TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.04.2023
16:50

Опять насмешка

    Не знаю, как сейчас (не в России живу), а когда-то в Литературной Газете на 16-й странице был сплошь юмор. И мне почему-то запомнился такой пассаж. – Наступал . . .

06.04.2023
14:08

Проект как что-то принципиально ненавистное

    “Беда не во врагах монархии, а в том, что верх над жизнью берет проект. Социализм неизбежен и... исполнение манящей мечты обернется небывалым испытанием, но у . . .

05.04.2023
16:06

«Я не читал, но знаю…»

    Это знаменитое, для меня, во всяком случае, выражение есть цитата из выступления какого-то рабочего, осуждающего на общем собрании роман Пастернака “Доктор . . .

03.04.2023
18:02

Ещё про злейшую врагиню

    Признаюсь, мне трудно найти тему. Поэтому я опять обратился к врагине. Её последняя статья о художнике Стивене Морате. "Возможно, работы Стивена Мората не . . .

02.04.2023
18:13

Как меня злейшая врагиня провоцировала на противовластное выступление

    Она мне написала: "Вместо всякой фигни напишите лучше о рублёвской “Троице””. А я даже не полез узнавать, что там с “Троицей”. Знал, что от врагини хорошего . . .

01.04.2023
17:31

Второсортная вещь

    Плохо. Приступаю к чтению-разбору, - если тот получится, - второго произведения Алисы Ханцис, “Борзыми щенками” (2023), с предубеждением против личности автора как . . .

31.03.2023
15:11

Но как я сел в лужу…

    Изводишь единого слова ради… Мне аж жалко себя стало: ну что это за манера воду лить? Или это не вода. А просто обобщающие рассуждения для людей, знающих . . .

28.03.2023
15:12

Комедия относительности

    Сам я преклоняюсь перед абсолютностью. В частности, художественным считаю то, что движимо подсознательным идеалом автора (в виде вдохновения, содержательно . . .

26.03.2023
19:09

Дурь

    Тут не только я дурью маюсь, но и… Мне трудно бывает найти, о чём писать. А хочется. Ибо вечно новенькое что-то открывается при каждом писа`нии. При очередном таком . . .

25.03.2023
12:59

Как наркотическая зависимость

    Это я про свою тягу натягивать на художника с не меняющимся, в общем, мироотношением, раскрытым мною раньше, - натягивать это уже раскрытое на вещь, новую для меня . . .

22.03.2023
23:30

Со мною вот что происходит

    Дурное. Я лажу по стихам Дмитрия Мельникова и жду, когда меня какой прошибёт до слезы. Тогда я беру это стихотворение в литературоведческий оборот, чтоб . . .

21.03.2023
21:46

Ну чего я плачу?

    Вечная загадка. Читаешь-читаешь стих, и вдруг – слёзы. А чего – не понятно. Лучше – вместо некролога – будут пусть поля, поля, бесконечная дорога, просто Родина . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

19.03.2023
19:19

То ли я слезливый, потому что старый…

    То ли что-то в этом есть – я к концу стихотворения забыл, кто это тут лирическое “я”. “Ах, недопонятность!” - восклицает моё безэмоциональное “я”, думающее, что . . .

18.03.2023
12:55

Дорога в небытие России

    Одним из теоретических нюансов, которые не общеприняты, а я для себя принял, было утверждение Аникста, что маньеризм это никакая не ущербность, а полноценный . . .

16.03.2023
15:55

Осознанно злобное – не художественно

      Буквально на днях мне стала очевидна простая мысль, что, чем автор более зол и маскирует это, тем он больше показывает навострившемуся мне, что зло это не . . .

14.03.2023
17:15

Тенебризм

    "Направление в искусстве, злоупотребляющее светотенью, получило название тенебризм, а его представителей называют тенебристами (по-испански — Tenebrosi)” . . .

13.03.2023
20:43

Не с бухты-барахты

    Помню, в Одессе открылся Рериховский центр. Я пришёл посмотреть, что это такое. Посмотрел, посмотрел, сел подумать и подумал, что я б не мог работать . . .

12.03.2023
16:51

Ультрасупертонкость

     

    Собираюсь писать нечто вроде сна, который логичен, но не факт, что как-то соответствует реальности.

    Я отправляюсь от такой аналогии. Есенин отправился с Дункан в путешествие по Западной Европе и Америке и все силы души положил на то, чтоб не заметить там ничего хорошего. (Ну прочёл я где-то когда-то такую характеристику кого-то этого его вояжа.)

    И вот, глядя на какую-то тусклость “Венеции” (1893) Врубеля сейчас,

    Врубель. Венеция. 1893. Холст, масло.

    которую я когда-то давно (см. тут) объяснил вульгарно – скучностью жизни в сытой Западной Европе мятущемуся символисту Врубелю, - мне захотелось эту вульгарность подкрепить ультрасупертонкостью. – Объяснением, зачем тут Врубель применил так называемые живинки.

    Что это?

    "…так называемых “живинок” – не покрытых краской фрагментов поверхности основы на стыках между красочными пятнами, создающих, в силу оптической окрашенности, “атмосферный” эффект, нечто вроде “сфумато”, смягчающего края. Вероятно, в этом сказался акварельный опыт художника, его творческий диалог с Фортуни. Использование этого приема можно видеть, в частности, в одном из немногочисленных пейзажных этюдов Врубеля; он входит в серию, написанную во время морского путешествия 1894 г, и является единственным из известных нам врубелевских работ, где античная архитектура изображена с натуры: “Пропилеи. Афины, 1894) (ил. 29). И этот же прием последовательно используется художником в монументальной работе –известнейшем панно “Венеция” (1893). Там он особенно бросается в глаза, даже, можно сказать, применяется демонстративно, в силу крупного размера вещи, а также потому, что красочные “модули” нанесены корпусным слоем, без подмалевка, что подчеркивает обнаженность чистого холста в оставленных “живинках”” (Мережников).

    Врубель. Пропилеи. Афины. 1894. Дерево, масло.

    Тоже, кстати, тусклая картинка.

    Дерево основы, наверно, было всё-таки чем-то покрыто серым. Я покажу эти места.

    То же с “Венецией”.

    Чувствуете ли вы, читатель, ""атмосферный” эффект” от этих "живинок”, я не знаю. Я могу себе внушить, что в пейзаже чувствуется, что между моим глазом и тем, что он видит, - воздух. С “Венецией” труднее. Взглянем на даль.

    Ну да, что даль резка, не скажешь. То есть можно себя уговорить, что есть ""атмосферный” эффект”.

    А в чём состоял "творческий диалог”?

    Я ответить могу не касательно Фортуни, а касательно пленера, этого достижения западного искусства.

    "Врубель <…> не воспринимает пленерность ни как объективную ценность, ни как художественную проблему. Его не волнует окрашенность воздуха, взаимодействие рефлексов и оптических контрастов” (Мережников).

    А почему? Ведь формальное ж достижение всё-таки.

    Что если из-за того, ЧТО выражал этот изыск?

    "Девизом Бастьена стало “в точности передать природу”. Кропотливая работа на пленэре, стремление запечатлеть тонкие цветовые оттенки земли, листвы, неба, передать бесконечную монотонную мелодию крестьянского быта, переложить труды и дни своих героев в тихую, умиротворенную поэзию - все это снискало ему недолгую, но довольно яркую славу. Картины Бастьена 70-х- начала 80-х годов -”Сенокос” , “Женщина, собирающая картофель”…” (https://www.liveinternet.ru/users/3480112/post131485772/).

    Бастьен-Лепаж. Сенокос. 1877. Фрагмент.

    Ну да, отличаются четыре несрезанных листочка на фоне ствола справа по тону от срезанной травы на поле в её тёмных местах. Чуть-чуть, но отличаются. Так в том восторг крестьянина.

    Мне вспоминается отрывок из кино “Отец солдата”:

    "Как сладострастно говорит старик грузин… напарнику по вылазке в разведку, упав в свежую воронку от разрыва снаряда, пущенного по ним

    “- Что нашёл, отец?

    - Земля! Харош. Жирный. Такой. Слышь. М-м. Егорыч! Что с тобой, слушь? [А Егорыч немцев высматривает] Вот он говорит. – Показывает на ком земли в руке. - Давай, говорит. Уже пора, говорит. Понимашь? Уже весна пришёл, говорит. Уже это…

    - Сеять?

    - Да. Не-ет. Слушь. Сперва это…

    - Пахать?

    - Да. Сперва пахать. Да. Это. Понимашь. Сперва пахать. Потом сеять. Пахать – сеять. Пахать – сеять”.

    И никаких новаций!".

    Никакого полёта у крестьян и Бастьен-Лепажа, никакого полёта у натурализма, никакого полёта у всей Западной Европы после ухода центра революционного движения из Западной Европы в Россию.

    Так было не по Врубелю. Вот он и предъявил "творческий диалог” с формальными достижениями натурализма тоже. А не только тусклятину.

    8 октября 2022 г.

     

     

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100