Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
02.04.2020 |
Всё глубже и глубже и глубже. (Читаем Лосева.)
|
||||||||
31.03.2020 |
Поражение, почти равное победе
|
||||||||
29.03.2020 |
|
||||||||
28.03.2020 |
|
||||||||
26.03.2020 |
|
||||||||
25.03.2020 |
|
||||||||
24.03.2020 |
|
||||||||
23.03.2020 |
|
||||||||
22.03.2020 |
|
||||||||
14.03.2020 |
Кошмар Имея довольно мало объективных доказательств естественно нарываться на провалы. Это я о приходе Шнурова в политику в “Партию Роста”, партию капиталистов. Либерально-консервативаной она себя позиционирует. То есть – поменьше государства в экономике. Пошёл туда Шнуров вопреки моему (неведомому для него) мнению, что подсознательным его идеалом является антикапитализм (см. тут и тут). То есть что? – Коммунизм, наверно, с его анархией (без центральной власти, или с федерацией федераций по Прудону, что как-то смыкается с либеральной жаждой “поменьше государства”). И я не знал, как мне реагировать (а реагировать надо, если я честный и если у меня есть уверенность в теории художественности, по которой художественный смысл нецитируем). То есть, если, скажем, Шнуров издевается над Путиным с его политикой вмешательства государства в экономику в целях политики “социальное государство”, запрещает предпринимателям то и сё во имя блага нанимающихся на работу (например, за увольнение в предпенсионном возрасте штраф до 200 тыс.рублей или в размере зарплаты или иного дохода за период до 18 месяцев либо обязательными работам на срок до 360 часов {3.10.2018}). Издевается Шнуров в ответ на весной 2018 начавшиеся разговоры о пенсионной реформе ровно в то же время? Как “Окна РОСТа” Маяковского (слушать, например, тут):
Ну так и кажется, что это предпринимательская агитка всё-таки. Артистичная, через наоборот: сожалеет, что НЕЛЬЗЯ… то и то, и то… За вседозволенность, мол, Шнуров. Путём умственной эквилибристики можно себе объяснить, что так прорвался идеал коммунистической анархии (которая без, повторяю, центральной власти). Но. Что-то заумно. Так я б молчал, не наткнись я на нечто объективное: ""В 1999 году, когда мы сидели вместе с Владимиром Сорокиным (писателем. – Авт.) в кафе, я ему сказал: "Мне кажется, я спиваюсь". На что он мне ответил: "Сергей, вы не можете спиться, потому что больны совершенно другим наркотиком. Называется “искусство”. Спиться вам нереально!" И я с утроенной силой начал пить”. (Из интервью журналу “Телепрограмма”)” (https://www.anews.com/p/105042191-sergej-shnurov-ot-bydlorokera-do-millionera-kak-oglamurilsya-shnur/). Шнуров духарится, да. Но Сорокин-то – нет! – А что такое Сорокин? Самоцитата: “Сами бессмысленные слова, мы видели, были поначалу средством очень даже эмоционального выражения, казалось бы, авторской ненависти к русскому бунту, бессмысленному и беспощадному, как о нем думал глуповатый пушкинский Петр Гринев, а теперь присоединяется, казалось бы, отнюдь не глупый сорокинский Гусев. И терпение русское он, казалось бы, ненавидит. И патриотизм. И вообще все, что вот уж десятилетие (в 94-м же вышла вещь) не позволяет России вестернизироваться или хотя бы смириться с компрадорским и унификаторско-глобалистским подстиланием ее верхов под Запад. Казалось бы. Но! Такой вывод был бы верен, если б в “Норме” не было пустых страниц, не было бесконечных строк из букв “а”, не было сотен бессмысленных слов. Так, кстати, часто “Норму” (скрыв, что она гусевская) и публикуют в интернете. Да вот они ЕСТЬ – те пустые страницы и прочая нечитабельность. – В чем дело? – А в том, что Сорокину (пожалуй, не Гусеву) потребовалось вызвать в читателе некую неприемлемость только что прочитанной им антисовковости. (Нужно, конечно, читателю подвергнуть себя здоровенному истязанию – попробовать хотя бы почитать белиберду – чтоб убедиться в этом феномене отрицания отрицательного. Не все это могут. И – ошибаются насчет Сорокина, о Гусеве даже и не вспоминая.) Нет. Конечно. Возвращения к совковости Сорокин не хочет. Совок это обыватель, когда-то воодушевившийся-таки навязанной ему высокой идеей коммунизма, а по мере ее обанкрочивания по привычке так с ней, обессмысленной, и оставшийся жить. Зато в будущем (относительно времени написания "Нормы"-1983) открывшаяся обывателям перспектива жить без навязанного высокого (то есть перспектива жить только низким) тоже не сахар, по Сорокину. То есть западным человеком <…> он не стал” (http://art-otkrytie.narod.ru/sorokin.htm). И Шнуров не стал. Поразительно, что он не чует, что теперь левый поворот России совершают не левые. А Путин. В том числе и не бросая страну в очень опасный момент консолидации против неё вековых врагов внешних (Запада) и внутренних (5-й колоны). Ну, не чует, так не чует. Бог с ним. Зато он остаётся под влиянием своего подсознательного идеала коммунизма с того анархией. И потому с такой страстью ополчился теперь на согласие Путина: “Как вы, дорогие друзья, решите, как вы проголосуете 22 апреля, так и будет”.
Получается с этим нецитируемым художественным смыслом, как в том анекдоте, когда муж застукал жену с любовником, а она ему и говорит: не верь своим глазам, верь моей верности тебе. Шутки шутками, а идее художественности как наличию следов подсознательного идеала грозит неприятие её массами. Ну, в самом деле, странность применения мата в высоком (неприкладном) искусстве при таком распространении мата в жизни неожиданностью, признаком следа подсознательного идеала не кажется. Как и необыкновенность аскезы Путина, применённая в ёрничании насчёт него на фоне издевательств над ним в фейсбуке тоже не выглядит неожиданностью. Но что если всё-таки это – неожиданности. – Тогда Шнуров остаётся художником с коммунизмом в качестве сокровенного. 12 марта 2020 г.
|
||||||||
13.03.2020 |
Целесообразность одного теоретического допущения в науке об искусстве
|
||||||||
11.03.2020 |
Геометрические страсти, в частности, бесстрастие
|
||||||||
10.03.2020 |
|
||||||||
09.03.2020 |
|
||||||||
02.03.2020 |
|
||||||||
01.03.2020 |
|
||||||||
26.02.2020 |
|
||||||||
25.02.2020 |
Смысл - сохраниться при изменении и сохранить изменившееся
|
||||||||
24.02.2020 |
Как родилось Северное Возрождение
|
||||||||
23.02.2020 |
|
<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"