TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


03.10.2018
15:50

Имею ли я право?

    Имею ли я право писать, если у меня нет развёрнутого толкования музыкального произведения (плюс у меня нет музыкального образования)? Мне, видите ли, хочется . . .

30.09.2018
11:29

Нерастраченная сила, неразгаданная грусть.

    Какой-то юбилей (или не знаю, что) Татьяны Дорониной. Смотрю какую-то о ней передачу по ТВ. И поражаюсь. Насколько никто не может высветить, чем её игра отличалась от игры других артисток… Все ахают. Междометиями или более развёрнуто. А за что именно, не говорят.

    Ситуация точно такая, как с живописью и её освещением искусствоведами тогда, лет 65 назад, когда я возмутился и поклялся в душе: кончу учиться и займусь самообразованием, чтоб самому знать, за что именно Леонардо да Винчи считают гением.

    Благо, репродукции картин существуют. С театром хуже. Спектакли что-то не снимают на плёнку и ещё на что там теперь снимают. Чтоб конкуренции не составляло, что ли. Да и критики театральной я мало читал. Элементов театрального представления я так почти и не знаю. Что такое игра, не представляю.

    Может, среди артистов и нет творцов в том сверхценном смысле, как я это мыслю: подсознательное выражение подсознательного идеала автора (режиссёра) пьесы. Актёр – только краска в руках режиссёра, - слышал я сам от Мордюковой в каком-то интервью. – Правильно! Потому у меня ни одной статьи нет об актёре.

    Вот это говорение Дорониной с придыханием. Фальшь же! Так говорят только в предельно взвинченном состоянии. А она почему-то всегда в фильмах так говорит.

    Хорошо Натансон использовал по назначению эту фальшивость в своём фильме-насмешке над горе-социализмом (см. тут). – Получилось здорово. (Я хочу подозревать, что Натансон сам про себя не знал, что он предвидит трагический конец лжесоциализма – его просто несло горько смеяться над этим убогим общественным строем, что не может обеспечить счастья в любви двум любящим друг друга.) Вот знать бы, что Доронина сама отказалась там от придыханий, когда объявляла – стюардессой – о начале полёта самолёта… Что это не режиссёр ей запретил придыхать… Тогда б я признал её актёрское достижение в этой сцене (в ней не надо было смеяться над общественным строем – вот и нет фальши-придыханий). Но как об этом узнать?

    Посмотреть, что ли “Старшую сестру” (1966)? Тем более что я кино абсолютно не помню.

    Смотрю.

    Хм. Неужели Натансон и тут о том же по большому счёту? О чём сейчас говорят как о полном банкротстве партии после смерти Сталина… Ну не знали, чем большим зарядить, равноценным тому, чем зарядили после революции, переродившимся в другое, но ещё более понимаемое: подготовиться и выстоять в неимоверной войне… Идиот Хрущёв взял и предложил догнать и перегнать США по производству мяса и молока на душу населения и коммунизм, мол, будет в 80-м году… Над чем все (все!) смеялись.

    Нет, я теперь знаю про “Великое отступление” Тимашева, про 1930-1940 годы перерождения строителей социализма в мещан. Ну да… Но при том инерция революции с жаждой построить новый мир всё-таки ещё жила в ком-то. Я её ещё застал. В себе, по крайней мере, точно (хоть и жил изрядно мещанской жизнью – эстетическое моё самообразование в те годы, впрочем, мещанским не было). И в Натансоне, вижу это, тоже, так он на 17 лет меня старше. И в его Наде, старшей сестре, тоже искра божья горит – задавленная страсть к театру. Вот сцена после её бунта против мещанского дяди, принявшегося её сватать за своего подчинённого, серого инженера:

    "Надя (сестре): Почему всё стало теперь так сложно? Ты помнишь, мы жили в детском доме. Ты уже как-то ничего не помнишь… Там все жили, как при коммунизме. Один раз воспитатели хватились – в столовой нет корок от мандаринов. Оказывается, старшие мандарины не едят, оставляют младшим”.

    (Я понимаю: а сами едят корки.)

    Это про ту самую инерцию энтузиазма по устройству нового мира. А какой это новый мир – мещанский если?!.

    Таких придыханий, как в “Ещё раз про любовь”, всё же пока нет… Но сверхчто-то есть… есть.

    (Придыхания появились сразу за этой сценой.)

    Так это ж – от масштаба роли, которая не от инициативы Дорониной зависела…

    Ремарка автора (Володина) в пьесе (1961):

    "(Все с большим возбуждением, с тоской.)”

    Что от Дорониной требовалось, то она и выдавала. Где тут гениальность? Я б понимал, если б она по своей инициативе возбуждение выдала…

    Нет, если перечитать набор отрывков из статьи Белинского (я каждый из них ниже выделил абзацными отступами, чего ни в тексте Володина, ни в произнесении Дорониной нету)… Чтение, конечно, бледная тень сравнительно с тем, что послушать, как это произносит Доронина…

    "Надя: "Театр?.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их, как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии?

    Что же такое, спрашиваю вас, этот театр?.. О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений!..

    Вы здесь живете не своею жизнию, страдаете не своими скорбями, радуетесь не своим блаженством, трепещете не за свою опасность; здесь ваше холодное я исчезает в пламенном эфире любви...

    Но возможно ли описать все очарования театра, всю его магическую силу над душою человеческою?..

    О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!.." (И, выполнив то, что от нее просили, снова.) Прошу вас, послушайте мою сестру!”

    Укорочение текста Белинского не принадлежит Дорониной, оно – Володина.

    Пыл Белинского можно понять – он думал, что просвещением народа можно избежать сваливания России на путь капитализма (ему-то хотелось в социализм). Он зажигал собою будущих народников. Володин тоже в 1961-м думал спасти социализм от сваливания в мещанство. Так что: в 1966-м так же ещё думал и Натансон?

    А Доронина?

    Хоть бы полслова где прочесть о каком-то элементе игры…

    Ну вот:

    "Повседневность поглотила Надину жизнь. Но Доронина одним взглядом, проницательным и оценивающим, одной интонацией, сжатой и точной, напоминает, что внутри этой круглолицей простенькой девушки, как будто вполне примиренной с унылой обыденностью, происходит постоянная, интенсивная работа мысли.

    Лида, хрупкая, изящная, юная, готовясь к поступлению в театральную студию, читает вслух отрывок из “Войны и мира”. Перед этой домашней репетицией предстоящего экзамена Надя внезапно сбрасывает с себя передник. Одно незначительное движение, бытовой жест, а у Дорониной за ним — праздничность, святость всего, что связано с искусством.

    Сидя в уголке стола, Надя следит за чтением сестры. Только следит. Но на ее лице — отраженный свет той особенной поэтичной толстовской ночи, взволнованная тишина, тайна приобщения к первому чувству. В ней, а не в Лиде происходит то растворение в чужой жизни, то счастливое свойство “переселения” в другое время, обстоятельства, человека, которое составляет одну из главных пружин актерского таланта и которым так безусловно владеет Доронина” (http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=15&ved=2ahUKEwjk5b2lvbDdAhWRZlAKHS_SD9cQFjAOegQIAhAC&url=http%3A%2F%2Fkrispen.ru%2Fknigi%2Fbenjyash_01.docx&usg=AOvVaw3fmOvGUU-mFFbo8WLkVZ6A).

    Я этого сбрасывания передника не заметил. А ну посмотрим ещё раз.

    Посмотрел. Ни-ка-кого впечатления.

    А ну "счастливое свойство “переселения” в другое время”.

    Вот – лицо до начала выступления Лиды.

    А вот – во время.

    Хм. Действительно…

    Нет, оператор тоже подсуетился. Укрупнил план. Но и актриса… Да.

    Почему я самостоятельно прежде не восхитился?

    Наверно, потому что я низкий тип, и не могу отделаться от подавляющего всё впечатления сумасшедшей красоты этого лица. Или не знаю…

    У Володина ни одной ремарки нет о Наде в этом эпизоде. Но с фильмом же может быть совершенно иначе. Там актрису может натаскать режиссёр. Я знаю по одному случаю с собой. Мне надо было сменить фото на паспорте в связи с приближающимся 50-летием. Я пошёл в фотографию и заказал себе думать, что я являюсь явно единственным во всём обозримом мною искусство- и литературоведении, кто практически применяет для толкований произведений искусства теорию художественности по Выготскому. – Получилось фото, как сказал мне один, аристократа какого-то. А почти всегда я на фотографиях получаюсь плохо.

    Так что… Верное выражение лица может и не быть актёрским достижением.

    Не умеют выявлять элементы игры люди, взявшиеся это делать:

    "Надя Дорониной так готовно надевает новую "одёжку", так вежливо беседует с гостем, так чинно танцует с ним вальс и поет милый дядиному сердцу романс о калитке, что вполне соответствует представлениям об образцовой невесте. Но в ее серьезности, тщательности есть что-то и чрезмерное, настораживающее" (Там же).

    А как могло быть иначе, если у самого Володина знакомство кончается так:

    "НАДЯ. Ну и все, идите".

    Как можно иначе, чем чрезмерно, играть такой диалог уже у Володина?

    "НАДЯ (холодно). Ладно. Начнем сначала.

    УХОВ. Что — сначала?

    НАДЯ. Все.

    УХОВ. Надежда, не забывайся.

    НАДЯ. Садитесь.

    ВОЛОДЯ (сел). Что же, мне спешить некуда".

    Как ей велят обстоятельства в тексте, так она и играет. А где её собственное творчество?

     

    Мне кажется, я догадываюсь, зачем Натансон истошность Дорониной (а она появлялась и появлялась) решил применить в следующем фильме (в “Ещё раз про любовь”) уже для горькой насмешки над опростоволосившимся пред людьми и историей социализмом. Тут, в “Старшей сестре”, он этой истошностью попал в молоко. Настоящей-то перспективы заблудившемуся социализму не было (это хорошо обыгрывает равнодушное к людям время – пушечные выстрелы с Петропавловской крепости в Ленинграде по полдням, выстрел за выстрелом, дни и годы). А Натансон тем не менее обеспечил обеим сёстрам немещанские прорывы. Лиде – моральный (она, уже отбив своего Кирилла у жены – жена уехала к маме, сдавшись – Лида почувствовала, что семья-то у Кирилла с женой всё же была, и он к ней привык, и квартира-то – опустела для него, хоть, вот, Лида тут сидит). А Наде Натансон дал (как рояль в кустах) актёрский успех (только названный, а не продемонстрированный). Ну и Володя опять нарисовался, переродившийся в гордого. – Так это – личные прорывы, а не поступательное движение всего общества к коммунизму.

    Получился фильм-фальшь. (Почему, возможно, я его и не запомнил тогда.)

    Вот Натансон в следующем фильме потому и решил фальшью произношения Дорониной сыграть посущественнее – с горечью по поводу фальши добра.

    Но её-то заслуги в этом нет.

    Зато резкий танец-бунт при горе-сватовстве Володи вряд ли заслуга какого-то балетмейстера. Да и нет такого в титрах “Старшей сестры”.

    10 сентября 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340887  2018-09-30 17:48:35
Sweetheart
-

29.09.2018
12:36

Не можешь - садись в лужу!

    Я раздираем надвое: думаю, что о любом произведении искусства или околоискусства могу сказать что-то дельное (раз сотни статей написал), и что я только то и могу, . . .

28.09.2018
11:19

Что меня гложет?

    Толковать живопись я начал стихийно, со спора с одним однокурсником, считавшимся знатоком живописи (мы же на инженеров учились) и имевшим у себя, хоть он жил в . . .

27.09.2018
15:47

Стоит ли иное у Сорокина читать.

    Я считаю субъектную организацию важнейшим критерием авторского намерения. О. Меерсон Начну издалека и признаюсь, что я уже проверил ту мысль, которая у меня . . .

24.09.2018
12:08

Накрутил себя.

    Александров, помню, его фамилия. Председатель научной Пушкинской комиссии при Одесском Доме учёных… Я пришёл на заседание этой комиссии рановато. Он пришёл ещё . . .

23.09.2018
09:36

Есть шанс...

    Есть шанс как-то доказать, что у Эдуарда Мане идеал абы какой жизни (то есть – импрессионистский) был подсознателен. Мане. Гражданская война. 1871. Самым чётким . . .

21.09.2018
18:28

Над чем смеётся Рубин.

    Вначале я предложу читателю посмеяться надо мной. Я с произведениями искусства похож на кота из известной басни. Во всеоружьи юный кот На первую охоту вышел И . . .

19.09.2018
22:50

Николай Чоччасов

    Я не раз отступал от своего правила – открывать скрытый художественный смысл произведения неприкладного искусства. И обращался к произведениям и неискусства . . .

16.09.2018
14:11

Исписался.

    "В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка Ильи и Эмили Кабаковых “В будущее возьмут не всех”. Это итог работы за 6 десятилетий. И впервые . . .

15.09.2018
15:36

Наобум лазаря.

    Как я ни уверен в себе (из-за многочисленных совпадений моих мыслей с, в общем, общепринятыми), но меня угнетает непризнание больших авторитетов, и я в себе . . .

12.09.2018
10:23

Насколько чуток Владимир Крылов?

    Недавно (см. тут) я познакомился с репродукциями картин Владимира Крылова и (см. тут) поспорил с ним о Малевиче в связи с его, Крылова, видео https://www.youtube.com/watch?v=XMablvmxspg . . .

11.09.2018
12:30

Наваждение.

    Не могу оторваться от художника Андрея Тутунова. Я посмел спорить с именитым Маниным о художественном смысле иных его картин. И у меня совесть скребёт: не натянул . . .

09.09.2018
16:49

Не верьте своим впечатлениям, пока не дочитаете до конца.

    Читаю книгу “Они” (2005) – Слаповского и неприятно. Была б сатира – просто б бросил с самого начала. А тут не сатира. Вот уж которого персонажа по очереди вводит . . .

08.09.2018
12:26

Тяжело любить советский народ.

    Надо же… Написал статью, которую не взялся печатать обычно печатающий меня журнал. И отправили её оттуда в более смелое издание. А то пребывает под какой-то . . .

07.09.2018
10:34

Я допустил ошибку.

    Я когда-то допустил ошибку относительно Ильи Кабакова – назвал одну его картину произведением постмодерниста, художника не имеющего идеалов. А, получается, идеал . . .

06.09.2018
19:45

В муках отсутствия хорошего чтения.

    Я (вечно я с себя начинаю…) раз обратил на себя внимание редакции “Литературной газеты”. Принял участие в конкурсе критиков, по итогам была редакционная статья – . . .

05.09.2018
07:48

Бедность как ценность.

    Я слаб в анализе картин. Поэтому вынужден пользоваться чужими анализами. Но у меня есть претензия на силу синтеза. Так и там меня поджидают ловушки. Я ж себе . . .

31.08.2018
16:46

Сезанн: "Сезам! Не открывайся!"

    Нельзя возразить этому: "Сезанновский кубизм 1907-1909г. Так обычно называется первая фаза кубизма, для которой характерна склонность к абстракции и упрощению форм . . .

29.08.2018
15:15

Упрямство.

    Начинаю, как обычно, с себя. У меня есть (тут и тут) доказательства, что Рахманинов с самого начала был ницшеанцем и лишь иногда из него выныривал. А ницшеанство – . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100