Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
28.10.2024 |
|
||||||||
28.10.2024 |
Вух, как меня подкузьмил один с предательством Городницкого!
|
||||||||
19.10.2024 |
С точки зрения имеющего политический темперамент
|
||||||||
16.10.2024 |
Но до чего доходит изворотливость у искусствоведов!
|
||||||||
14.10.2024 |
|
||||||||
11.10.2024 |
|
||||||||
02.10.2024 |
Ну как это назвать? Крохоборством?
|
||||||||
30.09.2024 |
|
||||||||
27.09.2024 |
|
||||||||
22.09.2024 |
|
||||||||
20.09.2024 |
Ограничения на публикацию о Высоцком
|
||||||||
18.09.2024 |
|
||||||||
15.09.2024 |
Предчувствие победы угнетённых
|
||||||||
14.09.2024 |
Я какой-то выродок?
Плачу, понимаете, над стихотворением и главное, что мне надо – понять какие элементы этого стихотворения сложились в противочувствия по теории художественности Выготского, чтоб выдавить у меня из глаз слёзы… Кто автор вот этого: то ли Светлана Кравцова, то ли Екатерина Ромащук, то ли ещё кто – не знаю…
И ещё. Это безумно трудно: анализировать – ну, так мне очень хочется победить трудность. А что ТАМ гибнут люди – мне как-то наплевать. Вспоминается такая притча, как во время осады Сиракуз римлянами Архимед сидел во дворе и чертил палочкой что-то на песке. И вдруг на чертёж пала тень римлянина с поднятым вверх мечом. Архимед поднял на него голову и крикнул: “Только не трогай моих чертежей!” Мы с Архимедом, видите ли, живём не для себя, а для человечества… . Бьёт по глазам ляпами. Девочка рисовала, сидя в подвале: "Выберемся только из подвала, / отнесу я свой подарок ей”. Ракета, настигшая девочку в подвале, пробила всё, что ли? Но с какой стати "Баба Феня крикнула: "Беги-и-и!!!"”? Из подвала, что ли, бежать? И потом, раз она с бабой Феней перекрикиваются, а потом девочку убивает, значит, вторая ракета прилетела? – Или не важно. Живописуется изменённое психическое состояние и внутренняя жизнь. – Там – каша. И сталкиваются это изменённое и жизнь. Вот и противочувтвия. Изменённое – это один из механизмом психологической защиты, называемый “Всемогущий контроль”. "Бессознательно человек уверен в том, что может всё контролировать в этом мире… можно управлять вселенной силой мысли” (https://help-point.net/articles/psikhologicheskie-zashchity-lichnosti/). Маме, которой отрезали одну ногу…
И маскируется это всесилие осознаваемым вдохновением при рисовании: что захочу, то и нарисую. Для того и противопоставление девочкой себя бабе Фене, которая боится. А девочка сильная. А она… непереносимо бессильная… во всесилии: рисунок с девочкой не погиб.
Тут уже другой механизм психологической защиты. У образа автора. Называется он “изоляция”. "…больно, и тогда он изолирует эти чувства, как бы не проживает их, осознаёт, но не чувствует. Женщина, пережившая насилие, рассказывает об этом спокойно без эмоций и истерик” (Там же). А жизнь состоит в том, что жизнь (главное – Россия), остаётся по результату безразличной к тому, что творится геноцид на Донбассе. Столкновение противочувствий даёт обиду на Россию. “Почему не спасаешь!?” Собственно, и начав СВО в виде именно СВО, не спасает: Донецк продолжают ежедневно обстреливать. Всего 300 тысяч послали освобождать Украину от нацистов. А разве можно таким числом такую большую страну освободить? (Я подозреваю, что в 2014-м не стали спасать потому, что донбасский сепаратизм имел просоциалистическую окраску, а Россия – капиталистическая страна. Ей надо было выдавить из Донбасса просоциалистические элементы сначала. Только в 2022-м стало не опасно Донбасс включать в Россию.) Но жалок тот, кто всё предвидит… Остаётся какая-то фальшь и в СВО. И она не даёт патриотизму силы, что выражается в какой-то вымученности песни “Встанем” (2022) Шамана, сочинённой, поверим, 2 января 2022 года, чуть не за 3 месяца до вторжения на Украину. Встанем
Пусть истошность крика в этой песне обращена к Путину, всё не спасающему и не спасающему донечан. Но. Она сочинена после предъявления ультиматума России США о предоставлении ей гарантий безопасности, - ультиматума, выдвинутого в декабре 2021 года на фоне скопления российских войск у границ Украины и сообщений в западных СМИ о подготовке вторжения России на Украину. И на фоне парадоксального ухода России вперёд по новому оружию. Мелькала догадка, дескать, вот почему в 2014-м не вмешались: не было такого оружия, способного противостоять натовскому (которое неизбежно на Украине появится). – То есть песня-призыв оказалась вторичной. Шаман почувствовал, что можно теперь накричать на Путина, что он донечан не спасает. Тот и сам, похоже, решил начать спасать. – То есть трусоват Шаман. И как-то режется с прямотой аж крика какая-то дипломатичность: наши мёртвые-де нас позвали. Не опасность обвально массового оборудования военных баз НАТО на Украине. То есть неоткровенен Шаман. И просто режут глаз его дреды. – Как он не понимает, что патриотической песне они противопоказаны? Ведь намечается 2 января 2022-го явное, военное цивилизационное столкновение: Запада и России, вседозволенности и традиционализма. И дреды соответствуют вседозволенности, а не традиционализму. Да, имя, написанное латиницей, выбор имени (Шаман – входящий в исступление), дреды, чрезвычайная громкость исполнения и отсутствие знаков препинания в напечатанном тексте со вседозволенностью сходятся. Да, вседозволенность не чужда и русскому менталитету (воля). Но тогда надо было песню эту сочинять ДО ультиматума Путина. Тогда она б была против Путина и имела б шанс волновать, потому что это было б выражением подсознательного идеала удирания от крайнего разочарования (в Путине). А так – она не волнует. Всмотреться же в слова: выпедрёж не редок. Спасение, что слова в стихах и песнях всегда ощущаются темно. "Пока ещё с вами мы живы” - мы это россияне, вы – донечане. Сегодняшние. "…правда за нами” - это антинацизм. Отсюда естественная ассоциация с антнацистами, нашими прадедами ("Там сверху на нас кто-то смотрит родными глазами”). Но почему ТОГДА "Они улыбались, как дети, и в небо шагали”? Грехи, что ли, отпускаются павшим за родину, и они предстают перед Богом, как дети безвинные? – Это как-то по-мусульмански, мне кажется. Ибо у православных это было лишь при изгнании патриарха в Никею – давно. А советские и вообще атеистами были. Сомнительно слово "Пока” в соединении с последующими словами: "с нами рядом господь и истина с нами”. – Что: имеется в виду: что мы подвергаемся непрерывной эрозии в своём традиционализме? (Слово "господь” с маленькой буквы на традиционализм намекает, а не на православие? И к традиционализму относится непредательство нашей Победы, раз "Мы скажем спасибо за то, что победу нам дали”?) Но разве русские либералы – как то, во что мы перерождаемся – в массовом порядке отказываются от Победы? (В том суть сомнительности "Пока”.) Или имеется в виду наше предательство Русской весны осенью 2014 года в этом: "За тех, кто нашёл своё небо и больше не с нами / Встанем”? Темно. Дипломатично. Хорошо. Но точно не очень хороша тавтологическая рифма "…на с нами / не с нами”, и плохо, что "бьётся сильнее в груди наша вечная память, между нами”. – Ибо где: "в груди” или "между нами”? И потом… Сколько можно талдычить про одно и то же? И похожими словами… И даже одними и теми же "нами” (6 раз!)… Ну, разве что эта песня для ограниченных людей. . Почему меня так резанула эта песня? Мало ли ерунды проскакивает под флагом моды? – Меня не оставили равнодушным слова Шамана, которыми и я пропагандирую теорию художественности по Выготскому: "Честно признаюсь… За 15 лет я песен 200 написал… И это первая песня была, на такой тематике… Я не знаю, что меня сподвигло, но… ааа… Вообще, музыка это ж… Это голос Бога. И мы, музыканты, как… ааа… проводники. И вот что нам сверху даётся… Ну, в общем-то… мы и поём. Да? Пришло мне слово “встанем” в голову”… И я понял, что из этого может получиться очень мощная песня” (https://www.ontvtime.ru/index.php?option=com_content&task=view_record&id=1450&start_record=2023-07-25-16-30). Он описал действие подсознательного идеала (вседозволенности в данном случае). И я верю Шаману. Но он изменил этому идеалу, пока сочинял слова дальше, - изменил с собственным сознанием. Что и вызвало моё отторжение. 26 июля 2023 г.
|
||||||||
12.09.2024 |
Сколько там лет со дня смерти Высоцкого? – 43 года
|
||||||||
11.09.2024 |
И опять, и опять: фальшь нового Городницкого
|
||||||||
07.09.2024 |
|
||||||||
06.09.2024 |
Истерика против поверхностности
|
||||||||
05.09.2024 |
|
||||||||
04.09.2024 |
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"