Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
01.02.2023 |
Что не по мне в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом
|
31.01.2023 |
|
30.01.2023 |
|
29.01.2023 |
Как же я виноват перед Розановой…
|
28.01.2023 |
|
27.01.2023 |
|
26.01.2023 |
|
25.01.2023 |
Вымучиваю что-нибудь к 85-летию Высоцкого
|
22.01.2023 |
|
22.01.2023 |
|
21.01.2023 |
Ну не могли бубновалетовцы совершенно покориться советской власти
|
20.01.2023 |
|
19.01.2023 |
Неисповедимы ли… Меня это не очень мучает… У меня получилось, что в XIX веке несколько самых громких имён в искусстве: Тургенев, Чайковский, Суриков, - оказались ницшеанцами. На несколько десятков лет раньше конца этого века, когда ницшеанцев стала уже масса: Чехов, Левитан, художники стиля модерн. Что тех, ранних, ТАК разочаровало, что они ударились в такую крайность? Я начинаю читать статью “За что любить Сурикова" Галины Ельшевской и не верю, что найду у неё ответ на своё недоумение. Не верю и что она признает, что Суриков ницшеанец. А за что любить Сурикова мнение у меня есть: русский народ любит крайности, и Суриков художник крайности, почему б народу Сурикова не любить? – Посмотрим, совпаду ли я с Ельшевской. У меня есть подозрение, почему Ельшевская его любит. Он же плевать хотел на плач передвижников по поводу несчастного народа, за что передвижников любили в СССР. А Ельшевская – либерал, против СССР, значит, против передвижников, значит, за Сурикова. Читаем. "В “Утре стрелецкой казни” кремлевская стена развернута наоборот: в реальности она идет в другую сторону, а у Сурикова она замыкает пространство… Крамской — очень честный и совестливый человек — писал, что “Меншиков в Березове” его “и восхищает, и оскорбляет своей безграмотностью”. Ведь, говорил он, если Меншиков встанет, то пробьет головой потолок. Меншиков действительно не может встать в этой избе, потому что он для нее не предназначен: это не его изба, это не его судьба, ему в ней тесно. И это передано как бы перспективной ошибкой. Особенно это красиво в “Боярыне Морозовой”. Слева на картине бегущий мальчик, но куда он бежит? Он врежется в толпу, причем прямо сейчас. Опять перспектива закрыта. Если вы посмотрите на эту большую-пребольшую картину в галерее, то увидите, что там, куда едут сани, вдали снеговые шапки. И эти снеговые шапки в перспективе смыкаются: это не улица, это тупик, пространство опять закрыто. На картинах Сурикова пространство будет закрыто всегда, потому что это пространство истории”. Суриков. Пугачёв. 1911. Ницшеанец против чего в своей крайности? Против правил, против самой причинности Этого мира. И, хоть и говорят, что историю переписывают победители, история всё же это то, что хуже даже причинности. Она про то, что было и что не исправить к лучшему. – Вот в подсознательном бунте против истории Суриков и брал историческую тему. Путь наибольшего сопротивления. Радикальное своё ей “фэ” этой принудиловке он также подсознательно выражал закрытым пространством. Вот и всё. Потому и протестантов* всяких брал в главные герои: Степана Разина, Суворова, убийц Цезаря, собственно, разбойника Ермака. Которые против правил. 25 августа 2022 г. * - Берём картину "Боярыня Морозова". Боярыня, в глазах художника, явно герой положительный. Она бунтует против новой веры, принося себя в жертву староверческой христианской культуре. Вопрос: разве ницшеанский сверхчеловек должен придерживаться какой бы то ни было морали? Или приносить себя в жертву?- Вопрос некорректно задан, по-моему. В нём смешение персонажа и автора. Подсознательный идеал автора в следствии из неприятия всего Этого мира. В сознании это преломляется так: “Возьму-ка я в персонажи бунтаря”. Ему подсознание шепчет: “Да, да!” И дальше сознание не идёт. Оно фиксирует только успокоение всего существа художника от решения послушаться подсказки подсознания. Там паче, что подсознание даже и не позволяет рассуждать логически, годится ли именно данный бунтарь, а просто удовлетворено согласием сознания на бунтаря-не-сообразуясь-с-тем-какой-это-бунтарь. 28.08.2022.
|
18.01.2023 |
Интернет как инструмент для открытия смысла того, что претендует называться произведением искусства
|
16.01.2023 |
В свободном полёте (Ко дню рождения Маргариты Тереховой)
|
14.01.2023 |
Действительно ли нехудожественна любая часть Памятника освободителям Риги
|
13.01.2023 |
Переписка о смене общественного строя
|
13.01.2023 |
|
12.01.2023 |
|
11.01.2023 |
Почему я не стану смотреть фильм «Дорогие товарищи!»
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"