освобождённом от крепостничества без земли. То есть это было прикладное искусство . . .

28.11.2020
14:31

Если б директором Третьяковской галереи был я…

    Вспомнилось, как я писал первую статью. Именно статью, потому что до того я годами понемногу писал книгу. Книгу я намеревался попробовать издать и потому . . .

27.11.2020
23:34

Против трёпа

    Наткнулся на такие слова: "Владимир Вейсберг [1924 – 1985] – художник традиции, его творчество связано строгими правилами классической живописи, его единственной . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100