TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.01.2019
20:54

То же, но в чём-то не то.

    Я вынужден повторяться. Потому что имею слишком оригинальное воззрение на искусство и слишком неизвестен, вообще-то, а публикуюсь в ограниченном количестве эл . . .

11.01.2019
19:05

Искренний Юдин

    На днях в фейсбуке у меня случился такой разговор:

    "- …народ и Сталина любил. Попробовал бы он не любить.

    - Воображения у вас не хватает. Сталина любили. Вы, наверно, молодая. Если поверите мне – я 38 года рождения – любил Сталина. Я был человеком, который не плакал уже несколько лет, когда Сталин умер. А тут – плакал. И, если сможете мне поверить, плакали очень многие. Я это видел своими глазами. Моя тётя очень боялась режима – он её чуть не зацепил. Но и она плакала. Так она сказала, удивляясь на себя. – Это всё, если вы можете поверить на слово. То самое, что я теперь никому не позволяю, и в первую очередь – себе.

    - …немножко о любви. Любить человека, которого НЕ любить – смертельно опасно,- это немножко не та любовь. Что до слез. Не так давно плакала вся Северная Корея навзрыд, когда хоронила очередного отца народов. Это слезы того же рода, на мой взгляд. Насколько я знаю, руководителей, недостаточно убивавшихся по вождю, лишили должностей, а некоторых просто казнили. Модель одна и та же. И я не считаю, что человек, находящийся внутри событий, априори объективнее того, кто смотрит со стороны или через время.

    - Нет. Нет у вас воображения. Я и моя мама (я безотцовшина с войны, с 6 лет) понятия не имели о сталинских репрессиях. Мы очень маленькие люди. Из крошечного городка. Даже тётя упоминавшаяся, врач, стажировавшаяся у проф. Вишневского, кремлёвского врача, ничего не знала про вину Сталина. Большинство не знало. И про северных корейцев вы только и можете, что говорить "на мой взгляд", взгляд человека с малым воображением и опытом жизни. А судить "Насколько я знаю" - в принципе нельзя. Нельзя верить на слово. НИКОМУ”.

     

    А вот произведениям искусства – можно верить. Даже произведениям прикладного искусства, призванным усиливать знаемые, вообще-то, переживания и творимые умом, а не, в последней глубине, подсознательным идеалом.

    Есть такой феномен – массовые советские песни 30-х годов. Какие-то особенно радостные. Так как-то принято считать, что они не только те переживания усиливают, о которых словами поётся… “А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер…” (1936. Лебедев-Кумач и Дунаевский. “Песня Роберта” из фильма “Дети капитана Гранта”). "Песня была создана как один из вариантов главной песни для киноленты “Цирк”” (Википедия). Но её там вытеснила “Песня о Родине” (“Широка страна моя родная”); фильм образно демонстрировал, что СССР – самая лучшая для жизни страна мира; одно время “Песня о Родине” была кандидатом на Гимн Советского Союза. Так “Песня Роберта” тоже выходит за рамки хвалы всему хорошему и является образом страны Советов, понимаемой самою передовою по устройству, как общественному (нет эксплуататоров, контрастного общественного строя), так и по государственному (советы – на непрофессиональной основе, от народа). – Впереди планеты всей (по темпу индустриализации – даже и объективно – так хвастать было чем, а субъективно – и много чем). И в то время такой скрытый смысл имели и все советские массовые песни. И таково было мнение о стране большинства в стране. И песни не врали. Чему доказательством является отсутствие срывов “голоса”.

    А в кинокомедии “Сердца четырёх” (1941), наоборот, то же выражали даже и срывы, или даже нарочитый абсурд – комедия ж.

    Как могла математик Галина Мурашова быть причастна к экспедиции профессора астрофизика в летние лагеря? Ну пусть из-за платонической симпатии к ней этого профессора – в одном университете они работают. Но как биолог Глеб Заварцев в те же лагеря едет? В университете все эти специалисты объединены одной функцией – обучать студентов разных факультетов. Но в лагеря-то летом им вместе зачем? – Мол, читать там лекции, кому попало, просвещать народ. А на самом деле только затем, что так надо для любовной интриги. Нагло. Смешно. И уже потому – то, что надо. – Радость-то, всеобщая и повсеместная, страну пе-ре-пол-няет. – Сойдёт. И даже – через наоборот – тем паче сойдёт.

    Этот Глеб – ежеминутное посмешище. Как можно в такого кому бы то ни было влюбиться? – Никак. Тем более – влюблённой в неотразимого лейтенанта Колчина Шурочке, младшей сестре Галины. – Так нет. Шурочка всё-таки Глеба оценивает:

    "Галина: Шура! Знаешь, мне хочется сказать тебе одну вещь.

    Шура: Ну. Скажи одну вещь [а в фильме всё время эпизоды-первёртыши. Недавно, точно те же слова обе говорили о том же Колчине по инициативе не Галины, а Шуры].

    - Мне кажется, что я в Колчине чуточку ошиблась.

    - А тебе не кажется, что ты в Колчина чуточку влюбилась.

    - Что за глупости. Я говорю о нём как о человеке. Да, в нём есть воля, культура, ум, характер.

    - Нет. Это можно сказать (мечтательно поднимает глаза кверху) о Заварцеве.

    - Заварцев. Заварцев удивительно легкомысленный и пустой субъект.

    - (вспылив) Ну уж!.. Знаешь, не тебе судить о Заварцеве!

    - Не тебе судить о Колчине”.

    Так Колчин хоть раз за разом выходил победителем в эпизодах-столкновениях с Галиной. И, в конце концов, всего от одного только её слова, - что математическую задачу он решил неверно, - он её перерешил верно, - она покорена оказалась его волей, умом и характером. Плюс он неизменно сногсшибательно красив. Не понятно, как Галина до сих пор не замечала этого. – Впрочем, понятно: ремесленная завлекаловка через наоборот.

    Но в результате, - тоже через наоборот (только несерьёзно), у Шуры с Заварцевым, - притяжения двух отвергнутых: Заварцева – Галиной, Шурочки – Колчиным.

    Да здравствует несерьёзность и лёгкость!.. – Как бы восклицает народ-победитель в свободное от трудовых подвигов время.

    И сыплются смешные абсурды за абсурдами.

    Под перевёрнутой лодкой (прятались от дождя) Заварцев с Шурочкой, а на лодке (дождь кончился; пришли и сели на лодку Колчин с Галиной). – Шурочка чихает. Галина говорит: “Будьте здоровы”… Колчину. Заварцев чихает. Колчин говорит: “Будьте здоровы”… Галине.

    И т.д. и т.п. – То, о чём Вейдле с презрением писал:

    "…современный роман или драма показывают нам автоматических действующих лиц, не оказывающих никакого сопротивления авторскому щелчку, посылающему их направо или налево” (Умирание искусства).

    А тут, у кинорежиссёра Юдина, это прекрасно работает, пусть и не как эхо эйфории от всемирно-исторических побед только что построенного социализма (так лишь называемого, как потом оказалось), а как "охватившая все общество хвастливость и самоуспокоенность” (Александров. http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005a/00011677.htm).

     

    Ну где такое подумать о советских людях моей корреспондентке через 120 лет после тех событий… Она способна на режиссёра подумать только, что он притворялся.

    7 декабря 2018 г.

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
341033  2019-01-11 19:06:16
Воложин
-

10.01.2019
13:14

Духовное или душевное?

    Идеалистом, наверно, можно считать того, кто повышенно ценит духовное. Именно духовное, а не душевное. Потому что душевное не относится крайне негативно к грехам . . .

08.01.2019
17:06

Разлетелись

    От лицезрения провалов революций в XIX веке в Западной Европе и так и не начавшейся революции в России некоторые художники пришли в ТАКОЕ отчаяние, что стали . . .

04.01.2019
14:38

Вы как хотите...

    Вы, как хотите, а на меня эти слова Александрова производят как бы гипнотическое действие: "…неживое в модерне живёт активно, а живое мертвеет и застывает . . .

03.01.2019
14:33

Гоголь в трансе

    Близится Новый Год. Как его встречать? – Надо попробовать писать статью о гоголевской повести “Ночь перед Рождеством”. Я не уверен, что я её читал, но почти . . .

02.01.2019
16:41

Лишь Россия живёт вопреки или со всеми что-то неладно?..

    С реставрацией капитализма в России я заметил, что стал не моден историзм. Наверно, из-за свержения с пьедестала почёта исторического и диалектического . . .

25.12.2018
17:16

Живописные аналоги победного Высоцкого

    Хоть плачь… Когда я иллюстрировал мысль о мажорной пастозности художника Игоря Попова (тут), меня поразило, насколько он схож с художником Стожаровым. Аж . . .

21.12.2018
22:14

Тонус

    Честный критик, выступая перед аудиторией, обязан честно признаться: “Господа! Сегодня по случаю юбилея Шекспира я хочу поговорить о себе...” Фридесберт Туглас . . .

21.12.2018
13:05

Эх, тоска, тоска!.. (Опыт медленного чтения)

    — А почему “Петербург Достоевского”? — спросил Т. — Что это у вас, то Толстой, то Достоевский? — Ревнуете? — усмехнулся Ариэль. — Напрасно. Главная культурная . . .

20.12.2018
14:27

Много-много почему

    Я нашёл много ответов на вопрос “почему” об элементах в новгородской иконе “Чудо Георгия о змие” (конец XIV в.). Почему в пасть змея колет Георгий. – "Поскольку . . .

19.12.2018
20:33

Слепой я

    — Подымите мне веки: не вижу! Гоголь. Вий. Точно! Это ж, как Чехов! Ничего не происходит. Читать скучно. Счастья нет. Виновных – тоже. Так устроен Этот мир . . .

17.12.2018
16:53

О бедном поэте замолвите слово

    Как ни дико это звучит, иномирие существует объективно. То, что вне нашей Вселенной, есть иномирие. И им является физический вакуум. В каждой частичке этого . . .

15.12.2018
21:23

Вот я и дочитал...

    Вот я и дочитал до конца книгу Шаргунова “Свои” (2018). Последний рассказ – о Катаеве времени после написания им романа “Алмазный мой венец”. Ницшеанского (см. тут). . . .

14.12.2018
13:34

Незамеченный церковью бунт Караваджо

    Когда воевали Контрреформация и Реформация, каждая сторона выступала со своими догматами. Для католиков главным было, что представитель Христа на земле – папа, а . . .

12.12.2018
14:36

Сал-ах, какой хороший художник!

    Две недели тому назад Таиру Салахову исполнилось 90 лет. А два года тому назад в Третьяковке впервые открылась персональная выставка его работ. Наверно же, он . . .

09.12.2018
11:16

Чары Клода Лоррена

    B> Вы будете смеяться, но я, наконец, нашёл удовлетворяющее меня описание “прибрежных” картин Клода Лоррена. У Сапронова – http://summa.rhga.ru/edin/pers/detail.php?rraz=&ELEMENT_ID=5125 . . .

06.12.2018
09:51

Пощёчина? - Или я отвечу?

    На днях я впервые столкнулся с Веронезе (см. тут) и истолковал его, как представителя Позднего Возрождения, трагического героизма, надеющегося на скорейшую победу . . .

01.12.2018
11:25

Про муть

    На днях я услышал мысль, меня чем-то поразившую. Что Павлов, намереваясь перейти с собак на людей в опытах на рефлексы, предполагал испытуемыми взять артистов. Те, . . .

30.11.2018
14:09

Не ахти что

    Я смущён. Собою. Я заметил, что зачастую стал писать не потому, что меня распирает вдохновение, а потому что люблю писать. Нет, я, конечно, учитываю нужду читателя (да . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100