TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.03.2016
16:44

Интересно.

    Интересно, чем это меня зацепил фильм Зайцева “14+” (2015)? Я аж пожалел, что прожил свою раннюю юность так, как прожил, и хорошо б её пережить, если б было можно… . . .

26.02.2016
11:50

Почему из слона сделали муху.

    Убейте, если я могу словами передать, что хотела "сказать" Мухина. Мухина. Ветер. 1926-1927. Но если всё-таки попробовать, то вот: она, купеческая дочь, поверила-таки . . .

23.02.2016
12:47

Почему анархия - мать порядка.

    Посвящается дню защитника отечества. Именно его личная инициатива рождала в Великую Отечественную войну массовый героизм, без которого не было б победы. И как . . .

21.02.2016
16:02

Ай да я... Айги...

    Есть шанс что-то понять в удивительнейшем поэте Айги. Согласившись, что он, как пишут, – авангардист. Что я мыслю под словом “понять”? – Введение в систему моих . . .

20.02.2016
11:45

Почему я побаиваюсь современных безвестных поэтов.

    Начну издалека, с рассказа, как меня озадачил один кандидат филологических наук вскоре после того, как я с ним познакомился. Я ему всунул читать одну мою изданную . . .

16.02.2016
11:24

Коэффициент полезного действия - ноль.

    Или почти ноль. У искусства. Нет, что-то остаётся… Например, забыл, с какого класса начальной школы я помню Никитина (и фамилию!): Под большим шатром Голубых небес . . .

10.02.2016
12:38

То, что не захотели публиковать в другом журнале.

    Предуведомление. Написано после написания статьи. В неё вкралась ошибка. Но я её не хочу исправлять. Есть же мнение о вообще принципиальной многозначности . . .

09.02.2016
18:12

К годовшине смерти Пушкина.

    Однажды, на заседании научной Пушкинской комиссии при Одесском Доме учёных я прочёл доклад (синтез из фонетического анализа) о двух строках 16-ти строчного . . .

05.02.2016
11:19

Нравится, и всё.

    Грешен: нравятся мне такие картины. Раффалт. Возвращение на родину. Вечерний свет. 1845. Дерево, масло. Грешен, потому что великий Александр Бенуа ругательно называл . . .

30.01.2016
18:24

Жаль, что не принят термин околоискусство.

    На днях мне предложили пройти тест (http://www.colta.ru/articles/club/6844#question), насколько я понимаю современное искусство. Предложивший тест не прошёл, а я прошёл: “Похоже, что вы . . .

26.01.2016
10:23

Поплыла Поплавская.

    Критика Поплавской, поставившей фильм (1990) по повести Лескова (1872-1873) “Очарованный странник”, по-моему, пройдёт легче, чем критика самого Лескова. Повесть Лескова . . .

20.01.2016
22:14

Украйина цэ Йевропа.

    Поглядев на картины Михайло Деяка, я подумал, что не только американские гранты устремили мечты украинцев на Запад. Італія. 2012. Блакитні пальми. 2012. Острів . . .

13.01.2016
15:46

Даёшь "ЗАЧЕМ ТАК"!

    Я люблю читать корифеев. У них можно осознать массу нюансов касательно того, КАК сделано произведение искусства. Воспитанный в советской школе, нацеленной на . . .

09.01.2016
13:34

Чууууудно

    Художественное произведение приводит нас в восторг и в восхищение именно той своей частью, которая неуловима для нашего сознательного понимания. Гёте . . .

03.01.2016
16:30

Навскидку

    Я случайно наткнулся на такое стихотворение Окуджавы (оно было напечатано без даты создания): Немоты нахлебавшись без меры, с городскою отравой в крови, . . .

02.01.2016
14:17

Доказательство ли...

    Сначала – несколько афоризмов Юлия Андреева. "Иногда приятно вспоминать даже то, чего не было”. “Либералы считают, что червяк полетит, если создать ему условия . . .

01.01.2016
15:33

Против Жолковского

    Что именно против Жолковского, - “Рай, замаскированный под двор: заметки о поэтическом мире Булата Окуджавы" (2005), - я ещё не знаю. Но будет. Хотя бы по двум . . .

20.12.2015
20:49

Мельник против Куваева и Сурина в своём фильме "Территория".

    Ну вот. Высохли глаза и я должен написать об этом фильме Мельника “Территория” (2014). Плохое слово “должен” в данном случае… Хм. А ведь это слово – было моё личное . . .

14.12.2015
20:13

Что "сказал" Поллок.

    Это – продолжение предыдущей статьи (см. тут). Ещё один щелчок по носу того высокомерного ментора, уверенного в непогрешимости своего вкуса и отказавшего . . .

13.12.2015
14:32

Что замалевал Малевич.

    Один крайне высокомерный человек в одном своём писании, выглядящем – как всегда у него – некими неоспоримыми скрижалями завета между людьми и им, непогрешимым, допустил всё же прокол и кончил тот опус так:

    "А вы как думаете?” (http://www.pereplet.ru/cgi/obzor.cgi?id=440#440).

    И в его тексте есть утверждение, что Малевич – не искусство.

    Поскольку раз (см. тут) мне, к слову говоря, случилось убедительно постигнуть его, Малевича, “Супрематизм. 1915”, то лучше пробовать возражать непогрешимому по поводу знаменитого “Чёрного квадрата”.

    И возражать мне захотелось, прочитав такую фразу:

    "Произведение как конструкция. Художественное произведение является замкнутым в себе целым, и каждый элемент этого целого имеет значение (функцию) только в самозначимой структуре этого целого, а не в соотнесении с чем-то вне этого произведения находящимся (например, с природой, действительностью, идеей, сознанием автора и т.п.). Если эта структура что-либо "отражает", то это не имеет значения для объяснения данного целого: функция отражения "трансгредиентна" для искусства. Задача искусствоведа заключается в том, чтобы раскрыть конструктивное единство произведения и конструктивную функцию каждого из составляющих его элементов” (http://olsios.nethouse.ru/static/000/000/537/285/doc/cc/07/04e8e6ababeddf45ca4fe33776fdf79c3e2a.pdf).

    (Надо объяснить слово “трансгредиентный”. Это выходящий зa пределы дaнной сферы или дaнного объектa, переступaющий пределы чего-то.)

    Поскольку приведённая цитата – это экстремизм в искусствоведении, я сразу по противоположности вспомнил свой неожиданно для самого себя познанный как выражение ницшеанства (конкретно – иномирия, что без пространства и времени) “Супрематизм. 1915”, и захотелось вернуться к “Чёрному квадрату”.

    Встал вопрос (хотя бы из-за недавнего – из-за 100-летней годовщины создания этого произведения – шума в СМИ, что под изображением что-то было нарисовано), можно ли считать это замалёванное элементом целого? Просто глазу-то человеческому оно не дано…

    А соблазнительно было б считать его элементом.

    Тогда сам чёрный квадрат, как другой элемент, имел бы функцию зачёркивания.

    Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915. Холст. Масло.

    Интересно также подвергнуть сомнению свою манеру считать элементом произведения его название и дату создания…

    Ну, положим, я прав с этой манерой.

    Тогда зачёркивание не коснулось супрематического значения зачёркнутого, если оно было супрематическим (а мне помнится, что – по воспоминаниям кого-то – там таки были сперва цветные прямоугольники).

    Супрематизм (от лат. supremus — наивысший)…

    Ну ясно: для своего сокровенного – самое ж лучшее слово…

    Но всё-таки – зачёркнутое нечто супрематическое глазу ж не дано. Можно ли его предположить, глядя на явленное?

    Думаю, что можно согласиться, что чёрный квадрат вызывает естественную ассоциацию, что он ЧТО-ТО зачёркивает собою. А так как обычно-то живопись занималась изображением предметного, обычного, можно сказать, мира, значит, этим ЧТО-ТО является предметная живопись. Иначе – сей мир. – То есть идеал Малевича – наоборот, раз он сей мир зачеркнул: иномирие. То, что и исповедует ницшеанство.

    Причём исповедует подсознательно, ибо осознанно он был анархистом, а это предполагает всё-таки сей мир.

    Вот и получается, что Малевич – творец искусства, а не чего-то иного. И он выразил свой подсознательный идеал. И его произведение есть конструкция с элементами, каждый из которых имеет свою функцию. А ещё ж, пишут свидетели, он страшно разволновался, когда этот чёрный квадрат намалевал. Стал бы он волноваться, если б просто дурил нам голову.

    13 декабря 2015 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
332902  2015-12-13 14:38:53
Воложин
- Этот Д-й полезен!

Вторую статью из-за него написал.

Заодно ещё раз спасибо Лисинкеру за то, что натравил на стих Мандельштама: я при его разборе понял одну вещь Малевича.

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100