TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.06.2021
11:48

Медленным шагом, ровным зигзагом…

    Я надеюсь, что очень маленькими “шагами” с верного течения мысли можно не сбиться…

    Вот революция в России победила, гражданская война ещё не началась. Начало 1918 года. Чем опять недоволен Маяковский? (Раньше – тем, что революция не наступает.)

    "С удивлением смотрю я, как с подмостков взятых театров звучат "Аиды" и "Травиаты" со всякими испанцами и графами, как в стихах, приемлемых вами, те же розы барских оранжерей, и как разгораются глаза ваши перед картинками, изображающими великолепие прошлого.

    Или, когда улягутся вздыбленные революцией стихии, вы будете в праздники с цепочками на жилетах выходить на площадки перед вашими районными советами и чинно играть в крикет?” (Открытое письмо рабочим. 15 марта 1918. http://mayakovskiy.lit-info.ru/mayakovskiy/articles/otkrytoe-pismo-rabochim.htm).

    - Чего я рою землю?

    - Я хочу понять совершенно ужасное по словам стихотворение Маяковского конца 1918 года.

    РАДОВАТЬСЯ РАНО

     

    Будущее ищем.

    Исходили вёрсты торцов.

    А сами

    расселились кладби`щем,

    придавлены плитами дворцов.

    Белогвардейца найдете — и к стенке.

    А Рафаэля забыли?

    Забыли Растрелли вы?

    Время

    пулям

    по стенке музеев тенькать.

    Стодюймовками глоток старье расстреливай!

    Сеете смерть во вражьем стане.

    Не попадись, капитала наймиты.

    А царь Александр на площади Восстаний

    стоит?

    Туда динамиты?

    Выстроили пушки по опушке,

    глухи к белогвардейской ласке.

    А почему

    не атакован Пушкин?

    А прочие

    генералы классики?

    Старье охраняем искусства именем.

    Или

    зуб революций ступился о короны?

    Скорее!

    Дым развейте над Зимним —

    фабрики макаронной!

    Попалили денек-другой из ружей

    и думаем — старому нос утрем.

    Это что!

    Пиджак сменить сиаружи —

    мало, товарищи!

    Выворачивайтесь нутром!

    [1918]

    Интересно, что процитированные слова я впервые прочёл в работе Филатчева, посвящённой развенчанию Маяковского всюду, где он, Филатчев, только может.

    Он самортизировал непонятностью для рабочих таких слов “Открытого письма”:

    "Только взрыв Революции Духа очистит нас от ветоши старого искусства.

    Да хранит вас разум от физического насилия над остатками художественной старины. Отдайте их в школы и университеты для изучения географии, быта и истории, но с негодованием оттолкните того, кто эти окаменелости будет подносить вам вместо хлеба живой красоты.

    Революция содержания — социализм-анархизм — немыслима без революции формы — футуризма” (Там же).

    То есть Маяковский уже в начале 1918 года понял (а к концу 1918 года вовсю уже горела гражданская война, и с независимостью советов было покончено централизацией власти), что страна пойдёт не путём настоящего социализма (ежедневного увеличения самодеятельности за счёт потакающего государства вплоть до исчезновения этого государства, то есть вплоть до наступления коммунизма с властью – анархией {без центральной власти}).

    Как мыслимо воевать, имея анархическое устройство власти, я не понимаю. Или понимаю. Как это представлял Андрей Платонов. У него в “Чевенгуре” есть сцена, как в отбитом у богатых слобожан городе в читальне сидят красноармейцы и читают, не обращая внимания, что кто-то из слобожан может подкрасться из пригорода и стрельнуть через окно в голову читающего красноармейца.

    Нехорошую тенденцию в общественной жизни Маяковский почувствовал и забил тревогу. И был прав. Через 70 лет общество, идя по неанархистскому, скажем так, пути, почти полностью переродилось и стало готово для реставрации капитализма.

    То есть стихотворение “Радоваться рано” надо счесть не футуристическим, а реалистическим произведением. И вдохновлено оно подсознательным идеалом открытия нового в социуме.

    Как всегда, то, что рождено подсознательным идеалом, обладает нецитируемым художественным смыслом.

    2 июня 2021 г.

25.06.2021
13:28

Горе мне

    Я стал себе ставить непосильные задачи, но не хочу это скрывать от читателя. Уже задача найти следы и разгадать подсознательный идеал автора художественного . . .

24.06.2021
13:50

Методичность Борхеса

    Посвятив первый рассказ сборника “Выдумки” “Фунес, чудо памяти” (1942) скрытому выпаду против побеждавшего, вроде, ненавистного за экстремизм исключительности . . .

23.06.2021
21:59

Кое-кто за Набокова

    Я попробую подержать в тайне, кто этот кое-кто. Стану называть его КК. Вот я с ним согласен в определении постмодернизма: "Постмодернизм — это мир, где все . . .

22.06.2021
21:15

Люблю себя любимого

    Художник Любимов родился в Калуге, с которой связано имя Циолковского, а детские годы провёл во Пскове, около которого Пушкинские места. – Всё! Идеализируя всех и . . .

21.06.2021
18:18

Это скучное-скучное голубое небо

    Здесь, возле пустыни, месяцами пустое голубое небо. Какое было мечтой, когда я жил в СССР. А страдания одни и те же. Там я сперва всё больше книги писал, а не статьи. И . . .

20.06.2021
12:22

Боже! До чего же я ничтожен! (Рассуждения о Бабеле)

    Я читаю книгу Жолковского и Ямпольского “Бабель” (1994) и задаюсь вопросом: как это вообще получилось, что я посмел писать об искусстве, не имея официального . . .

19.06.2021
11:40

Сравнение серого с Серовым

    Серым я считаю себя. – Что это? Уничижение паче гордости? Наихудшее проявление гордыни? Помня, что я не вижу себе подобных в попытках влезать в подсознание к . . .

18.06.2021
21:31

Анти Лёля Городная

    Возможно, это от вредности характера, который испортился из-за годами неприятия никем моего эстетического мировоззрения… Но мне стало интересно доводить его до . . .

17.06.2021
12:14

Почему покончил с собой Борромини

    Борромини – гений, один из создателей в итальянской архитектуре стиля барокко. И его судьба – ещё один пример несчастной возможности в искусствоведении говорить . . .

16.06.2021
12:47

Неожиданная нынешняя актуальность романа «В окопах Сталинграда»

    Врагу не пожелаю… Это слишком изысканное страдание – мне не о чём писать. В общем, начинаю читать “В окопах Сталинграда” (1947) Виктора Некрасова. И никакой . . .

15.06.2021
11:47

Поэтесса Слепакова

    Говорят Быков не всегда был так антисоветски настроен, как в последнее время, когда левый поворот России чуется всё сильнее. То есть есть шанс затруднить мне . . .

11.06.2021
10:36

"Патриотическое" стихотворение Ахматовой

    Вы ни за что не заметите, в таком стихотворении Ахматовой ничего странного: Победителям Сзади Нарвские были ворота, Впереди была только смерть… Так советская . . .

10.06.2021
10:23

Бунт на корабле. (О «малых голландцах».)

    Надо, наверно, рассказать, от чего я оттолкнулся. – От такого, как мне кажется, высасывания из пальца: "Художников XVII века часто называют “малыми голландцами” . . .

09.06.2021
17:49

Его хвалят, хвалят. Лубенникова

    Читайте: "Красавицы Лубенникова очень живые и естественные, потому и привлекательны” . . .

08.06.2021
12:26

Прелесть зауми. (Фильм «Два в одном» Киры Муратовой)

    Мне вспомнилась не очень, может, подходящая к случаю аналогия. Был у нас в огромнейшем КБ НИИ дизайнер, Динейка. Он лучше всех играл в настольный теннис. И, как мне . . .

07.06.2021
16:24

Польза глуховатости. (Фильм «С училища»)

    Я глуховат. Почему-то не хочется заводить слуховой аппарат. Но придётся: не всегда различаю разговор в кино. Это сослужило оригинальную службу при смотрении . . .

06.06.2021
10:00

Попробуем разоблачить Кандинского

    Он написал о своей “Композиции 6”. Кандинский. Композиция 6. 1913. А есть правило придавать лишь вспомогательное значение словам творца вне “текста” его . . .

05.06.2021
09:07

Читается, всё-таки, эта Нечитайло

    Достаточно было сообразить, что Ксения Нечитайло – постмодернистка, т.е. не считает что бы то ни было достойным быть идеалом, как одна за другой её непонятные . . .

04.06.2021
16:15

Вот это уж точно не пойму?

    Я ведь раб. Законов, которые для себя в . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100