TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.12.2017
14:20

Со свиным рылом в калашный ряд.

    С чего начать? Начну с впечатления от рассуждений Фомичёва (это крупный пушкинист нашего времени), от одного абзаца этих рассуждений о пушкинском “Я вас любил…” . . .

26.12.2017
14:59

Хорошо о Серебренникове.

    Задумываясь о своей жизни в целом, я прихожу к выводу, что наиболее на неё повлиял учитель физики Вадим Фёдорович Цыбуляк. Природа оказалась с тайной. С тайной своего устройства. И мысль человека настолько сильна, что умеет сделать так, что тайна открывается. Это поразительно! Объективная. Не зависящая от предпочтений открывателя и вообще кого бы то ни было.

    Сравнительно с этим литература казалась чем-то договорным. Но как-то странно согласованным сквозь века и народы. Все, похоже, говорят, что Леонардо да Винчи гений. А почему? Что-то не слышно было.

    Естественно, что, кончив учиться в техническом вузе и начав самообразование эстетическое – чтоб понять это “почему Леонардо…” – я обрадовался, наткнувшись (не так уж и скоро, через 6 лет) на научность и в искусствоведении.

    А математичка в школе, Инна Ивановна, на меня не так сильно повлияла. Она, чтоб нас заинтересовать, насадила дух соревнования в классе. Кто решит дома такую-то задачу, тому пятёрку в журнал. Кто на уроке первым решит такую-то задачу – опять пятёрка в журнал. Я часто был среди первых. Но к первенству не пристрастился. Наверно потому, что учёба по таким предметам была не главным достоинством в классе. Главным были успехи на уроках физкультуры. А там я был последним человеком, и потому вообще – последним человеком.

    Я это к тому, что в искусствознании я наткнулся на теорию художественности, практически не используемую никем! (А мне она казалась самой правильной.) Естественно, что, когда я дорос (сперва стихийно, а потом осознанно) до её применения, то я с большой частотой стал обнаруживать себя (да простится мне) первооткрывателем. А поскольку научное сообщество (цитирование в диссертациях не в счёт) меня не приняло (как и в классе я тут последний человек), то я и не очень-то горжусь, если напишу такое, до чего никто – в моём кругозоре – не додумался.

    Плохо (кроме того, что это хорошо – свободен), что я оказался нерецензируемый. Меня стало заносить в сомнительные для меня самого догадки.

    Опишу одну (она пригодится в дальнейшем).

    Религия, в виде шаманства, возникла до появления человечества. А человечество возникло из трупоедов. Трупоеды же очень давно раскололись. Одни так и остались трупоедами, другие стали охотниками. А ещё до раскола все изготовляли каменные орудия для соскребания мяса с костей животного, убитого хищником и недоеденного. Так изготовление орудий вселило – по-человечески придётся объяснять, хоть это и было условным рефлексом – уверенность в себе. Она в том была, что было ясно, что острую кромку удастся сделать. Удастся и всё. Пусть много в брак уйдёт. Но итог будет положительный. Охотники же стали метать острые орудия в животных. И можно было не попасть. Но, если случалось, что кто-то перед броском, скажем, плюнул на остриё и попал, то это запоминалось. А промахи плохо держались в памяти. В результате произошёл ритуал. Шаманский по сути. Выражавший всесилие. И это не были люди. У них не было второй сигнальной системы, речи.

    Люди в будущем, появившись и став охотниками, переняли у неандертальцев шаманство (или самозародилось оно естественно из-за охотничьих же занятий). И расселились люди по всей планете. А тут случилось то, что в Библии названо Всемирным потопом. Изменение климата, таяние льда, которым были покрыты Европа, Азия и Северная Америка, очень большое повышение уровня моря, затопление огромных территорий, масса погибших животных и людей. Это изменило характер религии. Она из шаманской, победительной, стала утешением страдателей. Боги стали огромными и злыми. И чем южнее, тем большие были разрушения от потопа. А чем севернее, тем меньше. В результате у северных народов победительное шаманство сохранилось до сих дней. А в Древней Греции получилось что-то среднее между ужасностью и победительностью.

    Древнегреческие боги – воплощение вседозволенности (эхо шаманской победительности). А сами греки в тайне им завидовали. И хоть достичь богоравности было нельзя, но тайно стремиться к этой недостижимости – можно. – Идеал – я это так называю – ницшеанского типа.

    Тут требуется новое отступление от темы, к которой, собственно, я ещё не приступал. (А она – о балете Серебренникова “Нуреев” (2017). Пока всё подступы…)

    Ницше жил в XIX веке, но типы идеалов повторяются в веках, потому и вседозволенность с недостижимостью можно назвать ницшеанством и встретить, когда угодно. Но – обязательно, когда терпит крах коллективистского типа идеал. В той же Древней Греции поначалу были и страшные боги:

    "О них напоминают некоторые фантастические образы греческой мифологии: змееногие гиганты, горгоны с волосами в виде клубка змей, сфинксы с женской головой на львином туловище, грифоны-полульвы-полуптицы и многие другие. Но все эти чудища были изгнаны из светлого и гармоничного мира олимпийцев, как об этом рассказывает в своей “Теогонии” Гесиод и некоторые другие поэты, и либо сброшены в пропасти мрачного Тартара, либо выселены куда-нибудь на самые дальние окраины земли, где с ними еще могли сражаться случайно забредшие туда герои” (Андреев. Цена свободы и гармонии).

    Становление эксплуататорского общества, наверно, покончило с коллективизмом, и в силу вступил индивидуализм с человекообразными богами.

    Повторяемость идеалов можно уловить и при простом соотношении теперешней реставрации капитализма в России, где до того была потуга построить коммунизм. То же – с крахом либерализма в 90-е годы (индивидуализм) с соответствующей реакцией (коллективистской). По кругу всё повторяется. И Серебренников вполне укладывается в такой круг, представляя собою реакцию на реакцию на либеральную разруху 90-х и вседозволенность.

    Так вот круг не только повторяемость обеспечивает, но и какое-то, мистическое, если хотите, присутствие во всём противоположного. В силе – слабость…

    Одним из проявлением силы у греков была красота. Все боги, пишет Андреев, молодые и красивые. О знаменитом сражении историк Геродот "счел нужным упомянуть о неком спартанце по имени Калликрат, который был признан прекраснейшим из всех эллинов, участвовавших в сражении, хотя и не успел никак проявить себя в бою, так как был сражен персидской стрелой еще до его начала”. Гомосексуализм у них был оттуда же, из красоты. Нам это трудно чувством понять. Но нам, после двух тысяч лет господства христианства, и само ницшеанство в диковинку, в общем.

    А слабость – это какая-то непостижимость красоты. Её во всей полноте всё-таки недостижимость. Или гонимость.

    Будучи в оппозиции нынешнему государственному, да и общественному строю (что-то посредине между либерализмом и социализмом), Серебренников не мог пройти мимо судьбы Нуриева, и красивого артиста балета, и с нетрадиционной ориентацией, и сбежавшего из формально коллективистского СССР на индивидуалистский Запад. – Вот он и срежиссировал балет “Нуреев”, где кульминацией является сцена фотосессии (она и в реальности имела место быть) голого Нуриева (в балете, пишут, с бандажом на причинном месте, на экране компьютера это не видно) фотографу Аведону.

    В самом деле, красивая фигура видится. Только – в угоду отсталому, по мнению авторов, обществу – причинного места как раз залу и не видно. И тут – драматизм: надо считаться с отсталым обществом. Но – видно фотографу. А на какой-то миг – и залу всё-таки.

    А чтоб показать пошлость даже и западной толпы, введены прорвавшиеся в студию папарацци, от которых (да и от зрителей в зале) главный герой закрывается стулом.

    Ну и так далее по мере изобретательности хореографа. Папарацци героя всё-таки излавливают, сажают на стул, поднимают вместе со стулом, потом кто-то из фотостудии приносит халат, и герой, им манипулируя, всё интригует и интригует одно и то же: увидит кто его причинное место или нет.

    Может, и затянуто. И потому – пошло, хоть и о борьбе с пошлостью. И Серебренников, как режиссёр, в ответе за такую накладку.

    Но красоты героя тоже хватало.

    Так вот, что если Серебренников балетом хотел сказать, что красота – превыше всего. Морали тоже. Ведь в художественных произведениях идею целого можно увидеть в малых кусочках. Как вкус моря можно понять по капле.

    Это – вспомните начало статьи – признак научности в искусствоведении, встреченный мною при самообразовании. Если много элементов говорят примерно об одном и том же – так это и есть идея целого. Чем больше таких элементов, тем гениальней творец.

    В сцене в фотоателье элемент, вроде, один и тот же – красота фигуры танцора.

    Или ещё вседозволенность? Она как-то недостижима всё-таки. Мешают ей. Да и красота… Кто её знает, может, у данного артиста не предел её. А хочется – предел. А он неизвестен.

    Оставим пока вопрос о степени таланта авторов балета (много или мало в балете элементов, говорящих о целом).

    Закон-то искусствоведческий, когда-то первым мною обнаруженный, оказался неверным. (В науке всегда так. Любой закон оказывается со временем неверным. Единственно, что хорошо: новый или старый оказываются частностью один другого.) “Что хотел сказать автор”, оказывается, включает в себя формулу: “Что хотел “сказать” автор”. В кавычках “сказать” означает говорение подсознательного идеала. Сказал без кавычек – это более широкое: говорение или сознательного, или подсознательного идеалов. Они – разные!

    Можно подозревать, что, глядя на высокий уровень жизни на Западе, Серебренников имеет сознательный идеал достижительности, успешности (Мещанства с большой буквы), в пику недостижительности, как именуют либералы менталитет российский, русский. А вспоминая о неуловимости Абсолютной красоты и вседозволенности, можно подозревать у Серебренникова же подсознательный идеал ницшеанства, метафизики некой, противоположной христианскому тому свету.

    Это настолько тонкая материя, что даже учёные, определяя ницшеанство, плывут. Так Шалыгина в диссертации о Чехове (http://shaligina.narod.ru/disser_1.htm) не назвала всё-таки его ницшеанцем впрямую. А массы по-прежнему считают Чехова гуманистом.

    Что если и Серебренников плывёт? Он что: поддаваясь наличной презренной публике, настаивает, чтоб причинного места главного героя больше не было видно, чем было видно? Или недостижительность всё же его подсознательно пленяет?

    Если второе – он создал нечто художественное, выражающее ницшеанство как идеал. Если первое – у него получилась мещанская достижительность выраженной.

    Ну, давайте подумаем, что он всё-таки художник.

    Это я не для того, чтоб выделиться, написал, как когда-то в школе с математикой, а так, эвристической ценности ради. Вдруг верно…

    Что могут быть верными противоположные оценки, я, конечно, отвергаю. Истина – одна.

    17 декабря 2017 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340041  2017-12-26 15:03:37
Константин Бучельников
-

25.12.2017
16:57

Правота и неправота Шкловского.

    Вы знаете, что такое перфекционизм? – Это убеждение, что наилучшего результата можно (или нужно) достичь. В патологической форме — это убеждение, что . . .

24.12.2017
22:01

Трубецкой и Ковальчук.

    Хорошо было мне с Берксом, шершаво изобразившим в 1979 году Эйнштейна, наплевательски относившегося к своему внешнему виду ради, получалось у меня, спасения людей . . .

22.12.2017
19:37

Нне зннаю.

    Смею ли я пытаться приближаться к толкованию рассказа Бунина “Чистый понедельник” (1944)… со своими сомнительными методами. Должен сказать, что надо мной довлеет . . .

20.12.2017
16:00

Совпало.

    Кто меня знает, знает, что я люблю, чтоб в произведении искусства было ЧТО-ТО, чему не находится слов, по крайней мере, поначалу. Я сидел, читал книгу маленьких эссе . . .

19.12.2017
20:07

Почему так мягко отвергнута советская власть.

    Продолжая название: в фильме Мельникова “Здравствуй и прощай” (1972). Написанию этой статьи я обязан злости. На низкий культурный уровень центрального . . .

16.12.2017
12:24

Свиридов.

    Есть такой термин – разорванное сознание. Оно часто случается в переходные эпохи. И я страннейшим образом являюсь его представителем. Потому страннейшим образом, . . .

12.12.2017
18:41

Смута.

    Смута в душе моей, читатели. Не ошибся ли я с Прилепиным? И вообще, не предвзят ли я по отношению к ницшеанскому идеалу? И ещё более, не оторвался ли я уж слишком от . . .

06.12.2017
14:54

Отчего бывает не сразу понятно.

    Хорошо, знаете ли, посмотреть кино, как-то не понять его, пойти гулять и начать пробовать найти то, что объяснит всё-всё-всё непонятое, и… найти то, единственное . . .

05.12.2017
12:33

Вот это да!

    Столетию Великой Октябрьской Революции посвящается. И “Время, вперед!” Швейцера с гениальной музыкой Свиридова было не пропагандой социалистической . . .

04.12.2017
21:07

Мгновенье, ты прекрасно.

    Я стал слишком опытным. Это плохо. Мне слишком быстро становится ясно, каким идеалом движим был автор. Скажем, Прилепин, когда в конце его “Греха” (2007) я читаю: . . .

27.11.2017
13:47

Разорванное сознание.

    Текст, который ниже, возбуждён чтением книги Илличевского “Справа налево” (2015). Но у меня большая проблема. Кое-что, о чём я хочу писать, не общепринято. И мне . . .

23.11.2017
13:50

Глубина оптимизма Свиридова.

    Не спросясь вашего позволения, читатель, я начну очень издалека. Но вы не будете в накладе. Шубин упрекает Карла Маркса в самообмане, дескать, революционные дела в . . .

19.11.2017
12:23

Царя жалко.

    Пишу по сомнительной привычке отчитываться. Фильм “Матильда” настолько нашумел*, что не посмотреть его я не мог. А посмотрев, вот, отчитываюсь. Не стоил он шума . . .

10.11.2017
16:42

Несколько догм.

    Необходимо начать с себя. У меня есть товарищ. Соученик в 4-го класса. 70 лет, получается, мы с ним знакомы. Он совершенно чурается искусства, а тем более – . . .

09.11.2017
14:16

Эстетический аморализм.

    Только что произошло чудо. Я кончил читать роман Леонтьева “В своём краю” (1864). И чудо было в том, что я не мог оторваться от чтения. Я даже терял представление о . . .

08.11.2017
10:27

Утрилло.

    Я могу быть собою доволен. – Я мельком увидел кусочек картины… Нет не так. Картину-то мельком я увидел всю. Но врезался в память глухой забор. И я себе сказал, что . . .

07.11.2017
09:28

Раз на раз не приходится?

    Восхитившись “Грехом” Прилепина, я стал читать вещь “Санькя” (2006). – Не идёт. И не потому, что предмет изображения – отвратный: нацболы, а потому что в каждой . . .

03.11.2017
15:03

Ущербность. Чья?

    Норштейн сумел уловить в рисунках своего мультфильма то, что историки и аналитики так тщетно пытаются определить как "менталитет" русского человека, и именно в . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100